Православный календарьПравославный календарь
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.

Как умер отец Иларион Феля

Cвященномученик Иларион Феля Cвященномученик Иларион Феля

Это было году в 1960–1961-м в одиночных камерах Аюда. Однажды по всем тюремным застенкам посредством азбуки Морзе, отстукиваемой по стенам и батареям, пронеслась весть: «Умер отец Иларион Феля». Ну кто в Аюде не знал отца Илариона? Мы все по цепочке рассказывали друг дружке, что он был профессором Арадской православной богословской академии, а для меня он и вовсе был преподавателем и что важнее всего – наставником. Мы все, жители Бихора и Арада, Сибиу и Бухареста, а особенно Румынская академия, премировавшая его книги, знали его. Он был прекрасным проповедником, выступал и в соборном храме Арада, и куда только ни позовет Церковь. Мы, верующие и студенты, стоявшие в соборном храме, готовы были пересказать только что услышанную от него проповедь.

Однажды по всем тюремным застенкам посредством азбуки Морзе пронеслась весть: «Умер отец Иларион Феля»

Его кафедра в Богословской академии превращалась в амвон; его красивый баритональный голос покорял всех. 20 ручек старательно записывали в тетрадке всю его лекцию. У него была величественная внешность: лицо, обрамленное бородой, напоминало благородный образ, вычеканенный на монете, он был великодушен и общителен, и все его любили.

Он был моцем[1] по происхождению, родом из долины Кришулуй-Алб, может, это и определило ту высокую участь, которая выпала на его долю. Его то и дело приглашали на разные мероприятия и торжества:

– Батюшка, спой нам песен Янку!

И он пел жалобно и протяжно, унося слушателей в мир Янку и Хори, в славные времена моцев…

Когда на воле кто-нибудь умирает, дорогие его сердцу люди приходят и провожают его в последний путь по полному христианскому обычаю. А отца Илариона провожали – в душе – мы, его братья по идеалам и страданиям. Он еще не был старым и умер потому, что ему не оказали медицинской помощи; так было заведено в коммунистических тюрьмах.

Мы, заключенные, следили за состоянием больного, пока он навеки не сомкнул глаз. Узнав о его преселении к Богу, мы два вечера бдели на молитве, пока его не повезли к яме у Трех тополей, где находилось кладбище политических заключенных. На второй вечер сидевшие в камерах внизу, у морга, забили тревогу:

– Сейчас отца Илариона везут в яму!

И действительно, было слышно, как едет повозка. Брашовские дрожки, запряженные одной лошадью, с двумя конвоирами на козлах, везли гроб. До главных ворот надо было пройти через трое меньших ворот, и в ночной тишине было слышно, как поскрипывает повозка.

Тюрьма Аюд Тюрьма Аюд

Все 5 тысяч политзаключенных Аюда, вдохновляемые 400 православными священниками, молились: «Со святыми упокой…»

А мы лежали под одеялами, уже было 10 часов, время отбоя, и шевелиться было нельзя. И тут началось отпевание. Все пять тысяч политзаключенных Аюда, вдохновляемые четырьмястами православными священниками, молились по чинопоследованию: «Со святыми упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего Илариона священника, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная». Это твердили все, даже если в камере не было священника, а если был, тогда совершалось более пространное последование, также под одеялом.

Сидевшие внизу докладывали нам, что сейчас подъехали к главным воротам, где происходила самая жуткая сцена: приходил дежурный офицер с заостренным железным прутом и вонзал его в сердце усопшего, чтобы «власти убедились в смерти покойника». Какая страшная и мрачная сцена, достойная средних веков, а разыгрывалась она в наши дни, в эпоху коммунизма.

Похоронная повозка подъезжала к Трем тополям, в изголовье втыкали деревянный кол, к нему прибивали жестянку с номером заключенного. И по коммунистическим законам это было всё, что оставалось от человека.

Когда после слова «аминь» отпевание закончилось, по стенам и батарее вновь застучала морзянка: «Царство ему Небесное, вечная память!».

Священник Иоанн Бэрдаш
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Mărturisitorii (Исповедники)

18 сентября 2024 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 194 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Моцы (букв.: хохлы) – голубоглазые и светлые румыны, обитающие в Западных Карпатах. Моцы Хоря и Аврам Янку – герои румынской нации, являющиеся символами ее борьбы за независимость. Аврам Янку (1824–1872) руководил румынским движением против венгров во время революции 1848 года в Трансильвании. Хоря (1731–1785) возглавлял крестьянский бунт румын в 1784 г. Упомянутый выше Зэранд – область, в которой вспыхнул этот бунт, распространившийся затем на всю Трансильванию.

Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Зинаида Пейкова

Новые материалы

Выбор читателей

×