13 сентября Русская Зарубежная Церковь обретет нового, седьмого в своей более чем вековой истории Первоиерарха. Выборы состоятся в первый день Архиерейского собора. О том, как будет проходить избрание нового предстоятеля, какие задачи перед ним и всей Церковью стоят в ближайшее время, а также о Соборе в целом в интервью порталу Православие.Ru рассказал председатель предсоборной комиссии архиепископ Монреальский и Канадский Гавриил (Чемодаков).
Фото: Олег Варов / foto.patriarchia.ru
– Владыка, как будут проходить выборы Первоиерарха, кто будет участвовать в них?
Сначала мы отслужим молебен перед Курской Коренной иконой Божией Матери, а потом приступим к выборам
– Голосование будет проходить в нашем Синодальном Знаменском соборе в Нью-Йорке. Сначала мы отслужим молебен перед Курской Коренной иконой Божией Матери, а потом приступим к выборам. В соответствии с традициями, которым мы следуем с 1964 года, когда выборы Первоиерарха впервые состоялись в Северной Америке, все действующие архиереи могут голосовать за любого другого члена Собора. Для победы нужно набрать две трети голосов. Поскольку у нас 13 членов Синода, необходимо получить поддержку девяти из них. Если этого не произойдет, объявляется второй тур, в который проходят два или три епископа, набравшие наибольшее количество голосов. Если и там победитель не будет выявлен, его определит жребий. Единственный раз в нашей истории так было в 1986 году, когда Первоиерархом стал владыка Виталий (Устинов).
На последнем перед Собором заседании Синода мы также определили, что епископ не может голосовать за самого себя. И хотя это никак не отражено в документах нашей Церкви и никаких официальных запретов на сей счет у нас не существует, члены Синода пришли к выводу, что подобное голосование было бы неправильным.
– Каким образом будет объявлено имя нового Первоиерарха?
– Мы не планируем вести трансляцию, выборы пройдут за закрытыми дверями. Они могут занять как несколько минут, так и час или больше, особенно если придется тянуть жребий. Но как только станут известны результаты, мы сразу об этом сообщим.
– В преддверии Собора вы неоднократно говорили, что необходимо изучить протоколы предыдущих выборов. Что в них удалось найти и какие детали будут учтены в нынешнем голосовании?
– Как я уже говорил, в 1986 году итог определялся по жребию, в двух последующих случаях митрополиты (Лавр и Иларион) набирали по две трети голосов уже в первом туре. Предположу, что на сей раз будут даны некоторые дополнительные инструкции. В частности, как я уже упоминал, архиерей не может голосовать за себя. Кроме того, мы отметили еще два важных пункта. Прежде всего, новый Первоиерарх должен понимать, что он будет жить в Синоде Русской Зарубежной Церкви и возглавлять Восточно-Американскую епархию. Кроме того, он должен освободить свою прежнюю кафедру. Иными словами, он не может руководить двумя епархиями. К сожалению, в нашей истории уже были такие случаи, и необходимо понимать, что это невозможно.
– То есть ситуация, которая была с тем же владыкой Иларионом, который после избрания Первоиерархом еще около года оставался в Австралии, повториться не может?
– Да, это исключено. Единственное снисхождение может быть сделано, если предыдущая епархия нового Первоиерарха останется вакантной. В таком случае, конечно, можно будет пойти навстречу и разрешить новому митрополиту задержаться на некоторое время и оставить ее за собой, пока мы не найдем замену.
– Есть ли вероятность того, что Первоиерархом РПЦЗ впервые станет человек, не имеющий никаких прямых связей с Россией?
– Да, это возможно. Первоиерархом может быть избран любой архиерей, который не находится на покое.
– Многие считают важным, чтобы новый Первоиерарх был двуязычным и одинаково хорошо понимал русскую и американскую культуру, поскольку большинство приходов РПЦЗ находятся в Северной Америке. Нет ли здесь некоего ущемления прав других епископов из той же Латинской Америки или Европы, которые в большинстве своем тоже двуязычны, но могут не говорить свободно по-английски?
В силу того, что мы были и остаемся Русской Церковью, необходимо, чтобы новый Первоиерарх свободно говорил по-русски
– Я думаю, в первую очередь необходимо, чтобы новый Первоиерарх говорил свободно и даже очень хорошо по-русски, потому что мы были и остаемся Русской Церковью и не переименовывались, скажем, в Русско-Американскую Церковь. Это особенно важно ввиду того, что с 2007 года мы вошли в единство с Московским Патриархатом и считаем Патриарха Кирилла главой Церкви. И мы будем и впредь считать Патриарха Московского, кого бы ни избирали, главой нашей Церкви. Поэтому очень даже необходимо, чтобы наш Первоиерарх говорил по-русски.
Что же касается английского языка, то его знание необходимо в силу того, что Архиерейский Синод, где должен проживать Первоиерарх, находится в Нью-Йорке, на Манхэттене. Я не знаю, насколько важно быть знакомым с американкой культурой, хотя, вероятно, это тоже играет роль. Наверное, правильно знать местный быт, как здесь избирается власть, какая власть, поддерживать хорошие отношения с окружающим миром. Таким образом, совершенно необходимо свободно владеть и русским, и английским языками.
– Получается, что иерархи, имеющие отношение к Северной Америке, априори имеют преимущество над остальными?
– Я бы так не сказал. Нам неважно, откуда они родом или где живут сейчас. Главное – знать два языка в совершенстве. Центр нашей Церкви находится в Синоде в городе Нью-Йорк, духовный центр – Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле – расположен в штате Нью-Йорк, и большинство нашей паствы говорит на русском и на английском языках.
От себя лично я могу сказать, что, наверное, немаловажно, чтобы новый Первоиерарх имел представление о русской культуре и правильное понимание того, что происходит сейчас в мире. Важно, чтобы Первоиерарх поддерживал позицию Русской Церкви. Мы должны быть едины и с нашей Церковью, и с нашим Патриархом, и с нашим народом.
– Как может измениться общая церковная политика РПЦЗ в зависимости от личности нового Первоиерарха?
– Я думаю, кто бы ни был избран и каких бы позиций он ни придерживался, у нас Первоиерарх все-таки является первым среди равных. Это не Папа Римский. Хотя Первоиерарх и председательствует на заседаниях, а во время дискуссий его мнение будет услышано первым, это не значит, что оно обязательно будет принято. У нас, как в любой Православной Церкви, есть понимание соборности. Кое-где, может быть, это не всегда практикуется (как, я бы сказал, сейчас в Константинопольском Патриархате), но в целом этот дух соборности у нас царствует.
– При владыке Иларионе, смиренном и кротком иерархе, в Церкви поддерживалась атмосфера семьи и братской любви. Насколько важно сохранить ее сейчас?
Если описывать владыку Илариона одним словом, то это будет слово «доступность». На мой взгляд, это в какой-то мере характеризует дух Зарубежной Церкви
– Очень важно. Прежде всего, мы должны учитывать, что наша паства сейчас в огромном большинстве состоит их тех людей, которые приехали сюда в 1990-е годы и позднее из России, Белоруссии, Украины и других стран СНГ. Многие из этих людей нуждались в воцерковлении, выросли без Церкви и пришли к вере здесь. Они нуждаются в нашем духовном окормлении. И, конечно, вопрос поддержания близких семейных отношений в этом плане очень важен. Я думаю, если описывать владыку Илариона одним словом, то это будет слово «доступность». Он всегда был доступным для всех и никогда не вел себя как человек, который занимает важную должность. Я думаю, это очень нравилось людям, они чувствовали, что к владыке можно подойти, поговорить с ним, получить и благословение, и доброе слово, и наставление.
На мой взгляд, это в какой-то мере характеризует дух Зарубежной Церкви. Я понимаю, что в России такое невозможно: там столько людей, что архиерей не может каждому уделить много времени. Но у нас так может быть, и я надеюсь, это будет продолжаться.
– А как будет проходить церемония настолования нового Первоиерарха? И почему ее решили перенести с 21 сентября на 18-е?
– Решение о переносе мы принимали, прежде всего, из практических соображений. Удобнее провести настолование в воскресенье. Кроме того, новый Первоиерарх будет избран, и важно, чтобы в первое воскресенье он возглавил службу. Опять-таки, Собор после этого будет продолжаться – он должен завершиться в праздник Рождества Богородицы 21 сентября.
– Выборы Первоиерарха будут главным, но отнюдь не единственным вопросом на Архиерейском соборе. Что еще вы планируете обсудить?
– У нас есть много тем для обсуждения. Например, возможные выборы новых епископов, вопрос западного обряда. Я бы сказал, что нам предстоит обсудить направление, в котором будет двигаться наша Церковь. Мы также будем обсуждать нынешнюю ситуацию на Украине. Возможно, в повестку будут добавлены дополнительные пункты.
– Прошу прощения, что не удается обойтись без политики, но есть люди, которые считают, что в нынешних условиях РПЦЗ должна по крайней мере ограничить контакты с Московской Патриархией. Этот вопрос в принципе обсуждается, или вы даже не рассматриваете его?
– Даже не обсуждается, абсолютно. И я не думаю, что мы станем рассматривать его на Соборе. Мое личное мнение заключается в том, что в плане наших отношений с Патриархом и с Русской Православной Церковью ничего не изменится и не должно изменяться. Все останется как и есть, и я надеюсь, это будет хорошо и полезно обеим церквам.
– А позиция нового Первоиерарха по данному вопросу может сыграть свою роль?
– Я не думаю. Как мне кажется, у нас нет ни одного архиерея, который выступал бы за изменение в отношениях с Москвой и Московским Патриархатом. Даже если бы Первоиерарх высказывал такие мысли, то, учитывая дух соборности, я думаю, мы примем решение ничего не менять в этом направлении.
– На ваш взгляд, какие основные цели сейчас стоят перед РПЦЗ и что ждет Церковь в ближайшем будущем?
В условиях нынешнего конфликта мы молимся о скорейшем достижении мира и ни в коем случае не выступаем против украинского народа
– Я думаю, мы всегда должны стремиться сохранить и укрепить нашу паству, воцерковить людей. И, конечно, заверить их, что в условиях нынешнего конфликта мы молимся о скорейшем достижении мира. Мы будем уверять нашу паству, что ни в коем случае не выступаем против украинского народа – наоборот, мы считаем его братским народом и надеемся, что мир скоро восстановится. Я считаю, что в наше соборное послание должно быть включено пожелание, чтобы вожди мира сего – я имею в виду Запад – вместо того, чтобы продолжать поставки оружия для продолжения войны, проявили мудрость и постарались уговорить власти в Киеве сесть за стол переговоров, к которым Россия уже не раз призывала.