Православный календарьПравославный календарь
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.

Слово в день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Знамение»

"Икона
Икона Божией Матери ’Знамение’.
XVIII век. Рязань.
Святая Церковь установила так называемое «изрядное», то есть особое, сугубое моление Пречистой Матери Господа нашего Иисуса Христа. За каждой Божественной литургией после Евхаристического канона священник возглашает: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». Этим возгласом Церковь призывает всех верующих к прославлению Божией Матери. А хор в это время поет хвалебную песнь: «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим...»

Прославление Божией Матери началось еще в ветхозаветные времена, когда после Архангельского благовестия Пресвятая Дева пришла в селение Горнее к праведной Елисавете. Благочестивая Елисавета, исполнившись Духа Святаго, воскликнула: «Благословенна Ты в женах, и Благословен Плод чрева Твоего! И откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне?» (Лк. 1, 42—43). Так праведная Елисавета провидела в своей родствен­нице, посетившей ее, Матерь Господню и приветствовала Ее.

Есть еще одно приветствие, обращенное к Пречистой Деве, которое вы хорошо знаете — оно читается в Евангелии во все Богородичные праздники. Простая женщина, имя ее неизвестно — в Евангелии так и записано: «некая жена» — воскликнула: Блаженно чрево, Тебя родившее, и сосцы, Тебя питавшие (Лк. 11, 27). Такими словами она выразила свою благодарность Спасителю и Господу, услажденная Его Божественной проповедью, но в них заключается прославление Матери Божией.

С тех пор во все времена христиане ублажают и прославляют Богома­терь, как предсказала Сама Пресвятая Дева при встрече с праведной Елисаветой: «Отныне ублажат Мя вси роди» (Лк. 1, 48). И каждый из нас, каждый верующий человек, всегда особый свой вздох, особое свое молит­венное призывание воссылает и должен воссылать Пресвятой Деве Марии — Небесной Матери всего человечества.

Мы, христиане, все счастливы. Счастливы потому, что обыкновенный человек имеет только земную мать, а христианин — еще и Небесную Матерь, Заступницу, Предстательницу и Молитвенницу за каждого из нас во всех тяжких обстоятельствах.

Я хочу привести вам на память еще одно церковное песнопение: «Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии». Здесь от лица всех верующих Святая Церковь говорит, что мы не можем не говорить о той силе и той помощи, которые мы получаем от Пресвятой Девы. Ведь нет ни одного человека - христианина, который по молитвам Богоматери не получил бы большую или очень маленькую — смотря по обстоятельствам — помощь. Сила Богоматерняя касается сердца каждого человека, и поэтому он неумолкаемо славит Пресвятую Богородицу. «Не умолчим» — значит будем всегда Тебя прославлять. Но здесь есть еще одно очень важное для нас слово: «силы Твоя глаголати, недостойнии».— Прославлять величие Матери Божией нужно с сознанием своего недостоинства, говоря: «Я — грешный человек, недостойный помощи Царицы Небесной и Ее молитв, но я Ее благодатную силу получал, и этой силой мое спасение устрояется, хоть я и недостойный, потому я и славлю Матерь Божию всею душою моею, и всею мыслию моею, и всем разумением моим».

Богоматерь предстательствует пред Сыном Своим и Богом за все человечество, за всех людей, какими бы они ни были — благочестивыми или грешными, кающимися, желающими спасения или, может быть, даже не видящими своих грехов,— Богоматерь всегда неотступно ходатайствует о человеческом роде.

Всем вам известен пример обращения и спасения великой грешницы Марии Египетской, которая предстательством Богоматери стала великой праведницей. Это свидетельствует о том, что и о тягчайшем грешнике Богородица не прекращает  Своих молитв пред Сыном Своим и Богом, хочет исправить человека, направить его на путь добродетели, на путь духовного совершенства.

В этом же песнопении далее говорится: «Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед?» Действительно, бед и трудностей у нас очень много, и если бы не ходатайство Милосердной Заступницы, кто бы нас спас от них, «кто же бы сохранил до ныне свободны?»

Вот потому в каждый — и особенно в праздничный Богородичный — день Святая Церковь призывает нас к изрядному молению ко Пресвятой Деве Марии, и наши верующие сердца тоже зовут нас к этому. И я надеюсь, что каждый пришедший в этот святой храм на этот праздник является теплым молитвенником к Пресвятой Деве Марии и всегда Ее прославляет, а в дни Ее праздников — особенно, то есть изрядно: «Не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасавши присно от всяких лютых». Аминь.

10 декабря 1978 г.,

Москва,храм иконы Божией Матери «Знамение» 

 

Патриарх Пимен (Извеков)

9 декабря 2003 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Святейший патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков)

Новые материалы

Выбор читателей

×