Ашдод, 3 декабря 2021 г.
Церковь, недавно обнаруженная в портовом городе Ашдод, может оказаться одной из самых ранних и крупнейших христианских базилик в Израиле.
Она также является одной из самых уникальных на Святой Земле, поскольку археологи нашли массовые захоронения на всей ее территории, в том числе несколько могил и надписей, упоминающих диаконис и других женщин, сообщает газета «Haaretz».
Остатки церкви были впервые обнаружены еще в 2017 году, а к настоящему времени она почти полностью раскопана. В июле 2021 года на этом месте была отслужена Божественная Литургия, и вознесены молитвы об упокоении тех, чьи останки здесь захоронены. Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III призвал израильские власти сохранить руины исторического храма.
Специалисты считают, что трехнефная базилика со множеством пристроенных помещений и приделов была воздвигнута в IV или V веке и украшена великолепной мозаикой. Они также предполагают, что массовые захоронения свидетельствуют о бушевавшей в Византии и Евразии в VI веке эпидемии — так называемой «Юстиниановой чуме».
«Помимо необычно большого количества погребальных надписей и специально отведенного места для погребения женщин, мы обнаружили, что церковь похожа на одно сплошное огромное кладбище. Везде, где мы ведем раскопки, находим эти странные груды скелетов», - сказал профессор Александр Фанталкин из Тель-Авивского университета, возглавляющий археологическое исследование.
Старейшая надпись, датируемая 416 годом, гласит: «В память о священнике Гаиане и диаконисе Севере». Столь ранняя дата подсказывает, что это здание существовало еще до мозаичного мощения нефа церкви.
«Подобного рода мемориальные надписи не редкость для церквей византийского периода, но такое количество диаконис и женщин, упомянутых в одной церкви, является редким явлением», - заметил профессор Йосеф Патрих из Института археологии Иерусалимского университета, принимавший участие в раскопках.
В центральной апсиде церкви находились главный престол и рядом с ним гробница. Предположительно, в ней покоились мощи святого или святой, в честь кого была освящена церковь. К сожалению, не сохранилось никаких мозаик или надписей, которые могли бы помочь идентифицировать святого.
А. Фанталкин считает, что гробница могла быть связана с одной из четырех дев — дочерей святого Филиппа (апостола от семидесяти, одного из первых семи диаконов), обладавших даром пророчества (Деян. 21:9).
Также сохранился памятник «святой матери Софронии», которая могла быть настоятельницей соседнего монастыря.
«Церковь диаконис», как некоторые сегодня ее уже окрестили, пострадала от большого пожара около 600 года, возможно, связанного со стихийным бедствием, таким как землетрясение, или персидским вторжением в начале VII века (Ирано-византийская война 602-628 годов).
Источник: https://orthochristian.com/143237.html