Каждый год в сентябре мы, сербы, чествуем Николая Николаевича Раевского и всех сербских и русских героев, отдавших свои жизни в бою у Горнего Адровца в 1876 году во время Первой Сербско-турецкой войны за освобождение нашей державы и объединение сербских земель. Черногория, нынче послушный член НАТО, была тогда нашей союзницей. Братская же Россия всегда была с нами – что в те давние времена, что сегодня.
Троицкий храм села Горни Адровац
В начале сентября в Троицком храме села Горни Адровац была совершена литургия. Представительные делегации возложили цветы на место гибели русского и сербского героя Николая Раевского, были выступления, хорошая культурная программа, концерт – в последнее время, к счастью, Троицкий храм и его история вновь пользуются вниманием и уважением в наших краях.
На мой взгляд, однако, как личность самого Раевского, так и храм, воздвигнутый на месте его гибели, заслуживают гораздо большего: церковь, по моему убеждению, могла бы стать местом постоянного паломничества сербского и русского народов, местом братского сближения славянских народов, центром изучения и распространения нашего великого книжного наследия. Прежде всего, думаю, наследия Льва Николаевича Толстого, этого великана мировой литературы.
История храма во имя Святой Троицы бурная, трагичная, показывающая как глубину падения, так и радость воскресения. Расскажу некоторые детали.
Из книги «Вронский – честь и любовь» Будимира Поточана мы узнаем, что Николай Раевский – прототип Алексея Вронского из романа Толстого «Анна Каренина»: он погиб в сражении с турками в 1876 году, будучи одним из тысяч русских добровольцев, сражавшихся за братский сербский народ.
После гибели полковника Раевского его семья построила здесь храм и большой приходской дом
После гибели полковника Раевского его семья построила здесь храм и большой приходской дом. Свято-Троицкий храм блистал – его сияние было видно сквозь липовую аллею, также устроенную Раевскими. Народ быстро назвал храм «Русской церковью», привилось и другое название – «Красочный храм» (из-за разноцветных витражей). Церковь была освящена в 1903 году. Но какова ее дальнейшая судьба? Мне кажется, она ярко описывает то страшное духовное состояние, в котором оказался наш народ в то время. Дай Бог, если это время прошло.
В первый раз храм пострадал до прихода к власти коммунистов. Храм-памятник страдал… от православных. Казалось бы, православных: от болгарских солдат. В 1915 году они разгромили храм в первый раз. Страшно, когда люди одной веры ведут себя как нелюди. Худо-бедно, но храм удалось восстановить, хоть и не в былом блеске.
Прошли годы. В середине ХХ века в тогдашнюю коммунистическую Югославию приехал советский писатель Илья Эренбург – он хотел видеть этот храм-памятник. Но тогдашние югославские власти… обманули его: вместо Троицкой церкви ему показали другую, даже из другого города, фотография которой и была опубликована в советском журнале «Огонек». Знаете почему? Все просто: «Русская церковь» была просто-напросто опустошена и осквернена – сломаны двери, изгажены стены, растащен мрамор, украдены иконы, а те, которые остались, были разбиты или изрезаны. Местные жители разобрали ограду и сняли крышу с приходского дома. Проще говоря, на святом месте царила мерзость запустения – негоже показывать такую стыдобищу высокому гостю из страны-освободительницы. Как рассказывают местные жители, в течение десятилетий рядом с храмом пасли скот, у его дверей, как и вокруг церкви, были кучи навоза. Кстати, и позже, уже в середине 70-х годов прошлого века, ничего не изменилось: когда приехала очередная советская делегация с намерением посетить храм-памятник, было сказано, что сделать это невозможно, потому что недавно было наводнение и дороги размыты– очередное вранье. Типичный признак времени гонений на христиан, изгнания Христа из сердца сербского народа. Впрочем, не только сербского.
«Русская церковь» была опустошена и осквернена – сломаны двери, растащен мрамор, украдены, разбиты или изрезаны иконы
А в 1947 году в Великую Субботу был убит священник Божидар Димитриевич, настоятель этой церкви: в него выстрелили через окно, когда он с семьей сидел за столом. До этого коммунисты настойчиво советовали батюшке «снять сан и спокойно жить». Не послушался, как и многие новомученики и исповедники в братской России.
Возмущенный таким положением дел – страшным состоянием церкви, ее разрушением, преступным забвением сербско-русских связей – наш ученый-славист доктор Драган Неделькович говорил, даже кричал местным властям о недопустимости такого варварства. Местные власти слушали «этого интеллигента» с язвительной усмешкой: «Мы вас услышали».
Был и такой случай: в 1979 году священники Миодраг Симич, тогдашний настоятель храма, и Любиша Неделькович просили епископа Иринея совершить малое освящение Свято-Троицкой церкви, чтобы в ней можно было совершать богослужения. Но накануне приезда владыки иерею Миодрагу передали письмо от соседа – сотрудника службы безопасности, в котором просто и ясно было сказано: «Ключ епископу не давать, к церкви епископа не подпускать». Священник оторопел и письмо, хоть и со страхом, проигнорировал. Когда на следующий день приехал владыка Ириней, обнаружилось, что двери заколочены. Пока епископ и священники вытаскивали гвозди, кто-то завалил дорогу бревнами, чтобы никто не мог проехать на службу. Но люди прошли тропками. Годы потом служб здесь не было.
Когда-то одно из самых красивых и богатых сел Сербии в советское время полностью изменило свой вид, а сейчас, что логично, когда человек забывает Бога, вовсю «оптимизируется», то есть приходит в запустение. Многие видят причину такой «оптимизации» в безразличии бывших жителей села к церкви, в убийстве священника – такое не может не сказаться на будущем. Но надежда на исправление остается: так, накануне войны с НАТО, в 1998 году, здесь была отслужена первая за долгое время литургия, и служил ее Патриарх Павел, которого многие у нас в Сербии и у вас в России, знаю, почитают святым. Надеюсь, что молитвами святых – известных и нет – наши народы вернутся к Христу. Слишком страшна жизнь без Бога.