Игуменья Анастасия (Иванченко): «Здесь все вокруг призывает человека к делу, к бодрости, к борьбе»

«Это место, где душа встречается с Богом. Тут Господь говорит тихим шелестом ветра», — так поэтично описывают паломники свои впечатления от посещения женского Свято-Иннокентьевского монастыря в с. Раздольное. Обитель основана в 2007-м году и расположена в суровых климатических условиях с малочисленным населением. Бытовые тяготы, географическая удаленность и «каторжная» история этих мест формируют особые впечатления от посещения монастыря, наполненные глубоким духовным чувством.

О том, как живет обитель в таких непростых условиях, каково ее значение для этих мест и как святитель Иннокентий Московский, ее небесный покровитель, помогает ей, мы беседуем с настоятельницей монастыря игуменьей Анастасией (Иванченко).

Свято-Иннокентьевский монастырь Свято-Иннокентьевский монастырь

«Наши земляки только открывают для себя Церковь»

— Дальний Восток — это регион, где, по статистике, сегодня самый низкий уровень религиозности. В то же время эта территория стратегически значима не только географически, но и духовно — эти земли были местом ссылки для десятков тысяч людей, местом «страшного эксперимента над человеческими душами». И именно здесь на многие годы была уничтожена духовная жизнь — вплоть до конца 1990-х годов прошлого века. Расскажите, как начиналось ее возрождение?

­— Территория Еврейской Автономной области большая — 36 000 кв. км. В начале 1990-х годов духовнику нашего монастыря иером. Иоанну (Каплуну) пришлось быть единственным священником на всю область. Храмов не было ни одного, существовало лишь несколько малочисленных приходов, собиравшихся для молитвы в приспособленных помещениях. Земли тут тоже дикие, малонаселенные, поэтому многое тут пришлось совершать впервые. Первые службы, первые Крещения, первые литургии. И если по среднему и нижнему Амуру проповедовал еще сам святитель Иннокентий Московский со сподвижниками, то северней — по территории Транссиба и особенно БАМа — приходится впервые проповедовать и служить нашим современникам.

Наши земляки только открывают для себя Церковь. Знакомство это проходит весьма осторожно. На это требуется немало времени и усилий. В нашем монастыре, например, довольно продолжительная подготовка для желающих креститься. В условиях нашей области это необходимое дело, так как многие не видят разницы между Православной Церковью и сектантскими течениями.

Наши земляки только открывают для себя Церковь. Знакомство это проходит весьма осторожно

Как-то, добираясь в автобусе до города, мы стали свидетелями следующего разговора. Одна сельчанка объясняла другой, что в нашем монастыре для того, чтобы креститься, нужно ходить на занятия и читать Евангелие. «Читать Евангелие?! — с удивлением переспросила другая. — А они что, не православные?» Само слово «Евангелие» у людей часто ассоциируется с сектами, которых большое количество на территории нашей области. А уж о монашестве и монастырях люди, первый раз посещающие наш монастырь, имеют очень смутное представление и часто очень удивляются, что сестры не выходят замуж и не имеют детей.

Проповедь, обращенная к местному населению, должна быть проста, серьезна, искренна и совершенно чужда всякого лицемерия и выспренности

— В чем особенность православной миссии на Дальнем Востоке?

— Что действительно отличает наши земли от центральной России? В первую очередь это климат и ландшафт. Несомненно, они влияют на психологический и духовный облик человека. Всем известен суровый климат Сибири, и Дальний Восток в этом смысле не исключение. Но в то же время здесь самое большое количество солнечных дней в году по сравнению с остальной Россией. Визуально — очень высокое синее небо, яркое солнце, сухие морозные зимы и очень жаркие летние дни — все это в окружении потрясающе красивого ландшафта из перемежающихся сопок, рек, озер, полей, тайги и болот. Здесь мало освоенных мест, все вокруг само собой призывает человека к делу, к бодрости, к борьбе.

Русский народ и так слывет во языцех достаточно суровым и диким, на Дальнем же Востоке эти черты особенно обострены. Тут редко встретишь изнеженных модных хипстеров и вейперов, соответственно, и проповедь, обращенная к местному населению, должна быть проста, серьезна, искренна и совершенно чужда всякого лицемерия и выспренности.

«Первый из всех святых помощник»

Святитель Иннокентий, митрополит Московский Святитель Иннокентий, митрополит Московский — Чувствуете ли вы покровительство святителя Иннокентия Московского вашей обители, и если да, то в чем оно проявляется?

— Для сестер монастыря святитель Иннокентий – первый из всех святых помощник в их нуждах. Кто-нибудь заболел — читаем канон нашему святому, авария в котельной (сестры сами отапливают монастырь) — «святителю отче Иннокентие, помоги!», не хватает средств на строительство или на необходимые хозяйственные нужды монастыря — и тут не обходимся без его помощи.

Помню случай, когда нам нужна была определенная сумма для оплаты пиломатериалов, а поставщик не мог ждать. Во время службы священник и сестры молились об этой нужде Богу в храме Свт. Иннокентия, поминая слова Спасителя нашего Иисуса Христа: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк. 11, 9–13). А к концу службы приносят почтовый перевод с необходимой суммой. Таких случаев множество, наш монастырь молодой, и нам приходится постоянно что-то строить, благоустраивать и осваивать территорию, обустраивать быт сестер.

«Это место святое. Оно не должно быть заброшено»

— Матушка Анастасия, как и чем живет монастырь сегодня, каковы планы по благоустройству?

— В нашем монастыре всего 8 насельниц:: 6 монахинь, одна инокиня и послушница. На территории монастыря располагается деревянный храм во имя Святителя Иннокентия Московского, келейный каменный корпус с домовой церковью во имя иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Есть источник, посвященный святителю Иннокентию, за водой из которого приезжает много людей. Имеется небольшое подсобное хозяйство, лошадка, куры. Сестры сами делают восковые свечи, пекут просфоры и хлеб, занимаются рукоделием для продажи (выпускают печатную продукцию, плетут четки, вяжут сумки), занимаются огородом.

Сестры сами делают восковые свечи, пекут просфоры и хлеб, занимаются рукоделием для продажи

Сейчас в монастыре идет строительство второго корпуса, где также планируется размещение сестер, так как в прежнем нам уже не хватает места, приходится жить в вагончике. Строительство идет медленно, средств не всегда хватает. Также недалеко от монастыря, в соседнем селе, находится наше подворье с каменным храмом и колокольней, где сестры тоже трудятся. Еще есть скит в с. Двуречье. Одна из наших монахинь несет послушание скитоначальницы и периодически проживает в скиту (в связи со строительными работами, которые там ведутся, пока нет возможности жить постоянно). К ней собираются сельские девочки, которые проводят там много времени, помогают в работах, учатся молитвам, занимаются рукоделием под руководством монахини-скитоначальницы.

Во всех этих трудах нам, конечно, помогают верующие люди, неравнодушные к монастырю. Помогают посильными средствами, продуктами, стройматериалами и просто своим трудом. Но, несмотря на множество нужд и забот, мы стараемся не забывать, что цель монашеской жизни — не в возведении красивых зданий и келейных корпусов, но, прежде всего, в делании евангельских заповедей, в хранении мира и любви между сестрами.

Игуменья Анастасия (Иванченко) Игуменья Анастасия (Иванченко)

— Вы упомянули о ските в селе Двуречье. Чем примечательно это место?

—В 2020-м году, по благословению нашего правящего архиерея владыки Ефрема, приход во имя Святых апостолов Петра и Павла в селе Двуречье был преобразован в скит нашего монастыря. В этом селе располагалась центральная лагерная больница Бамлага, Буреинского железнодорожного лагеря на станции Известковое. На месте лагерной больницы установлен поклонный Крест, к которому в день памяти святых новомучеников Биробиджанской епархии (13 июля) совершаются паломнические поездки. Недалеко находится небольшое здание — бывшая баня, построенная заключенными. В этом здании мы сейчас обустраиваем небольшую домовую церковь и несколько келлий для сестер. Напротив поклонного Креста стоит полуразрушенное двухэтажное здание, которое владыка Ефрем выкупил для скита у поселковой администрации. В этом здании мы планируем обустроить келлии для сестер, которые будут жить, трудиться и молиться на этом месте, а также места для паломников и небольшой музей, посвященный нашим новомученикам.

Во дворе этого здания и чуть дальше, в низине, располагалось лагерное кладбище, где в безвестных могилах лежат мощи наших новомучеников: муч. Иоанна Кульдурского, муч. Параскевы Кочневой; священномучеников прот. Нила Смирнова, свящ. Димитрия Розанова, диак. Григория Самарина и других. Это место святое. Оно не должно быть заброшено. На месте кладбища мы хотим сделать мемориал, чтобы люди знали и почитали место захоронения святых, ведь сейчас по нему просто ходят жители села, ходит скот, ездит транспорт.

На месте кладбища мы хотим сделать мемориал, чтобы люди знали и почитали место захоронения святых

На все, конечно, нужны немалые средства. Двухэтажное здание было заброшено, там нет окон, обветшала крыша, отсутствуют полы, которые местные жители сдирали на растопку. Там заново нужно проводить канализацию и электричество. Сейчас мы собираем пожертвования на это благое дело и молимся за всех, кто оказал нам помощь.

— Свято-Иннокентьевский монастырь сегодня известен далеко за пределами ЕАО, паломники едут со всей России и не только. Что они могут здесь посмотреть, какие святыни есть в монастыре?

­— В нашем монастыре есть икона святителя Иннокентия Московского с частицей его святых мощей, ковчег с мощами свт. Николая Чудотворца и св. муч. Анастасии Узорешительницы, ковчег с мощами древних мучениц Виктории, Конкордии и Викентии, ковчеги с мощами св. преподобноисповедницы Параскевы (Матиешиной) и св. блаж. Екатерины Пюхтицкой, ковчег с мощами святых благоверных князей Василия и Константина Ярославских. На нашем подворье в храме Мученика Иоанна Воина хранится старинная икона Божией Матери «Достойно есть», написанная на Афоне 120 лет назад, а также икона святых отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 гг. с частицами мощей свщмуч. Владимира, Митрополита Киевского, и священноисповедника Агафангела, митрополита Ярославского и Ростовского.

В храме Мученика Иоанна Воина на подворье очень необычный для наших мест иконостас: он сделан из дикого камня и расписан фресками в древнерусском стиле. Одна семья из г. Хабаровска ежегодно в годовщину своей свадьбы специально приезжает в этот храм и читает акафист святому мученику, призывая его молитвенную помощь. Очень часто паломники, один раз побывавшие в нашем монастыре, снова и снова приезжают к нам, часто останавливаясь на несколько дней — потрудиться и помолиться вместе с сестрами.

— Расскажите о нуждах обители, как можно помочь?

­— Во время нашего разговора я уже рассказала о нуждах монастыря. И те милосердные христиане, которые пожелают нам помочь, могут это сделать любыми возможными для них способами. Оказать финансовую помощь можно, перечислив средства на карту Сбербанка 4276700013141217, владелец карты игуменья Анастасия (Анна Юрьевна И.), с пометкой «на скит» или «на корпус», либо через форму на нашем сайте: https://sestra.site/pozhertvovanija/

Ну, и, конечно, мы будем рады всем, кто захочет потрудиться на благо нашей обители и во спасение своей души.

С игуменьей Анастасией (Иванченко)
беседовала Наталья Чиж

30 августа 2022 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Русский остров и его насельники Русский остров и его насельники
Рассказ настоятеля Свято-Серафимовского монастыря
Русский остров и его насельники Русский остров и его насельники
Рассказ настоятеля Свято-Серафимовского монастыря
Игумен Климент (Кривоносов)
Промысл Божий действует всегда с духовным тактом – Господь очень тактично входит в нашу жизнь: с миром, с любовью...
«Джеклондонские» места России «Джеклондонские» места России
Иерей Владимир Зимонов
«Джеклондонские» места России «Джеклондонские» места России
Иерей Владимир Зимонов
Конечно, эти отдалённые места не для всех. Но для человека, который может и хочет жить на лоне природы, лучше не найти.
«Приезжайте к нам на Сахалин!» «Приезжайте к нам на Сахалин!»
Архиепископ Тихон (Доровских)
«Приезжайте к нам на Сахалин!» Архиепископ Тихон (Доровских):
«Приезжайте к нам на Сахалин!»

Надо просто по-другому взглянуть на жизнь, понять, что не в одних только областных центрах можно спасаться и жить счастливой семейной жизнью. А «Сахалин – это духовная погранзастава».
Комментарии
Тамара 1 сентября 2022, 00:49
Божией помощи, дорогие сестры и матущка- игумения!! С любовью из Белоруссии!
Natalie30 августа 2022, 21:02
Божией помощи Вам, дорогие сёстры!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×