Протоиерей Антоний Антипов о чудотворной иконе «Взыскание погибших»

По благословению епископа Гатчинского и Лужского Митрофана по храмам Гатчинской епархии в настоящее время путешествует чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших», которая 30 лет тому назад впервые замироточила в Мариенбургской церкви. Об этом рассказывает ее настоятель протоиерей Антоний Антипов.

Чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших» в Мариенбургской церкви, г. Гатчина. Фото: marienburg-hram.cerkov.ru Чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших» в Мариенбургской церкви, г. Гатчина. Фото: marienburg-hram.cerkov.ru – Отец Антоний, как икона появилась в вашем храме?

– История ее появления в церкви Покрова Пресвятой Богородицы при императорской охоте в Егерской слободе неразрывно связана с трагедией, потрясшей всю Россию, весь народ, включая духовенство. 17/30 октября 1888 года из 68 пострадавших при крушении поезда погибло более 20 человек. Но вся православная страна увидела чудо в том, что не пострадал никто из Императорской семьи. Государь был так силен, что держал на своих плечах крышу одного из искореженных вагонов, пока все не выбрались из-под его обломков. Потом он оказывал первую помощь раненым. Произошло это в день памяти преподобномученика Андрея Критского – почитателя и защитника икон (не путайте его с автором знаменитого покаянного канона). В память об этом чуде в разных уголках России писались иконы или строились храмы. Люди видели в этом Промысл Божий и заступничество Пресвятой Богородицы.

Чудом спасшийся Царь Александр III писал своему брату, Великому князю Сергею Александровичу, о пережитой трагедии, о том, что никогда не сможет забыть день, который

«был слишком страшен и слишком чуден, потому что Христос желал доказать всей России, что Он творит еще чудеса и спасает от явной погибели верующих в Него и в Его великую милость».

О мироточивой иконе «Взыскание погибших»

– Я, грешный, очень люблю эту красивую икону, и сподобился быть свидетелем чуда в 2017-м году, на праздник этой иконы, который совершается 18 февраля по новому стилю. Возглавил Божественную литургию и молебен благочинный Гатчинского городского округа протоиерей Владимир Феер. Я ему сослужил. Мы с ним помолились у иконы, спели величание и пошли в трапезную подкрепить свои силы. Прибегает дежурная свечница и говорит: «Икона мироточит!» Оказалось, что от лика Матери Божией к ногам Спасителя истекает струйка святого мира, след от которой виден до сих пор. Я первый раз увидел это чудесное явление, как говорится, здесь и сейчас. Это было дивно и укрепило веру всех людей, которые были свидетелями чуда.

А впервые миро (маслянистые капли без запаха) появилось на иконе 17 февраля 1994 года, во время всенощного бдения в канун дня празднования иконы. Была назначена компетентная комиссия при епархиальном управлении, и она засвидетельствовала чудо. Дважды оно повторялось и при ныне покойном настоятеле храма протоиерее Анатолии Павленко. Он любил рассказывать о захоронениях на территории церкви, о расположенном на берегу речки Колпанки фундаменте монастыря Святого Харалампия – неосуществленном проекте Императора Павла Петровича (ежегодно ваши крестоходцы приходят к Харалампиеву Кресту, установленному в память о Павле Ⅰ). От отца Анатолия многие узнали об иконе Спасителя, которую храму пожертвовали из Кронштадта, где в Андреевском соборе служил протоиерей Иоанн Кронштадтский, о Голгофе, на которой отец Анатолий и многие прихожане видели мироточение, и, конечно, о чудесах от мироточивой иконы «Взыскание погибших».

Протоиерей Антоний Антипов. Фото: marienburg-hram.cerkov.ru Протоиерей Антоний Антипов. Фото: marienburg-hram.cerkov.ru Одна женщина по благословению своего духовника попросила отца Анатолия отслужить три молебна перед этой иконой, так как у нее пропал сын. Она развелась с мужем-военным, служившим на Дальнем Востоке. Переехав в Санкт-Петербург, пришла к вере, воцерковилась, работала уборщицей в Александро-Невской лавре. Ее сын-пограничник в результате артобстрела был контужен, 2 года пролежал в госпитале. А потом дома ему сказали, что родители уехали после развода в неизвестном направлении. Его письма до матери не доходили. 11 лет она ничего не знала о нем. И вдруг после двух молебнов, отслуженных отцом Анатолием, в третье воскресенье женщина радостно сообщила, что ее сын каким-то чудом нашел ее.

Об этом и других чудесах 18 февраля – в день празднования иконы – мы напомнили владыке Митрофану, который служил в нашем храме литургию, так как для нас это второй престольный праздник. Он сказал, что не все в нашей большой епархии могут приехать в Мариенбург помолиться у такой великой святыни, которая словно под спудом находится. По его словам, образ «Взыскание погибших» должен быть доступен для всех нас, ведь мы все погибающие, но особенно для жен, дочерей и матерей, которые молятся о своих раненых или без вести пропавших мужьях, отцах, сыновьях, в частности, о тех, кто защищал свою Родину. Когда человеческих сил не хватает, мы надеемся на Небеса, на помощь Божию. И тогда вера становится крепче и сильнее.

Когда человеческих сил не хватает, мы надеемся на Небеса, на помощь Божию. И тогда вера становится крепче и сильнее

В скорбях, трудностях, болезнях, испытаниях человек духовно укрепляется. Таков закон Христов. С начала СВО я как настоятель храма не раз получал просьбы в виде писем, смс, звонков: «Помолитесь, пусть Матерь Божия поможет!» И происходят чудеса.

– Расскажите хотя бы об одном из них.

– Недавно женщина рассказала, что ее сын оказался на передовой, в самом пекле. Она пришла к этой иконе и молилась на коленях, чтобы Матерь Божия его защитила. В транспортное средство, на котором передвигался ее сын, попал снаряд. Все погибли. Только ее сын остался жив, по молитвам его матери перед образом «Взыскание погибших». Раненого, его отправили в госпиталь, он поправился и продолжает свою службу в тылу. Таких историй много.

– В каких храмах побывала икона?

– В разных благочиниях уже была святыня. С 8 по 31 марта она посетила Петропавловский храм в поселке Вырица, храм Преображения Господня в деревне Старосиверская и храм Равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар, где 28 июля отметили престольный праздник. В апреле святыне смогли поклониться прихожане храма Блаженной Матроны Московской в деревне Малое Карлино, двух Казанских храмов – в поселке Вырица и селе Ушаки, а также верующие Крестовоздвиженского храма села Ополье. В мае мы доставили икону в Спасо-Преображенский храм села Орлино и храм Воскресения Христова села Воскресенское. В июне-июле образ посетил Волосово, Кингисепп, Сланцы, Лугу, Рождествено, Новоселье, Ропшу, храмы Неопалимой Купины и Праведного Лазаря в Сосновом Бору, храм Святой Троицы в деревне Гора-Валдай. С 28 июля до 4 августа икона пребывала в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Сиверской, затем до 18 августа – в Тосно, сначала в церкви Благоверных князей Петра и Февронии, потом – в Казанском храме. Надеюсь, что из храма Святителя Николая в Саблино, где святыня будет находиться до 25 августа, она вернется в наш храм. Очень мы соскучились по нашей основной иконе, которая всем дорога.

Мариенбургский Покровский храм г. Гатчины Мариенбургский Покровский храм г. Гатчины

– Что известно о происхождении иконы «Взыскание погибших»?

– В отличие от многих других икон Божией Матери, достоверных сведений о происхождении этого образа нет. По преданию, икона прославилась еще в VI веке н.э. в Малой Азии, в городе Адане, на территории нынешней Турции. Известно несколько чудотворных икон Матери Божией «Взыскание погибших», через которые Она являла Свою милость людям, уже переступившим порог гибели.

В России самым ранним является образ, который был написан в 1707-м году и находился в Орловской губернии, в Георгиевском храме Болхова. Копия с него была написана по обету благочестивого крестьянина Федота Обухова, жившего в середине XVII века в селе Бор Калужской губернии. В праздник Крещения Господня во время пурги он, замерзая в санях, возопил к Царице Небесной и дал обет заказать для своей приходской церкви икону «Взыскание погибших». Богородица помогла ему через крестьянина из соседнего села, нашедшего полузамерзшего Обухова. После своего выздоровления он сразу заказал список с иконы из храма Георгия Победоносца Болхова. Со временем Борская икона «Взыскание погибших» прославилась многими знамениями и чудесами.

Благодаря Интернету удалось узнать, что чудотворная икона, которой молятся о чуде спасения, когда кто-то погибает духовно или телесно, исчезла из Болхова, но в мае 2012 года она вернулась туда Своим вновь написанным образом, благословляя город и взыскуя всех, живых и мертвых. Это настоящая история покаяния Виктора, который родился и вырос в Болхове, но потом уехал из города, где в детстве, в 1930-е безбожные годы, ребенком катался с ледяных горок на иконах, не понимая, что это грех кощунства. В 2011-м году в Болхов приехал из Москвы его сын. Умирая, отец просил сына искупить его вину перед Богом и Матерью Божией. Так в Болхове появился новый список с иконы «Взыскание погибших».

– Из сохранившихся древних списков иконы наиболее известные находятся в двух московских храмах – Воскресения Словущего на Успенском Вражке и в храме Положения Ризы Господней.

– Еще один древний список находится в Покровском кафедральном соборе Самары. Четвертый список хранится в нашем храме. По воспоминаниям алтарницы Александры Ивановны Савиной, почившей в 2007-м году, икона «Взыскание погибших» появилась в храме после Великой Отечественной войны – в конце 1950-х. По дороге к храму двум пожилым женщинам приходилось переходить через речку Колпанку по почти разрушенному дощатому мостику. Во время его ремонта обнаружили, что одна из досок – это икона Богородицы. Ее принесли в храм. Она, конечно, была повреждена. Но сохранилась надпись о том, что она «сооружена» 31 октября 1888 года усердием настоятельницы Свято-Троицкого Раковского монастыря игуменьи Анатолии с сестрами в память чудесного избавления Александра III и его семьи «от опасности при крушении поезда». Икону, написанную всего за две недели в монастырских мастерских, подарили Императору. Сначала она пребывала в ризнице храма Воскресения Христова в Зимнем Дворце, а потом Александр III передал ее в Мариенбург, в построенный им на свои средства егерский храм, который нужно было наполнить иконами. Когда храм был закрыт в годы лихолетья, церковная утварь, иконы, как и во множестве других храмов и монастырей, были расхищены или уничтожены. Пропала и подаренная Царской семье икона «Взыскание погибших». Неизвестно, где она находилась после 1917 года. Копия с царской иконы видна в центре домашнего иконостаса на фотографии, сделанной в 1920-е годы в келлии преподобномученицы Марии Гатчинской. Считается, что она источала исцеления и была доступна для поклонения верующих.

Чудеса стали проявляться и видимым образом – икона начала мироточить

Найденный бабушками на мостике образ передали в наш храм. Среди приезжавших к отцу Петру людей было много творческой интеллигенции. Реставраторы из Русского музея отреставрировали икону, кто-то сделал на ней венец из посеребренной латуни. Когда икона вернулась в наш храм, от нее происходили чудеса – больные исцелялись, страждущие стали получать ответ на свои молитвы и помощь Господа через Матерь Божию. Чудеса стали проявляться и видимым образом – икона начала мироточить.

В нашем храме много и других святынь. От иконы «Всецарица» (по-гречески – «Пантанасса»), празднование которой совершается 31 августа, тоже совершаются чудеса, как и от икон благоверной Анны Кашинской, великомученницы Екатерины и преподобномученицы Марии Гатчинской с частицами их мощей.

О святой Марии Гатчинской

– Русской Зарубежной Церковью монахиня Мария, умершая в 1932-м году в тюремной больнице Петрограда, была причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских еще в 1981-м году. 17 июля 2006 года по представлению Санкт-Петербургской епархии она была канонизирована и РПЦ – включена в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века. 26 марта 2007 года на Смоленском кладбище (недалеко от часовни Святой блаженной Ксении Петербургской, где почивают ее мощи) были обретены мощи монахини Марии. Их перенесли в Павловский собор Гатчины. Сейчас рака с мощами находится в маленьком деревянном храме Марии Гатчинской. Святыня вернется в Павловский кафедральный собор по окончании его реставрации. По милости Божией, частица мощей преподобномученицы Марии есть и в Покровском соборе Гатчины, и в нашем Покровском храме.

– Недалеко от Павловского собора на месте, где жила святая Мария, недавно установлен памятный камень. Но ведь она родилась не в Гатчине. Как она там оказалась?

– В Крещении будущую святую назвали Лидией. Она родилась в 1874-м году в Санкт-Петербурге. Дочь владельца сургучной фабрики, она училась в гимназии, но заболела энцефалитом и до конца жизни была прикована к кровати. Ее безуспешно лечили и русские, и европейские светила медицины. По совету врачей в 1909-м году семья поселилась в Гатчине. 20 лет Лидия неподвижно, без ропота на Бога, лежала на спине, смиренно и кротко перенося свои страдания. Нестерпимую боль приносило любое движение или прикосновение к ней. Она непрестанно молилась, и за покорное терпение скорбей Бог дал ей прозорливость, огромный дар духовного утешения и исцеления больных.

– Я читала о ее чудесной помощи страждущим. А кто помогал ей?

– После смерти матери и братьев она жила с сестрой Юлией. Им помогали верующие женщины. Со временем они стали петь не только на молебнах, которые служили священники у постели больной, но и в храмах. С просьбой помолиться о них или дать совет к праведнице приходили многочисленные миряне, священники и даже архиереи. Глубокочтимой страдалицей матушкой Марией, утешившей, среди многих скорбящих, и его, грешного, назвал святую митрополит Петроградский Вениамин. В 1922-м году, незадолго до ареста, он подарил ей свою фотографию.

В 1922-м году по его благословению архимандрит Александро-Невской лавры Макарий (Воскресенский) постриг подвижницу в мантию с именем Мария. В храме Покрова Божией Матери в Гатчине собралось тогда огромное количество народа. Все приносимые ей людьми деньги и продукты монахиня Мария раздавала нуждающимся. Спустя 10 лет, в феврале 1932 года, сотрудники ОГПУ при ее аресте тащили ее за вывернутые руки и забросили в грузовик, как мешок.

– Расскажите о вашем царском храме.

Фото из журнала «Зодчий» 1892 г. Фото из журнала «Зодчий» 1892 г. – В 1870-е годы, благодаря проложенной через Красное Село в Гатчину железной дороге, население города быстро увеличилось. Жители Мариенбурга ходили в построенный при Николае I городской собор, а егеря – в церковь Гатчинского дворца, основанную Павлом I. Когда Александр III стал постоянно жить в Гатчине, дворцовую церковь закрыли для посторонних. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Мариенбурге – Егерской слободе Гатчины – была построена по указу Александра III в 1885–1888 годы. Император лично утвердил эскизный проект Покровской церкви, сделанный известным петербургским зодчим Давидом Гриммом. Первый кирпич в основание храма положил сам Александр III. Он же оплатил строительство отдельного храма для егерей императорской охоты, указав место, где его нужно было построить. Бывшая Егерская слобода подчинялась придворному ведомству. К нему относилась до революции и Покровская церковь.

Иконы для иконостаса были написаны на золотом фоне. Для храма купили дорогую утварь из золоченого серебра и бронзы, а из Гатчинского дворца доставили бронзовое паникадило – в дар от Александра III.

Три яруса роскошного иконостаса были вырезаны из темного дуба. Пять куполов-луковиц с крестами и две главки звонницы над главным входом в храм сияли золотом. Фасад храма, возведенного в московском стиле XVII века, был украшен кокошниками и пилястрами. Но после февральской революции храм стал приходским из-за упразднения императорской охоты. Его закрыли в 1930-е годы, разграбив богатейшее внутреннее убранство.

– Правда ли, что в престольный праздник в Мариенбургской церкви служил святой праведный Иоанн Кронштадтский?

– Считают, что он служил вместе с протоиереем Василием Левитским, которого близко знал и любил. 20 лет он прослужил в Гатчинском соборе и почти столько же – в Покровской церкви в Мариенбурге, за алтарем которой находится его могила.

Покровская церковь в Мариенбурге, 1910 г. Покровская церковь в Мариенбурге, 1910 г.

– Когда храм был вновь открыт?

– В начале Великой Отечественной войны жители Гатчины написали просьбу к оккупационным властям, и, как ни странно, они разрешили открыть храм, то ли в октябре 1941 года, то ли в 1943-м году. В храме был установлен временный фанерный иконостас, а иконы и утварь принесли верующие. Они горячо просили стать священником отца Василия Апраксина, который после 6 лет ссылки трудился на светской службе в Пушкине (Царском селе). Мариенбург освободили от немцев советские войска, но отец Василий спокойно служил в Покровском храме лишь до 1945 года. В канун Благовещения его вновь арестовали. Он вернулся из заключения в 70 лет, его реабилитировали, но работать он мог уже только регентом – сначала в Мариенбурге, а с 1956 года – в Павловском соборе Гатчины. До 1955 года в храме сменилось несколько священников, о которых известно очень мало. Некоторые из них похоронены за алтарем нашего храма. После его ремонта 14 января 1952 году благочинный Пригородного округа протоиерей Александр Мошинский вновь торжественно освятил Покровскую церковь, заменив летом того же года временный иконостас на новый. Нам его передали из церкви Санкт-Петербургской духовной семинарии. Именно его вы сейчас видите в нашей церкви.

С протоиереем Антонием Антиповым
беседовала Ирина Ахундова
Фото автора и из открытых источников

15 августа 2024 г.

Смотри также
Святыня многих поколений Святыня многих поколений
Марина Шмелева
Святыня многих поколений Святыня многих поколений
Марина Шмелева
Описан случай чудесной помощи в 1871-м году, когда холерная эпидемия пошла на убыль, а поедающий посевы червь прекратил свое губительное действие и вслед за тем совершенно исчез.
«Женщина въехала на инвалидном кресле, а ушла на собственных ногах» «Женщина въехала на инвалидном кресле, а ушла на собственных ногах»
Еп. Алексий (Трейдер)
«Женщина въехала на инвалидном кресле, а ушла на собственных ногах» «Женщина въехала на инвалидном кресле, а ушла на собственных ногах»
Епископ Алексий (Трейдер) о Ситкинской иконе и чудесах Богородицы
Когда мы выносим ее из собора, на ее месте остается лист с надписью: «Спасибо за спасение». И это не редкость – мы являемся свидетелями многих чудес.
Чудеса февраля: корабли трех святителей и погибших Взыскание Чудеса февраля: корабли трех святителей и погибших Взыскание
Елена Зубарева
Чудеса февраля: корабли трех святителей и погибших Взыскание Чудеса февраля: корабли трех святителей и погибших Взыскание
Елена Зубарева
Мне святитель Иоанн – самый родной: он меня… крестил. И Америке Иоанн Златоуст не чужой. «Три святителя» – так назвал свой галиот основатель Русской Америки Григорий Шелихов.
Комментарии
Natalie16 августа 2024, 11:13
Огромная благодарность Ирине за очень интересную историю, а также и очень полезную для меня! Спаси Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×