Недавно я увидел рекламу, которая гласила: «У свободы нет пределов!» Цель её – захватить воображение современного человека откровенно абсурдным заявлением. Всему сотворённому положены пределы – такова природа тварного мира. Но есть и исключение, в котором мы можем представить себе жизнь без ограничений – бесстыдное существование, при котором ничто не мешает удовольствию. Таков был внутренний мир молодой александрийской женщины, которая впоследствии прославится как преподобная Мария Египетская.
Она, по собственному свидетельству, оставила дом и предалась жизни в необузданном удовольствии: секс, алкоголь и всё, о чём она грезила и чего желала. Как мы можем судить, этот образ жизни ещё не принёс горьких последствий – она мчалась на всех парах, когда внезапно столкнулась с пределом. Его положила невидимая сила, которая воспрепятствовала ей перейти порог храма Гроба Господня в Иерусалиме.
Она прибыла в Иерусалим ради праздного интереса, развлекаясь с паломниками, своим бесстыдством завлекая других в сети своего удовольствия. Истинный Крест Христов, в то время (VI век) полностью сохранный, был выставлен для поклонения на празднике Воздвижения Креста Господня. Крест, храм, Гроб Господень, Голгофа и всё, что наполняло это святое место, – для неё было не более чем аттракционом, сувенирами, напоминающими о доброй истории. Но предел этому был.
Предел, с которым она столкнулась, был даром Божиим. Нам не открыто, какова была природа невидимой силы, не давшей ей войти в храм. Ангел это или десница Всевышнего – не знаем. Трижды она её отталкивала и обращала вспять.
Мир и себя мы познаём только через границы, описывающие нас
Во все предыдущие годы ограничений у неё не было. И у неё не было как такового знания о себе и мире. Всё было влечение и страсть. А мир и себя мы познаём только через границы, описывающие нас. Что интересно, в основе и слова «describe» (описать), и слова «define» (определить) одно и то же понятие предела, границы. Когда Бог открылся нам в Воплощении Христовом, Он позволил Себе приобрести границы (очертания) и определение. Неописуемый стал описуемым. Поэтому мы и можем делать иконы с Его образом. А если живём без границ («в ничем не скованной свободе»), то в некотором роде наше существование становится бессмысленным. Ведь сказать, кто я есть, значит и определить, кем я не являюсь.
Преподобная Мария познала свой предел. Она приняла его и ушла в пустыню. Там, многие годы молясь и постясь, она в своих ограничениях обнаружила глубину своей жизни и глубину Божию. Парадоксально, но жизнь в познанных ограничениях – это единственная подлинная свобода. Ведь свобода – это не готовность абсолютно на всё, не имея пределов, но возможность быть истинным собой, что можно познать только через обнаружение своих пределов.
Думаю, стоит заметить, что имя этой святой оставалось неизвестным до дня её смерти, когда она написала его на песке, оставив наказ старцу Зосиме, как её похоронить. Она назвала себя «грешной Марией». Пределы, которые она познала, явили её святой, которая даже ходила по воде. Такое познание себя – это и путь к знанию Бога, служение Которому есть совершенная свобода.