…И еще одна история (1936 года) с обвинением по статье 58-10 УК, когда инициаторы возбуждения дела нежданно-негаданно проявили снисхождение в отношении лица, намеченного к аресту, то ли под влиянием «классового подхода», то ли из опасения «классовой солидарности».
В преддверии духового пробуждения
Инициаторы возбуждения дела неожиданно проявили снисхождение: то ли под влиянием «классового подхода», то ли из опасения «классовой солидарности»
Героиня первого рассказа попала в поле внимания «органов» в 1936 году. Постановление о привлечении ее к ответственности в качестве обвиняемой от 6 июля сего года гласит:
«Южанина Анна Филипповна 74 лет уроженка с. Трушники Чернушенского района Свердловской области в достаточной степени изобличается в том, что она являлась инициатором организации массового контр-революционного выступления верующей части населения в с. Бикбарда Куединского р-на. Действовала при этом по сговору с обвиняемыми: Тайгиным и Новиковым. Вела антисоветскую пропаганду среди населения, используя религиозные предрассудки»[1] (Здесь и далее цитируется с сохранением орфографии источника; курсив авт. – М.Д.).
Постановление (о привлечении к следствию в качестве обвиняемого) Южаниной Анны Филипповны. Дело № 7090 Тайгина И.М., Новикова С.К., Южаниной А.Ф. 1936 г. ПермГАСПИ. Ф. 643/ 2. Оп. 1. Д. 21135. Л. 36
В тот же день в Куединском РО НКВД была избрана и «посильная» мера пресечения в отношении этого неугомонного «элемента» – содержание Южаниной под стражей (явно из опасения «экспорта контрреволюции» в сопредельные области и страны) заменили подпиской о невыезде[2]. В тексте подписки уточнялось, что, поскольку Южанина А.Ф. неграмотная, вместо подписи она ставит оттиск большого пальца правой руки[3].
Подписка Южаниной А.Ф. о невыезде. Дело № 7090 Тайгина И.М., Новикова С.К., Южаниной А.Ф. 1936 г. ПермГАСПИ. Ф. 643/ 2. Оп. 1. Д. 21135. Л. 36
Хотя показания привлеченных к расследованию «свидетелей» изобличали «зачинщицу беспорядков» в совершенно невыгодном свете, привлечь ее к (давно напрашивавшейся «по совокупности заслуг») административной ответственности оказалось делом крайне затруднительным.
«Портретировать» Анну Филипповну было делом несложным, пожалуй, что и увлекательным. Во всяком случае, группа «свидетелей» отнеслась к задаче удовлетворения любопытства сотрудников НКВД в этом случае неформально и творчески. Так, председатель местного сельсовета предусмотрительно известил НКВД о том, что Южанина – личность известная, своего рода «местная достопримечательность». Живет она в Бикбарде более 30 лет, и счисление лет ее – вещь заведомо обреченная, так как, с ее слов, ей уже «не менее осьмидесяти четырех годов».
Дальнейшее повествование и вовсе носило характер фольклорно-эпический. В начале, до революции, был у Анны Филипповны заезжий дом, а в дальнейшем она торговала горячительными напитками собственного производства. Несносная привычка оказалась устойчивей любого политического режима, и в то время, когда страна уже вступала в пору «сплошной коллективизации», Южанина (видимо, не имея более стабильного источника дохода) вернулась к традиционному деревенскому винно-водочному «промыслу». С этой стороны претензий к ней, может быть, особых у советской власти и не было бы (какая деревня не имеет «специалиста» такого рода?), но вот от уплаты налогов она совершенно отказывалась и «ни в чем не подчинялась сельсовету». Уж и имущество-то у нее конфисковали, и корову-то забрали в колхоз, но сладу со зловредной бабкой все равно не было. Ко всему прочему при обыске, произведенном сельсоветом, в доме гражданки Южаниной «чудесным образом» обнаружилось кое-какое имущество РККА – хомуты, сбруя и др.
Характеристика на гр. дер. Трушники Трушниковского сельсовета Южанину А.Ф. Дело № 7090 Тайгина И.М., Новикова С.К., Южаниной А.Ф. 1936 г. ПермГАСПИ. Ф. 643/ 2. Оп. 1. Д. 21135. Л. 31.
Характеристика на гр. дер. Трушники Трушниковского сельсовета Южанину А.Ф. Дело № 7090 Тайгина И.М., Новикова С.К., Южаниной А.Ф. 1936 г. ПермГАСПИ. Ф. 643/ 2. Оп.1. Д. 21135. Л. 31 - об.
Увенчивало характеристику заключение:
«Сов-власти не только не подчиняется, но и дискредитирует. Примеры: во время демонстрации в рев-праздники загибает подол в сторону демонстрантов, приезжих и местных работников всячески ругает голоштанниками. <…> Во время закрытия церкви и после грозит ряд работников зарезать (перечисляются фамилии)»[4].
«Заградотряд» и его «вдохновитель»
Несмотря на то, что в НКВД принялись за дело решительно, прежде чем бабу Нюру «привлечь», ее нужно было еще поймать. Успевший познакомиться с ней уполномоченный Мокин 2 июля 1936 г. был вынужден составить вместе с председателем Бикбардинского сельсовета Климовских «Акт» о следующем:
«Сего числа в здание сельсовета была трижды приглашена гр-ка Южанина Анна Филипповна, проживающая в селе Бикбарда, которая придти в сельсовет категорически отказалась. Кроме того, 1-го июля 1936 г., будучи вызванной на допрос в сельсовет к о/уполномоченному Мокину, после предложения ей садиться на стул и давать показания, ушла из сельсовета, не обращая внимания на убеждения в необходимости остаться, что и решили записать в настоящий акт»[5].
Акт С/ уполномоченного УНКВД об уход Южаниной из-под ареста. Дело № 7090 Тайгина И.М., Новикова С.К., Южаниной А.Ф. 1936 г. ПермГАСПИ. Ф. 643/ 2. Оп. 1. Д. 21135. Л. 34
Таким образом, восстановление общей картины недавних событий, всколыхнувших Бикбарду, на первом этапе расследования НКВД пришлось проводить в отсутствии главного «фигуранта».
Суть же дела состояла в следующем: когда 14 июня 1936 г. прихожане местной церкви, обнаружив храм закрытым на ключ, в нерешительности стояли в ограде, в их круг втиснулась оказавшаяся тут же по случаю деятельная Анна Филипповна. Пока благочестивое собрание размышляло, как бы лучше поступить в самых неутешительных обстоятельствах (о причинах которых несложно было уже догадаться), видавшая виды баба Нюра мгновенно взяла ситуацию в свои руки. Чуть позже, во время допроса в НКВД, она даст пояснение по этому случаю:
«Я собравшимся женщинам сказала <…> давайте пойдемте в сельсовет требовать, чтобы открыл церковь или отдал ключи. Все присутствующие тут женщины согласились, и мы пошли к с/совету»[6].
Показания всех опрошенных участников событий в этом принципиальном пункте совпадали. Выступили верующие чинно, организованно.
А вот все последующее, судя по рассказу скромнейшей «ответчицы», произошло как бы само собой, естественно и без каких-либо особых усилий:
«День был тогда базарный и всего народу нас собралось человек 200 или даже больше»[7].
Анна Филипповна быстрехонько обежала не только рынок, но и все село, поднимая народ Божий на защиту гонимой Матери-Церкви
Однако «перекрестный допрос» источников по этому делу позволяет убедиться в том, что никто иной, как она, почтеннейшая Анна Филипповна, быстрехонько обежала не только рынок, но и все село, поднимая народ Божий на защиту гонимой Матери-Церкви!
Протокол допроса гр. Южаниной А.Ф. Дело № 7090 Тайгина И.М., Новикова С.К., Южаниной А.Ф. 1936 г. ПермГАСПИ. Ф. 643/ 2. Оп. 1. Д. 21135. Л. 41
Протокол допроса гр. Южаниной А.Ф. Дело № 7090 Тайгина И.М., Новикова С.К., Южаниной А.Ф. 1936 г. ПермГАСПИ. Ф. 643/ 2. Оп. 1. Д. 21135. Л. 41-об.
Что происходило в этой мятущейся душе, остается только гадать: вспомнила ли она то время, когда не забирали у старух коров безмездно и беззазорно, или опомнилась в самом незавидном своем состоянии? Как бы то ни было, а за единственный и несумненный источник правды на земле «фольклорная» баба Нюра решила стоять до последнего, себя не помня и не жалея.
Между тем из собственных ее показаний прояснится, что миссию спасения православного храма от грозившего ему неминуемого запустения она приняла на себя смиренно и лишь «за святое послушание»:
«До этого еще зимой председатель церковно совета Новиков Степан Кондратьевич (живущий в шести километрах от Бикбарды. ‒ М.Д.), говорил мне, что, (если) будут ломать или закрывать церковь, то чтобы я народ собирала»[8].
Слова его Анна Филипповна восприняла тогда именно как личное поручение и положила их «печатью» на сердце.
«Поединок» с уполномоченым
Когда же «главный зачинщик беспорядков» был установлен, НКВД предстояло осуществить операцию по его задержанию. Поимка бабы Нюры стала кульминацией противостояния «органов безопасности» и источника полнейшей «социальной опасности».
Акт об активном сопротивлении УНКВД, оказанном гр. Южаниной А.Ф. при попытке ее ареста. Дело № 7090 Тайгина И.М., Новикова С.К., Южаниной А.Ф. 1936 г. ПермГАСПИ. Ф. 643/ 2. Оп. 1. Д. 21135. Л. 35
Акт об активном сопротивлении УНКВД, оказанном гр. Южаниной А.Ф. при попытке ее ареста. Дело № 7090 Тайгина И.М., Новикова С.К., Южаниной А.Ф. 1936 г. ПермГАСПИ. Ф. 643/ 2. Оп. 1. Д. 21135. Л. 35-об.
Составленный 3 июля 1936 года уполномоченным УНКВД Мокиным акт гласит:
«…входная дверь в дом гражданки Южаниной А.Ф. (была) заперта, изнутри на стук в дверь вышла гр-ка Южанина А.Ф. и открыть дверь категорически отказалась, обзывая “грабителями” и крича “грабят”. После чего пыталась выскочить в окно, идущее на улицу, разбила окно, но была окрикнута понятым Гопанчуком. При попытке понятого Гопанчука подойти к окну, чтобы предотвратить падение гр-ки Южаниной в окно, она пыталась бросить ему в глаза дровяную золу. На дальнейшее требование открыть дверь гр-ка Южанина кричала “караул грабят” и во избежание нарушения общественного порядка, т.к. на крик стали приходить жители села Бикбарды, двор гр-ки Южаниной А.Ф. был оставлен. Это и решили занести в нижеследующий акт»[9].
Однако в тот же день через несколько часов Анна Филипповна по здравому рассуждению все-таки милостиво преклонилась к тому, чтобы дать показания по существу дела. Своего участия в событиях 14 июля она не отрицала и даже признавала, что «когда собрались верующие около Бикбардинского сельсовета, тут очень многие выступали с речами против сов. власти и разными анти-советскими выкриками»[10].
Арест Филипповны оказался бы мощнейшим пропагандистским актом, направленным именно «против соввласти и ее мероприятий в деревне»
Словом, картина представлялась ясная и даже с учетом весьма преклонного возраста обвиняемой не оставлявшая уполномоченному Мокину особых возможностей для маневра. Дальнейшие его действия укладывались в общий «алгоритм»: подготовка материалов «следствия» и ожидание приговора Особого совещания НКВД. Однако только для слепотствующего было неочевидно, что арест грядущей через века и поколения Филипповны оказался бы для всей округи равносильным сотрясению земной «оси» и мощнейшим пропагандистским актом, направленным именно «против соввласти и ее мероприятий в деревне». И вот тут-то…
Горьковская «Мать»
И тут товарищ уполномоченный, как за спасительную соломинку, ухватился за свидетельство председателя сельсовета Климовских:
«…в 1918 году ее 2-е сыновей добровольцами ушли в Кр. Армию, за что ее стегали белые, сажали в подвал»[11].
Характеристика на гр. дер. Трушники Трушниковского сельсовета Южанину А.Ф. Дело № 7090 Тайгина И.М., Новикова С.К., Южаниной А.Ф. 1936 г. (Фрагмент). ПермГАСПИ. Ф. 643/ 2. Оп.1. Д. 21135. Л. 31
Едва ли председатель сельсовета упомянул об этом факте случайно: как ни был он раздосадован на подобную в своей неприступности гордому «Варягу» Южанину, возможность вполне реальной расправы НКВД над ветхой старухой, по-видимому, бередила и его совесть. Благодаря его находчивости общая композиция представала перед уполномоченным в совершенно ином свете: «Женщина – труженица», Мать красноармейцев, «Мученица революции», будто сошедшая со страниц произведений пролетарского писателя Максима Горького! Да при умелой подаче материала так и просто достойная быть героиней «передовиц»! И вот уже Анна Филипповна выглядела заслуживающей всяческого сочувствия и снисхождения «несознательной жертвой церковников», а отнюдь не «злонамеренной виновницей» всего произошедшего.
«Вину признала частично»
У самой же бабы Нюры на этот счет был собственный вполне ответственный, трезвый и рассудительный взгляд. Успевшая за свою богатую событиями биографию получить «пороха» и от «белых», и от «красных», она стала законченным воплощением идеи славянофила Константина Сергеевича Аксакова о принципиальной «неполитичности» русского народа[12]. Порядком устав и от докучливых визитеров, и от непонятливого «комиссара» по ту сторону стола, она чинно расставила «точки над i», заявив:
«…виновной себя не признала только в антисоветской агитации, а в активной деятельности по организации массового (как было сказано выше, «контрреволюционного». ‒ М.Д.) выступления своей вины не отрицает»[13].
Обвинительное заключение по делу (Фрагмент). Дело № 7090 Тайгина И.М., Новикова С.К., Южаниной А.Ф. 1936 г. ПермГАСПИ. Ф. 643/ 2. Оп.1. Д. 21135. Л. 80
Оглашение приговора
Решением Особого совещания при Народном комиссариате внутренних дел СССР от 27 ноября 1936 г. дело № 7090 о Южаниной Анне Филипповне 1852 года рождения (!) было прекращено и сдано в архив. Подписка о невыезде аннулирована[14].
Выписка из протокола Особого совещания при НКВД от 27 ноября 1936 г. . Дело № 7090 Тайгина И.М., Новикова С.К., Южаниной А.Ф. 1936 г. ПермГАСПИ. Ф. 643/ 2. Оп. 1. Д. 21135. Л. 80
Между тем Обвинительное заключение «идеологически грамотно» расставило «акценты» в этом «запутанном» деле. Главными обвиняемыми предстали староста храма Степан Кондратьевич Новиков и священник Илия Тайгин[15].
Решением Особого совещания народного комиссариата внутренних дел СССР от 27 ноября 1936 г. Тайгин Илья Михайлович и Новиков Степан Кондратьевич «за к-р деятельность» (по предотвращению закрытия церкви. ‒ М.Д.) были осуждены на пять лет исправительно-трудовых лагерей[16]. В числе осужденных оказался и прихожанин храма – крестьянин Шутов Семен Алексеевич, приговоренный к трем годам «ИТЛ»[17].
Выписка из протокола Особого совещания при НКВД от 27 ноября 1936 г. . Дело № 7090 Тайгина И.М., Новикова С.К., Южаниной А.Ф. 1936 г. ПермГАСПИ. Ф. 643/ 2. Оп. 1. Д. 21135. Л. 97
Выписка из протокола Особого совещания при НКВД от 27 ноября 1936 г. . Дело № 7090 Тайгина И.М., Новикова С.К., Южаниной А.Ф. 1936 г. ПермГАСПИ. Ф. 643/ 2. Оп. 1. Д. 21135. Л. 96
В материалах дела содержатся справки в отношении троих осужденных, из которых следует, что Тайгин Илья Михайлович 1885 года рождения 17 декабря 1936 г. был этапирован в Караганду, в распоряжение КАРГЛАГА НКВД[18], Шутов Семен Алексеевич 1872 года рождения 12 декабря 1936 г. и Новиков Степан Кондратьевич 1870 года рождения 4 января 1937 г. – во Владивосток, в распоряжение Севвостлага НКВД[19], для направления на Колыму.
Извещение об исполнении постановления ОС при НКВД по делу Тайгина И.М. Дело № 7090 Тайгина И., Новикова С.К., Южаниной А.Ф. 1936 г. (Наблюдательное дело). ПермГАСПИ. Ф. 643/ 2. Оп. 1. Д. 21135. Л. 43
Извещение об исполнении постановления ОС при НКВД по делу Новикова С.К. Дело № 7090 Тайгина И., Новикова С.К., Южаниной А.Ф. 1936 г. (Наблюдательное дело). ПермГАСПИ. Ф. 643/ 2. Оп. 1. Д. 21135. Л. 42
Извещение об исполнении постановления ОС при НКВД по делу Новикова С.К. Дело № 7090 Тайгина И., Новикова С.К., Южаниной А.Ф. 1936 г. (Наблюдательное дело.). ПермГАСПИ. Ф. 643/ 2. Оп. 1. Д. 21135. Л. 31
***
Архивные источники свидетельствуют о том, что защита Православной Церкви в период гонений в СССР принимала порой довольно экзотические формы
Итак, архивные источники свидетельствуют о том, что защита Православной Церкви в период гонений в СССР принимала порой довольно экзотические формы. И, если свидетельство вошедших в меру возраста Христова людей было подобно торжественному и молчаливому «восхождению праведников в рай», то порыв «младенца в вере» мог соединять в себе покаянное усердие «должника» и молодецкий «посвист» Соловья-разбойника. История с ожидаемой развязкой… И все же, когда автору статьи приходится отвечать «совопросникам», для обретения душевного мира бывает довольно одного воспоминания о чистом, как «слеза комсомолки», и грозном, как «контрреволюционные» полки со знаменами, широком взмахе парадно-выходной юбки бабы Нюры.