Исход. Художник: Хорас Уильям Петерик
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
Пятикнижие и его содержание
Самое четкое собрание книг в Писаниях Ветхого Завета называется Пятикнижием и происходит от греческого πεντάτευχος, что означает «5 томов», и относится к так называемым книгам Моисеевым: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.
Главным нарративом в Пятикнижии является переселение евреев из родных пределов в Египет, где они спустя какое-то время становятся рабами фараона, пока Бог не решает вывести их из рабства Египту и под предводительством Моисея привести через Аравийскую пустыню назад, в Землю обетованную.
Кто-нибудь спросит сейчас: а почему это повествование так важно, что имеет такое огромное значение и в Ветхом Завете, и в истории Церкви? Одна из причин, конечно же, то, что в этом повествовании наглядно видна помощь Божия. Но есть и другая причина, менее очевидная, – то, что в истории Исхода избранного народа из Египта, его пути через пустыню и прибытия в Землю обетованную отражаются этапы духовной жизни аскета на его пути к раю.
Подобный феномен в нынешнем обществе
Фараон отяготил евреев работой и не давал им возможности чтить Бога. Подобный феномен встречается и сегодня: у нас есть тираны-властители, чуждые Бога, которые принуждают людей все время работать, чтобы у них не осталось времени думать о себе, о других и о Боге. Генерируется множество «надо», которых на самом деле нет. Князь мира сего через свои орудия преподносит нам массу соблазнов, массу страстей, чтобы держать нас в плену, чтобы мы не устремились к любящему Богу.
Египет в Ветхом Завете – это символ материального мира, мира, в котором живем сегодня и мы.
Первый период духовной жизни
Первый период духовной жизни – это борьба со страстями, период, когда благодать должна быть максимально очевидной, и нам необходимо видеть, как духовный наставник совершает множество чудес, по благодати Божией. Эти чудеса могут быть действительно чудесами, то есть преодолением благодатью Божией законов природы, установленных Самим Богом, а могут быть и поведением, чудесным только для начинающего. Такая оптика начинающего – тоже от благодати, и она имеет большое значение, потому что начинающий нуждается в благоговении к духовному наставнику, как в воздухе, ибо иначе он не сможет продолжать шествовать по пути к раю.
Благодать очень сильно помогает ученику, подавая ему рвение, молитву и готовность к послушанию. Здесь ему необходимы самоотречение и внимание к послушанию, молитве и распорядку дня.
Препятствие, создаваемое любовью к себе
Если юноша проявляет себялюбие, требует логического обоснования приказов наставника и ропщет, тогда он останавливается на своем пути, даже не успев выйти из Египта, а если и не остановится там, то остановится на берегу Чермного моря, то есть там, где в погоню за ним ринется армия воспоминаний и мирских удовольствий, и потребуется огромное чудо от Бога через духовного наставника, чтобы оградить его от соблазнов и воспоминаний о мире, которые любовь Божия погрузит в пучину Чермного моря.
Второй этап духовной жизни. Вступление в Землю обетованную
После перехода через Чермное море начинается хождение по Аравийской пустыне, поскольку мы не настолько верующие, чтобы прямиком войти в Землю обетованную. Помните, что Бог вел евреев напрямую в Землю обетованную, но поскольку соглядатаи – кроме двух – не послушались Моисея, человека Божия, и поставили логику на первое место, то Бог 40 лет водил их по Аравийской пустыне, пока не вымерло все поколение, имевшее опыт вкушения мирских удовольствий в земле Египетской.
По этой причине данная, вторая часть духовной жизни называется просвещением, ибо человек, вследствие постепенного освобождения от страстей, начинает видеть свет любви Божией в своем сердце. Благодать отходит через 3–4 года, но если в благодатный период ученик с самого начала не теряет времени и ревностно и точно исполняет свое послушание и молитву, тогда он зажигает свою свечечку от великого света благодати, преизобилующей вначале.
Конечно, эта свечечка – тоже благодать и дар Божий, однако она другая, потому что теперь он тоже внес свой маленький вклад. Но в этот период необходимо иметь терпение, потому что благодать скрывается, и человек остается в относительном одиночестве, чтобы у него была возможность показать, что он любит Бога. И если у него был хороший старт, благодаря фокусированию на послушании, молитве и жертвенности, тогда ему удается раскрыться пред Христом распятым и теми, кого Христос ему пошлет как наставников, и он будет благополучно идти вперед. Если же ему не удался старт и он не возжег свою свечечку до того, как скроется великий свет, тогда он будет вслепую влачиться во мраке удовольствий, суждений, любопытства и своеволия.
Как умирает ветхий человек и чему это способствует. Отступление благодати
Ветхий человек должен умереть в пустыне отдаленности от мира, потому что если ученик не перерубит все канаты, связывающие с миром, тогда очень возможно, что его взлет будет отчасти или даже совсем неудачным. Он разобьется при взлете. Очень важно не иметь неполезных связей с миром, а сосредоточиться на Христе и людях вокруг, которых Бог посылает нам и которые могут помочь нам идти вперед по пути к Земле обетованной и не возвращаться в Египет плотских удовольствий. По этой причине незадолго до отступления благодати юношу делают послушником или монахом – по решению настоятеля, которое он принимает в зависимости от послушания и усердия ученика.
Нам необходимо шагать вперед, сосредоточившись на своем превращении из червей ненависти, какими мы являемся, в бабочек любви, которыми предназначены стать. Это действительно и в том случае, если мы испытываем немалое удовольствие от того, что чего-либо достигли, преуспели в глазах других или даже в своих собственных, действительно и тогда, когда испытываем боль демонического отчаяния по причине какой-либо ошибки.
Если мы с любопытством смотрим, что делают другие, тогда мы уподобляемся охотничьим собакам, которые вместо того, чтобы бежать за добычей, останавливаются, чтобы посмотреть, что делают другие собаки, которые тоже бегут, и таким образом упускают добычу. Если другие собаки и возвращаются назад и/или сходят с пути, то мы будем продолжать свой путь к цели, которую начертал нам Охотник. Даже если мы останемся на пути одни, то будем стараться не колебаться и не замедлять темпа, будем постоянны в своем распорядке, который указан Богом через Церковь.
Необходимо иметь терпение в искушениях, потому что без искушений никто не умягчит своего сердца, чтобы оно стало любящим людей и Бога
Необходимо иметь терпение в искушениях, потому что без искушений никто не умягчит своего сердца, чтобы оно стало любящим людей и Бога. Если сердце не умягчится, внутри нас будет камень – как у меня за спиной. Нам необходимо расколоть горную породу вокруг своего сердца, чтобы оно стало умным (понимающим), и свет любви Божией мог проникнуть в него. Тогда человек по опыту и чувству начинает понимать то, о чем даже не подозревал, и мало-помалу отражать дальше эту любовь, преломленную через алмаз его сердца.
Пример понимания связанности людей между собой
Приведу вам такой случай. Был один юный брат, много раз слышавший учение об Адаме глобальном, где святые отцы говорят, что мы все – члены одного-единственного человека, и взаимосвязаны между собой, даже если по причине греха эта связь сейчас и стала намного слабее. При всем том, он понимал это слово лишь рационально, то есть скорее не понимал, чем понимал. В какой-то момент монах, очень любивший его, сказал ему, чтобы он старался не грешить, потому что это тянет вниз и его, по причине любви, которая связывает их, как части Адама глобального.
Этот брат, знавший, что согрешил, вытаращил глаза и спрашивает:
– Даже так?
А монах ему ответил:
– А разве ты не это слышал столько раз? Как же иначе?
Тогда брат стал это осознавать, и постоянно повторял: «Даже так!» – потому что начал понимать это на опыте.
Братия, поучения святых отцов реальны, они действительно реальны. Но нам зачастую не хватает одухотворенного ума, чтобы понять конкретность этих поучений, и мы фактически не верим. Нам надо иметь веру и пройти через православную «терапию», чтобы ум просветился благодатью Божией, и мы по-настоящему вместили умом то, что говорят святые отцы. Иначе остановимся, самое большее, на рациональном познании, далеком от познания истинного.
Влияние личного греха на ближних
Я акцентирую на этом внимание, потому что это справедливо для всех нас: нам надо стараться не грешить, потому что тогда мы тянем вниз, раним и того, кто связан с нами любовью, и тех, кто окружает нас, особенно если эта любовь велика. А поскольку вы, возможно, не даете себе отчета в этом, то скажу еще конкретней, чтобы вы поняли: те из вас, у кого есть малые, чистые дети, связанные с вами великой любовью, старайтесь не грешить, потому что вы наносите им огромные травмы.
Те из вас, у кого есть дети, старайтесь не грешить, потому что вы наносите им огромные травмы
Не говорите, что они не видят или не понимают. Малый ребенок, поскольку у него нет личных грехов и он чист, в максимальной степени ощущает и благодать, и демоническое действие, идущие через родителей, которые породили его и с которыми он связан.
Чистота одухотворенного ума
К слову, о малых детях и первых признаках прояснения ума. Когда человек путем послушания продвигается вперед, к свету Божию, он начинает заново обретать чистоту малого ребенка, но с умом и опытом зрелого человека и с той глубиной опыта, которую несет подобный ум.
Помню, как-то я был с одним братом, находившемся в подобном состоянии, и наш разговор коснулся темы света. Тогда я сказал, что свет – это излучение, которое испускается звездой (Солнцем), лампочкой, свечой и частично поглощается всеми телами вокруг. Часть волновых частиц волновых пакетиков / пакетиков волн, которая отражается от химической структуры соответствующего объекта и улавливается задней частью нашего глаза, создает у нас ощущение цвета данного объекта. Все эти частицы / пакетики, непрерывно движущиеся со скоростью 300 000 км/с, сталкиваются со всеми объектами и образуют комбинации цветов, которые мы видим.
Вокруг открывается столько красоты, что увидевший ее начинает плакать и славить Бога
Тогда молодой монах округлил глаза, сказал: «Даа?!» – и стал озираться вокруг, впервые открывая для себя все это. С неописуемой радостью он смотрел на окружающее, начиная со света, проникающего через окно и сталкивающегося с частицами пыли, и кончая катушками с цветными нитками в портняжной мастерской, где мы находились. Он в восхищении и изумлении оглядывался вокруг, словно желая прикоснуться ко всему, но останавливался, чтобы ненароком не раздавить эту чудесную красоту мира. Это происходило и с другими братиями в том духовном состоянии, когда вокруг открывается столько красоты, что увидевший ее начинает плакать и славить Бога.
Отступление благодати
В этот период, конечно, начинаются и отступление благодати, и если путник невнимателен, он падает и ударяется головой о землю, так что может и раны получить. Помню, как-то я сказал одному весьма юному брату, сделавшему очень конкретную ошибку, чтобы он в таких случаях говорил: «Прошу простить меня», – на что он вспыхнул и ответил:
– Ты не мой старец!
Подобные вспышки отбрасывают путника на много шагов назад и часто травмируют его, если не покается. Давайте взглянем правде в глаза: эти факты травмируют тех, кто делает это, а не тех, кто оказывается объектом подобной агрессии. То же самое происходит и в семье: родителей не огорчают сами вспышки детей, им просто больно оттого, что они знают, что поступающие так претерпят зло, в соответствии с духовным законом, если, конечно же, не испросят прощения.
Что приводит к отступлению благодати
В этот период имеется альтернатива между светом и тьмой, между благодатью и демоническим действием. Невозможно, чтобы кто-нибудь удержал благодать, еще не будучи всецело очищенным от страстей.
Невозможно, чтобы кто-нибудь удержал благодать, не будучи всецело очищенным от страстей
Наиболее общими проблемами на этом этапе являются доверие своим помыслам, непослушание наставнику и ментальные крайности, то есть отчаяние или гордыня. Диавол, хорошо знающий свое ремесло, подстрекает путника полагаться на свои силы, ведь он (видите ли!) набрался кое-какого опыта, знает, почем фунт лиха, так пусть же он тогда выходит из-под протекции послушания, чтобы диавол его бил нещадно, вынуждая грешить, а потом толкнул в другую крайность – отчаяния и отказа от борьбы. Это быстрая перемена опаснее всего. Она разрушает.
Что нас спасает, когда мы теряем благодать
Что абсолютно необходимо, так это постоянство в духовной борьбе, послушание наставнику, братиям во Христе и распорядок дня. На распорядок дня надо смотреть с некоторой гибкостью, как на подвеску автомобиля, сглаживающую житейские трудности, и тогда наша поездка станет плавной, а ум будет оставаться невозмущаемым и кристально прозрачным, как вода в нетронутом стакане. Если же стакан трясут, тогда вся грязь, лежащая на дне, мутит воду, и она становится непрозрачной. Точно так же и ум, придающий чрезмерное значение некоторым вещам или наполняемый всякого рода преходящими любопытными фактами, делается непрозрачным для света благодати Божией.
Помыслы и воображение – это врата диавола
Эти возмущения могут исходить из прошлого или будущего, то есть мы вспоминаем о всяких минувших событиях и боли, ктоорую они нам причинили; если же они из будущего, тогда волнуют нас потому, что мы думаем, как же приятно или, наоборот, больно будет нам в будущем, в зависимости от тех фантасмагорий, которыми диавол снабжает наш ум.
Конечно, волнения могут исходить и из настоящего, извне или изнутри нас, на основании неверных суждений, связанных с различными факторами влияния – людьми или событиями. Диавол громоздит для нас очень много помыслов, потому что знает, что может влиять на нас только через помыслы, и любая ошибка в реальном мире проистекает из ошибки в мире мыслей. Нам надо быть очень внимательными, хранить свой ум, беречь воображение, потому что там ворота, через которые входит враг.
Этап чередований: благодать – искушения
Для этого этапа просвещения характерна стабилизация чередований периодов благодати и искушений. Искушения могут быть вызваны каким-нибудь конкретным фактором, но речь может идти и просто о следствии Адамова грехопадения – то есть благодать просто отступает, что бы мы ни делали, с педагогической целью. Не зря этот период уподобляется прохождению народа избранного через Аравийскую пустыню. Благодать отступает, чтобы научить нас смирению, но она придет снова. И снова уйдет. И снова придет. Если человек борется изо всех сил, тогда, хоть он и не сможет удержать благодать, не сможет творить добродетель и будет горько плакать, когда благодать уйдет, но если он все-таки борется, тогда Отец наш Небесный взглянет на нашу безуспешную борьбу как на доказательство нашей решимости, и подаст нам победу.
Бог делает так преднамеренно, чтобы явны были и наша немощь, и любящее всемогущество Бога. Все дело в том, чтобы мы решительно, героически и ревностно оставались на пути своего восхождения к Богу. Страстью, которой больше всего боялся святой Иосиф Исихаст, было небрежение, потому что оно сковывает человека очень узкими рамками собственного слепого эгоизма.