Решением Святейшего Синода Румынской Православной Церкви 11–12 июля 2024 года к лику святых причислены 16 угодников Божиих, просиявших святостью жизни в ХХ веке. Один из них – священник Илия Лэкэтушу, который отныне будет именоваться священноисповедником Илией Лэкэтушу, а память его будет совершаться 22 июля по н. ст.
Священник Илия Лэкэтушу Кто не побоялся исповедовать Бога даже под страхом самых лютых мучений, те просияли подобно ярким светильникам в годину безбожных гонений ХХ века. Кровь мучеников лилась тогда, как в первые века христианства.
В Румынии гонения на верующих тоже сильно ударили по Церкви. Епископы, священники и миряне ценой своей жизни защищали величайшее сокровище – веру правую. Много великих духовников, много крупных богословов прошло через преисподнюю тюрем. И вместо того, чтобы опуститься на колени, они вышли из испытаний еще более сильными, закаленными, готовыми проповедовать веру истинную.
В их сонме особняком стоит отец Илия Лэкэтушу. Вся его жизнь была посвящена Богу. Родился он 6 декабря 1909 года в селе Крэпэтуриле уезда Вылча в семье набожных верующих. Его родители, Марин и Мария Лэкэтушу, не отходили от храма, где его отец был певчим. Детство, проведенное маленьким Илией в деревне, красота мира крестьянской жизни распахнули его сердце для Бога, и он уже тогда всем существом захотел Ему служить.
В 1922–1930 годы обучался в Свято-Николаевской семинарии города Вылча, и уже там открылись его незаурядные способности. В 1930–1934 годы учился на богословском факультете Бухарестского университета, где преподавателями были выдающиеся деятели религиозной жизни той эпохи. В марте 1931 года заключил брак с учительницей Екатериной Попеску родом из села Кордешть уезда Горж. В сентябре 1934 года был рукоположен во иерея и направлен на приход в село Осика-де-Жос уезда Олт, затем переведен в село Буйчешть уезда Мехединць. Все эти годы батюшка вел тихую жизнь, все силы отдавая своей священнической миссии и семье, которая была благословлена от Бога пятью детьми.
Нетленные мощи отца Илии Лэкэтушу С лета 1942 года до весны 1943 года батюшка был отправлен Румынской православной миссией для проповедования за Прутом, в Одессе, а затем на приход Серсеница в Заднестровье[1]. В 1952 году прокатилась волна арестов священнослужителей, и отец Илия оказался в трудовой колонии Галешу, на строительстве канала «Дунай – Черное море». Отсюда был переведен в колонию Пенинсула, в Констанцу. С сентября 1953-го до апреля 1954 года батюшка пробыл в трудовой группе № 0680, располагавшейся в городе Онешть.
В 1954 году коммунистические власти немного ослабили гонения, и батюшка был освобожден. Но в 1959 году гонения снова усилились, и он был приговорен к принудительным работам в Дельте, в трудовом лагере строгого режима Периправа. В бесчеловечных условиях этого лагеря здоровье отца Илии было серьезно подорвано.
Очередь в склеп семьи Лэкэтушу к нетленным мощам отца Илии
С 6 мая 1964 года отцу Илии было предписано принудительное место жительства в селе Болинтин, затем с 20 декабря 1964-го до 1 августа 1970 года он служил на приходе села Гырдешть. Потом был переведен на приход Кукурузу в селе Рэсучень, откуда в начале 1978 года и вышел на пенсию.
В 1983 году, лежа в больнице, отец Илия говорил, что если доживет до 22 июля, то проживет еще 2 года. Еще он изъявил желание, что если жена его умрет через 15 лет после него, то пускай ее похоронят рядом с ним. И умер он в точности 22 июля, а через 15 лет, в 1998 году, скончалась и его супруга, Екатерина.
29 сентября 1998 года тело отца Илии было обретено совершенно не тронутым тлением и благоухающим
29 сентября 1998 года при ее погребении произошло неслыханное: тело отца Илии было обретено совершенно не тронутым тлением и благоухающим.
Чтобы удостовериться, что тело батюшки осталось нетленным не по каким-нибудь биологическим причинам, члены семьи по согласованию со священником не стали торопиться хоронить его на прежнем месте, а положили на открытом воздухе. Однако оно и через девять недель не претерпело никаких изменений.
Бог, устраивающий всё, да просветит нас, чтобы мы могли понять, как Он принял Своего исповедника на небесах.
Редакция журнала «Vestitorul Ortodoxiei» («Вестник Православия»)
Тело отца Илии Лэкэтушу было обретено совершенно целым
На своем приходе в селе Джулешть я окормлял попадью Екатерину Лэкэтушу, исполненную огромной духовной силы. Она вдовствовала уже почти 12 лет и говорила, что имела от Бога счастье жить с совершенно особым служителем Божиим. Госпожа попадья исповедовалась, причащалась, и мы с ней вели незабываемые беседы. Но вот наступило время ее отшествия в вечность. И 29 сентября 1998 года после того, как она получила должное христианское напутствие, было совершено ее погребение.
Священник Илия Лэкэтушу с супругой и ребенком
Отец Илия Лэкэтушу завещал ей, чтобы в случае, если она умрет через 15 лет после него, его могилу вскрыли и положили ее рядом с его священством. Желание батюшки было исполнено, и после кончины его супруги могила была вскрыта, чтобы положить попадью рядом с батюшкой. А когда могила была вскрыта и мы собрались положить в нее усопшую Екатерину Лэкэтушу, то решили вскрыть и сам гроб батюшки, чтобы привести в порядок его останки по имеющемуся обычаю и затем положить его рядом с супругой. Но в эту минуту увидели, что тело отца Лэкэтушу осталось совершенно нетленным, и более того, оно оказалось очень легким и издавало приятное благоухание.
Нетленные мощи отца Илии Лэкэтушу
Поскольку для его погребения теперь требовалось проведение особых процедур, мы положили тело батюшки в нише склепа, на поверхности земли, чтобы за это время разобраться, как с ним быть, и оставили его там. Спустя шесть недель мы снова пришли служить панихиду по усопшей попадье Екатерине и обнаружили, что тело батюшки не претерпело никаких изменений.
Тогда мы по предложению семьи перешли к следующему этапу – подготовке к омовению тела батюшки и облачению его в новые одеяния. Наследники, чтобы всё было совершено по правилам, сначала известили об этом высшие круги Церкви, поставили в известность Бухарестскую архиепископию, а затем составили на мой адрес прошение о том, чтобы я лично занялся омовением тела батюшки и переоблачением его в новые одеяния.
Я приступил к фотографированию батюшки фрагмент за фрагментом, как это можно видеть (листает фотоальбом на камеру), и стал одевать его: сначала в льняную ризу, затем на тело батюшки надели и остальное облачение.
Вследствие всего произошедшего мы пришли к выводу, что его тело совершенно нетленно, вес очень мал, оно очень легко и у него отсутствует неприятный запах. Напротив, тело издает приятное благоухание.
Священник Николай Барбу
Икона священноисповедника Илии Лэкэтушу, написанная сестрами монастыря Диаконешть 23 июля 2008 года на одном из сайтов появилась следующая важная информация:
«Наследники батюшки (Илии Лэкэтушу) просят иереев и иерархов, служащих на родине и за рубежом, проводить богослужения о прощении его грехов».
С 1 мая 1999 года в монастыре Фрэсиней в течение 40 дней после святой литургии проводились такие богослужения об отпущении ему грехов. На панихиде по прошествии года после обретения его останков Преосвященный Феодосий Снаговский прочел над ними архиерейскую молитву о разрешении усопшего от возможных великих грехов или анафем, которые могли воспрепятствовать тлению тела священника. 6 февраля 2000 года митрополит Центрально- и Североевропейский Серафим (Жоантэ) совершил богослужение с присокуплением молитв о разрешении его от грехов. Однако тело и дальше продолжало оставаться нетленным, и Румынская Патриархия приступила к сбору документов для канонизации отца Илии Лэкэтушу.
Официально не вышло ни одного опровержения начала подготовки к канонизации
Официально не вышло ни одного опровержения начала подготовки к канонизации. Напротив того, новость впоследствии была подтверждена отцом Костелом Стойкой, пресс-секретарем Румынской Патриархии, который заявил:
«Батюшка стоит в готовящемся списке для канонизации. Однако в православной практике нет места спешке, поэтому мы не знаем, когда это (канонизация) состоится».
Великие румынские духовники об обретении мощей отца Илии Лэкэтушу
Отец Илия Лэкэтушу жил со Христом в годы заключения так же, как жил с нами. И в своей святой верности сподобился такого великого дара – вкусить Тайну Воскресения, то есть нетления и наследования жизни вечной.
Священник Константин Галериу, проф.
Меня спрашивали, канонизируют ли Штефана Великого. Приходил ко мне один архиерей. Я не был такого мнения. Я скорее за канонизацию отца Илии Лэкэтушу, потому что на это есть знамения от Бога: он нетленен и благоухает. Вам надо привлечь к этому внимание Патриархата. Он должен сдвинуть что-то с места, хотя причислить его к лику святых будет труднее[2]. Ведь самое очевидное, самое неопровержимое – это то, что он не истлел[3]. Он благоухает. Все считают, что он святой.
Иерархи Румынской Православной Церкви не осмеливаются объявить, что останки политзаключенных, погубленных в темнице за Христа, являются мощами. Впрочем, в Патриархию было внесено несколько дел с целью канонизации. Например, дело отца Илии Лэкэтушу, насчет которого я твердо уверен, что он святой, и Валерия Гафенку. Синод никак не высказался на этот счет. Бывшие политзаключенные в большинстве своем были легионерами, и иерархи опасаются, что их решение будет истолковано политически. Нам надо относиться к этому мудро и внимательно. Если Бог хочет, Он даже через неизвестных и не признанных нами святых может делать нам добро.
Священник Георгий Калчу-Думитряса
Отца Илию надо почитать как святого, потому что его случай – это сильный аргумент против материализма и идолопоклоннического заблуждения
Отца Илию Лэкэтушу надо почитать как святого, потому что его случай – это сильный аргумент против материализма и идолопоклоннического заблуждения. Ему можно возносить молитвы в любое время, потому что святые – непреложное свидетельство существования православной жизни даже в те времена, в которые мы живем. Можно писать его иконы, ему можно соорудить раку, как у святого Иоанна Сучавского, святой Параскевы. Нам и всему христианству надо праздновать день его памяти (22 июля). Мы можем гордиться перед другими народами, протестантами, католиками, что у нас есть эти угодники Божии: святой Иоанн Иаков Хозевит и святой Илия Лэкэтушу.
Начиная с тюрьмы Питешть, где применялись самые жестокие физические и нравственные пытки, и продолжая остальными тюрьмами и концентрационными лагерями в нашей стране, целью которых было разрушение веры и человека, Румыния принесла одну из величайших жертв ради защиты правой веры и нашего народа. Преданным служителем Христовым был священник Илия Лэкэтушу родом из уезда Вылча, который не один год провел в тюрьмах и пострадал как мученик. Осенью 1998 года, через 15 лет после кончины, он был обретен в могиле совершенно нетленным в знак того, что Бог принял его жертву и причислил к сонму праведников.
– О новоявленных мучениках нашей Церкви не говорят ничего. Вы знаете, их было столько в коммунистических тюрьмах; сейчас обрели одного батюшку с нетленным телом.
– Ты посмотри!
– Да, отца Илию Лэкэтушу. И не говорят ничего. Что нам теперь делать?
– Вы видите? Это происки искусителя. Вы видите, как преуспело зло? Бог очевидно явил его после смерти святым, и вот, смотри ж ты, руководство не принимает мер, чтобы его канонизировать и признать, что скорби и муки, которые он перенес, освятили его. Это правда, да, но им не хватает дерзновения. Видите, до чего мы дошли?
– И о всех пострадавших в тюрьмах не говорится ничего. А ведь было столько мучеников. Может, сейчас, в нашем веке, их было даже больше, чем в первые три столетия.
– Конечно, да. Смотри, цель искусителя вот какова – чтобы не проповедовалась истина. Видишь? Однако у Бога они освятились и почивают там, в жизни нескончаемой, где и будут веселиться с ангелами Божиими и всеми святыми мучениками, пострадавшими за Христа. Человеческий род таков.
Старец Дионисий из келлии Колчу
Все признаки говорят о святости отца Илии. Народное почитание и благоговение, которое вызывают в народе его мощи, служат продолжением той священной проповеди, которую он вел при жизни; они действуют, умножая веру и тем самым славя Бога в тысячу раз сильнее, чем это было, когда его священство был жив.
Было столько прекрасных священников, при жизни созидавших святость в своих прихожанах, и многие из них пострадали и умерли в тюрьмах. А кто помнит о них? Только родные и друзья, еще остающиеся в живых. В отца Илию Лэкэтушу Бог вложил нечто еще большее: нетление, священное благоухание и в особенности – силу проповедания Слова даже после смерти благодаря чуду, которое Он совершил над его телом.
Священник Георгий Калчу-Думитряса
***
Вскоре после обретения святых мощей в монастыре Петру Водэ, тогда еще скиту, были составлены тропарь и кондак святому исповеднику Илие Лэкэтушу.
Тропарь, глас 8
Страстотерпче богоносне отче Илие, пламень мучений ты огнем деятельной молитвы оросил еси и врагов посрамил. Сего ради, отче, в хламиду Христа облекшийся, Того моли спасти души наша.
Кондак, глас 8
Последователем слова Владычня соделался еси, душу свою положив за пасомых твоих. Сего ради хвалим тя, во глубину смирения сошедшего и подобно граду на верху горы просиявшего. Обаче, исповедниче Божий, светило Православия, столпе огненный народа румынского, освети нам путь ко Христу и моли Его туне спасти нас.