Митрополит Перистерийский Григорий
Митрополит Перистерийский Григорий выступил недавно с курьезной инициативой – лишить Русскую Православную Церковь автокефалии на 5 лет в наказание за принятие в свою юрисдикцию священнослужителей и мирян Александрийского Патриархата, которые сочли для себя неприемлемым пребывание в юрисдикции иерархии, вступившей в евхаристическое общение с заведомыми раскольниками – Думенко и его присными – и последовавшее затем учреждение экзархата на территории Африки. Иными словами, Григорий (Папатомас), канонист, известный своими оригинальными концепциями, которые ранее всерьез не принимались, обвиняет Русскую Церковь во вторжении на каноническую территорию Александрийского Патриархата.
Между тем изначально юрисдикция Александрийского престола распространялась на Египет, Ливию и Пентаполь, ныне составляющий часть разрушенного агрессорами Ливийского государства: «Да хранятся древние обычаи, принятые в Египте, и в Ливии, и в Пентаполе, дабы Александрийский епископ имел власть над всеми сими. Понеже и Римскому епископу сие обычно, подобно и в Антиохии, и в иных областях да сохраняются преимущества Церквей…» (6 прав. I Всел. Соб.), но не на Африку – в эпоху Вселенских Соборов Африкой назывался диоцез с центром в Карфагене, приблизительно соответствующий современному Тунису и восточной части Алжира. Начало реального присутствия Александрийской Церкви в странах за пределами Египта восходит к 1920-м годам. Распространение юрисдикции Александрийской Патриархии на целый континент не оспаривалось ни одной Поместной Православной Церковью, в том числе и Русской Церковью.
Но ситуация радикально изменилась в 2020-м г., после того как Патриарх Александрийский вступил в евхаристическое общение с украинскими раскольниками. Канонически сознательные клирики и миряне не могли уже после этого оставаться под юрисдикцией раскольнической иерархии. Они, естественно, искали правомерный выход из возникшего кризиса и нашли его в обращении к священноначалию Русской Церкви с просьбой о принятии их в общение. Иного решения, кроме как принять в общение и каноническое окормление тех, кто осознал пагубность раскола, в который их втягивали расколоначальники, не могло быть. После отпадения от Православия Предстоятеля Алекандрийского Патриархата в каноническом отношении Африканский континент стал для Православной Церкви диаспорой. Вопрос о восстановлении канонической монополии Александрийского Патриархата в Африке может рассматриваться лишь после того, как будет преодолен раскол, и отпавшие от Православии иерархи будут чрез покаяние приняты в общение каноническим священноначалием.
Своеобразное учение о «пентархии» сложилось в IX веке
И вот, после предпринятых Московской Патриархией канонически правомерных действий апологетом Думенко выдвинута была экзотическая идея о предании Русской Церкви суду. Вершить этот суд митрополит Григорий (Папатомас) предложил Собору пентархии, при том, что каноны не предусматривают ни подобных учреждений, ни подобных процедур. Как известно, своеобразное учение о «пентархии», т.е. о том, что в Церкви может быть лишь пять Патриархов, подобно тому как есть только пять чувств, и вся Вселенная должна быть поделена между ними, сложилось в IX веке. Учение о «пентархии», лишенное и канонических, и исторических оснований, давало впоследствии филетистам из Константинопольского Патриархата мнимые доводы в отстаивании церковной гегемонии над не-греческими Православными Церквами. Между тем уже III Вселенский Собор, подтвердив в своем 8-м правиле автокефалию Кипрской Церкви, которую оспаривала Антиохия, не оставил никаких разумных церковных оснований для развития учения об исключительных преимуществах пяти первых Престолов христианского мира. Помимо автокефальной Кипрской Церкви во главе с архиепископом, со времени святого Императора Юстиниана существовала также автокефальная Церковь Новой Юстинианы, Предстоятель которой титуловался архиепископом, с ней преемственно связана автокефальная Охридская архиепископия. В историческом плане учение о пентархии утратило какую бы то ни было почву для своего существования после отпадения от Вселенской Православной Церкви первенствовавшей до тех пор в диптихе Римской кафедры, которая, впрочем, и раньше отвергала это учение, усваивая себе универсальную юрисдикцию, что, собственно, и послужило главной причиной раскола в 1054-м г.
С тех пор прошло без малого тысячелетие, и вот, уже в наше время, в 2011-м г., с легкой руки Патриарха Варфоломея заговорили о неопентархии (новой пентархии), состав которой был сконструирован следующим образом: 4 древних Патриархата и Кипрская церковь, а ныне митрополит Григорий (Папатомас) предлагает усвоить этому существующему лишь в воображении и на словах некоторых церковных деятелей учреждению верховную судебную власть в Церкви Христовой, взамен Вселенского Собора, предать суду неопентархии автокефальную Русскую Церковь in corpore и утвердить на этом суде заранее им лично вынесенный проект – приговор в виде лишения автокефалии на 5 лет. Прецедентов подобных судебных процессов неизвестно, церковным судам никогда не подвергались ни Поместные Церкви, ни епархии, ни приходы, ни монастыри, а только миряне и клирики персонально, обвиняемые в учинении раскола, уклонении в ересь или в иных церковных преступлениях. Высшая судебная власть в каждой автокефальной Церкви осуществляется абсолютно самостоятельно, с вынесением приговоров окончательных, не подлежащих пересмотру иначе как на Вселенском Соборе. Обвинение, предъявляемое Перистерийским митрополитом Русской Православной Церкви, неосновательно по существу, потому что, как уже было сказано, никто не обязан оставаться в юрисдикции епископа, уклонившегося в раскол, и принятие в каноническое общение клириков и мирян, вышедших из повиновения иерархам, уклонившимся в раскол, – это даже не право, а акт исполнения церковного долга. Канонические границы Поместных Церквей действуют применительно к тем только Церквам, которые остаются в лоне единой Святой Соборной Апостольской Церкви, а не к раскольническим или еретическим деноминациям.
Таким образом, затея митрополита Перистерийского представляет собой нагромождение нелепостей и заведомо не реализуема, но поскольку нет оснований подозревать ее автора в утрате здравого ума и доброй памяти, она, конечно, и не была рассчитана на то, что будет доведена до предлагаемого результата. Это провокация, вероятнее всего, нацеленная на углубление кризиса во взаимоотношениях между Поместными Православными Церквами, иначе говоря, на подрыв Православия.
Едва ли мы имеем дело с личной инициативой, скорее, это выполнение заказа со стороны
В таком случае едва ли мы имеем дело с личной инициативой, скорее, это выполнение заказа со стороны. В свое время объявлено было официально, что после победы над коммунизмом в результате холодной войны Православная Церковь должна рассматриваться в качестве главного врага «свободного мира».
В оригинальной статье митрополита Григория содержится существенная историческая ошибка, которую, впрочем, делают многие авторы и кроме него – о получении автокефалии Русской Церковью от Константинопольского Патриархата. События этого никогда не было. Русская Церковь не получала автокефалии – она вынуждена была разорвать общение с кириархальной Константинопольской Патриархией, отпавшей от Православия на одиозном Флорентийском соборе, и тем самым обрела автокефалию, не нуждаясь при этом ни в каких томосах со стороны раскольнической или прямо еретической иерархии, – и не в 1589-м, а в 1448-м г.: в 1589-м г. издана была Уложенная грамота об учреждении патриаршества в Москве, подписанная среди прочих архиереев и Предстоятелем Константинопольского Патриархата, к тому времени возвратившегося из унии в лоно Святой Соборной Апостольской Церкви, где Русская Церковь неизменно пребывала на протяжении всей своей истории со времени Крещения Руси.