В слове «Радоница» слышим «радость», в первую очередь о Христе Воскресшем. Мы делимся этой радостью с уже перешагнувшими черту земной жизни, но по-прежнему близкими и дорогими людьми. Но случаются в этот день и нечаянные, нежданные радости, которые объединяют нас с усопшими. И в такие минуты понимаешь – все мы участники одной истории, которая длится порой на протяжении столетий.
Икона Божией Матери «Живоносный Источник»
Нечаянная встреча
Любая большая служба для священника – испытание на прочность: много дел, много людей, которым нужно уделить внимание. А Радоница – это еще и длительное богослужение, оно начинается в храме, а продолжается на кладбище, порой и не на одном. Вот в такой напряженный день к иеромонаху Силуану (Касимову) – ключарю Архиерейского подворья храма Казанской иконы Божией Матери Чистополя (что в Республике Татарстан) – подошла взволнованная женщина. Приехав издалека, она не нашла на привычном месте икону Божией Матери «Живоносный Источник».
Долгие годы Казанский храм был единственным действующим в округе, и потому старинные иконы в нем не редкость. Почему именно этот образ был так нужен и важен женщине? Ответ заинтересовал батюшку:
«Эта икона много лет хранилась в доме моей бабушки, а моя мама приняла решение передать ее в храм. Она всей нашей семье очень дорога».
Батюшка объяснил, что по благословению епископа Чистопольского и Нижнекамского Пахомия икону недавно отреставрировали – и сам образ, и оклад. И вскоре передадут в Билярск – туда, где икону любят и чтут уже несколько столетий. А пока она находится в Воскресенском храме поселка Алексеевское. Батюшка предложил гостям отправиться на встречу с семейной святыней, интересную историю которой предлагаю читателям узнать.
Билярск – история одного города
Храм Архангела Михаила в Билярске. Разрушен в 1938-м году Сегодня Билярск – село в Республике Татарстан, на левом берегу Малого Черемшана. От него 150 км до Казани и 50 км до районного центра – поселка Алексеевское. Однако в летописях поселение упоминается с середины X века как «Великий город». Его расцвет пришелся на XI–XIII века, в это время он становится одним из крупнейших городов мира по площади и населению. В конце домонгольского периода Биляр – духовный и административный центр Волжской Булгарии. И, наверное, сложно было представить в то время, что уже в 1236-м году Биляр будет полностью разрушен во время нашествия Батыя.
Новая и уже более скромная история села Билярска связана со строительством в середине XVII века Закамской засечной черты – ряда крепостей, засек, рвов, укреплений для защиты от набегов кочевников из южных степей. Не позднее 1654 года в Билярск из Ахтачинской крепости были переведены 100 стрельцов с семьями.
В императорской России Билярск называется пригородом Чистопольского уезда, в то время он был самым крупным населенным пунктом в уезде. В 1904-м году в Билярске было 946 дворов, их населяли жители православного вероисповедания.
Храм не менее двух раз сгорал дотла «от громового удара», при этом икона Божией Матери «Живоносный Источник» оставалась невредимой
С самого основания стрелецкого поселения в Билярске появился деревянный храм, который не менее двух раз сгорал дотла «от громового удара», при этом местночтимая икона Божией Матери «Живоносный Источник» оставалась невредимой. В народной памяти остался величественный Билярский собор, построенный в конце XIX века. Главный придел храма был освящен во имя Архистратига Михаила, придел с правой стороны – в честь Богоявления, с левой – во имя Пророка Илии. В соборе было очень просторно, в большие праздники он вмещал до 2000 человек.
К сожалению, дальнейшая история величественного храма предсказуема и печальна. В 1920-е годы приход числился как обновленческий, в начале 1930-х годов храм был закрыт. В соборе рассчитывали сделать клуб, но при падении колокольни образовалась трещина в здании, и его отдали под склад. В 1938-м году собор был разрушен полностью, кирпичи еще долгое время растаскивали на строительство дорог, печей и зданий.
Защитница от всяких бед
Крестный ход на святой источник в Билярске 16 июня 2023 года Величественного Архангельского собора нет больше, с 1997 года верующие совершают богослужения в старинном, но куда более скромном здании. Но жива народная память и любимая жителями края традиция – в девятую пятницу по Пасхе идти крестным ходом на Святой ключ, что неподалеку от села. И молиться там Матери Божией об избавлении от разных бед – и личных, и общественных. Почему именно в этот день? Для ответа на этот вопрос нам надлежит отправиться в прошлое.
Предание не сохранило год, когда две благочестивые сестры – жительницы Билярска – отправились в Святую Землю, а затем и в Царьград, чтобы поклониться святыням. Были они, судя по всему, женщинами состоятельными, поскольку смогли не только оплатить все расходы на паломничество, но и внести щедрое пожертвование на поновление одного из Константинопольских храмов. В благодарность священнослужители подарили им икону Божией Матери «Живоносный Источник» – список с чудотворного образа, который почитали константинопольские жители и паломники.
Сестры получают в дар икону. Фрагмент росписи Воскресенского храма
Жива любимая жителями края традиция – в девятую пятницу по Пасхе идти крестным ходом на Святой ключ, что неподалеку от села
По возвращении домой одна из сестер заболела и во сне получила повеление от Божией Матери – нести икону на Святой ключ. Здесь она получила исцеление, так возникла традиция ходить на источник в Духов день. В девятую пятницу по Пасхе жители стали ходить крестным ходом, вспоминая о чудесном избавлении от страшной засухи, произошедшем именно в этот день.
Билярские жители всегда прибегали к Божией Матери и молились у Ее чудотворного образа о помощи, особенно в общественных бедствиях: болезнях людей и скота, появлении на полях и в лесу губительного червя, при продолжительном вредном ненастье и особенно при засухах. Описан случай чудесной помощи в 1871-м году, когда, по совершении молебного пения с иконой по домам прихожан и на Святом ключе, вскоре холерная эпидемия пошла на убыль, а поедающий озимые посевы червь прекратил свое губительное действие и вслед за тем совершенно исчез.
Семейная история
Ольга Ивановна Сапарова рядом с образом, хранившимся в ее семье Билярский храм, как мы помним, закрыли, а что же стало с иконой? Пора снова вернуться к нашей гостье.
«Моя бабушка Евдокия Алексеевна Митягина, 1914 года рождения, жила в Красной Горке, в 5 км от Билярска. Эта старинная икона Богородицы всегда, сколько я себя помню, и по рассказам мамы, хранилась в ее доме. Как попала она к ней и почему именно в ее дом, об этом не знаю», – рассказывает Ольга Ивановна Сапарова.
Красная Горка – в прошлом просто село Горка, а до революции – слобода Богоявленская Горка. До 1936 года здесь действовал Богоявленский храм, в котором, возможно, и хранилась чудотворная икона, которая потом оказалась у Евдокии Алексеевны.
«Бабушкин дом был местом собрания верующих, здесь они молились, хранили церковные книги, совершали службу мирянским чином», – вспоминает внучка.
Когда уже в преклонных летах Евдокия Алексеевна заболела, то жила сначала у младшей дочери в Нижнекамске, потом у старшей – в Чистополе. И везде с ней был намоленный образ Божией Матери. «А затем уже мама моя в 1997-м или 1998-м году приняла решение передать его в Казанский храм», – мы слушаем рассказ Ольги Ивановны по дороге в Алексеевское и удивляемся, что эта встреча происходит именно на Радоницу, в день памяти тех, кто сохранил и передал святыню всем нам.
Епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий
«Молитва перед чудотворным образом – большое утешение для верующего сердца. Ведь когда мы в чем-то нуждаемся, то просим помощи у Бога и Богородицы и верим, что получим ее», – говорит владыка Пахомий.
Но порой мы получаем милости Божией Матери, даже не ожидая их. Лишь бы уметь их увидеть и оценить.