В городе Вране, что на юге Сербии, восстановлен дом, где родился и жил в юности будущий преподобный Иустин (Попович), один из великих сербских святых ХХ века. Богослов, философ, автор многих трудов в защиту Православия, последовательный критик экуменизма жил здесь, в небольшом городке. Надо сказать, что дом этот был разрушен коммунистическими властями до основания еще при жизни отца Иустина. Несколько лет назад он был восстановлен, а улица, на которой он находится, носит теперь имя преподобного – то самое восстановление исторической справедливости, о которой так много говорится, и не только в Сербии. В этом домике действует Всеправославный центр имени Преподобного Иустина Челийского и Враньского https://svejustin.com/, во дворе находится храм, освященный в честь Святого мученика Иустина Философа и преподобного Иустина. Не только со всей Сербии, но и со всего православного мира приезжают сюда гости, паломники, чтобы лучше узнать (или впервые узнать) о святом Иустине и познакомиться с его духовным наследием.
Мы разговариваем с Ненадом Бойковым, секретарем общества имени святого.
Давайте без крайностей
– Наше общество существует с 2015 года. В его создании участвовали не только сербские архиереи, но и из России и других стран: владыка Шахтинский и Миллеровский Симон был среди его организаторов, были представители Греции, Албании, Польши. По словам владыки Пахомия, нашего правящего архиерея, главная миссия общества – это объединение православных народов, потому что, как с горечью отмечает он, да и все мы это видим, нынешнее время характеризуется распрями внутри самих православных. Как мы можем призывать к миру и любви других людей, если в нашей собственной семье раздрай, гнев, обиды? И наше Всеправославное общество – одна из попыток, небезуспешных, скажу сразу, создания площадки для диалога для всех православных людей.
Наше Всеправославное общество – одна из попыток создания площадки для диалога для всех православных людей
Особенно, конечно, для тех, кто почитает преподобного Иустина (Поповича), знакомится с его учением, внимательно относится к его духовному, творческому наследию. Ведь для всего православного мира он – свой: преподобный Иустин жил в России, в Греции, Англии, других странах, и он очень гармонично объединил традиции христиан разных стран, подчеркивая главное: все добрые традиции Церкви – помощники на пути следования ко Христу, и они по определению не могут, не должны приводить к разделению христиан, будь то русский архиерей, убогий чухонец, друг степей калмык (да, я знаю Пушкина), сербский монах и так далее.
Мы должны поддерживать, помогать друг другу, а не ссориться из-за разницы в традициях
Мы должны поддерживать, помогать друг другу, а не ссориться из-за разницы в традициях – вот в чем дело. Христианство не терпит крайностей, ему присущ спасительный средний, «золотой» путь, то есть ни ригористичное гордое зилотство, ни угодливое потакание мирским капризам ему не свойственны. Возведение каких-то местных традиций, пусть очень красивых и безобидных, в степень догмы – очень опасная, даже пагубная вещь: часто за традициями и Христос не виден, вот в чем беда.
– Можно привести какие-то примеры?
– Пожалуйста: как будущий преподобный Иустин (Попович) не получил докторскую степень в Оксфорде. Ведь он в своих трудах во многом опирался на мнения Достоевского, доказывая несоответствие западного антропоцентризма, и в религии тоже, основам самого христианства. Ему сказали: работа ваша неплохая, но слишком уж много в ней русского фанатика Достоевского, чьи убеждения идут вразрез с нашими западными традициями. Вы бы поменяли кое-что в своей диссертации – и степень доктора богословия вам обеспечена. Отец Иустин отказался это делать, обосновывая свое мнение не только согласием с убеждениями Федора Михайловича, но и опираясь на труды святых отцов. Так и остался без докторской степени. По-моему, яркий пример «войны традиций»: повышенного, иногда просто вредного, западного внимания к человеку и разумного взгляда на великое предназначение человека в Сербии или России. Человек – образ и подобие Божие, куда уж выше, казалось бы? Ан нет: маловато будет. Получается, какие-то мнения какого-то течения в антропологии вступили в конфликт с уже обоснованными и проверенными на практике мнениями православных.
– Но есть же не менее обоснованное мнение апостола Павла, слышавшего, что в Церкви Коринфа между христианами бывают разделения: «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор. 11, 19).
– Разумеется. Но разномыслие не значит тотальное неприятие, надутые губы, обиды, обвинения и проклятия. Возьмем Сербскую и Русскую Церкви – сколько у нас различий! Начиная с традиции празднования Славы, чего у русских христиан нет – у них есть именины, чего, опять же, нет у сербов. Есть некоторые богослужебные различия, сами видели и слышали. Что, теперь будем враждовать и обвинять друг друга в ереси и прочих грехах? Слава Богу, нет. Здесь даже наоборот получается: когда между народами и Церквями есть любовь (а в нашем случае это именно так), наши различия становятся поводом для заинтересованного и благодарного взгляда друг на друга. Да и скучно, думаю, было бы без различий, не было бы доброй неповторимости народа и Церкви, достойной и радостной уникальности. Это как с превращением алмаза в бриллиант: драгоценный камень получается при огранке, и в этом смысле, мне кажется, каждая Поместная Церковь, каждый христианский народ – такие сверкающие грани, они не идут вразрез с главным в Православии. Зачем, спрашивается, этим граням враждовать?
– А когда имеет смысл вспомнить о строгости, о невозможности общения?
– Тогда, когда нарушаются заповеди, постановления Вселенских Соборов, когда за «новизной» прячется (сейчас не очень-то и прячется) старое недоброе стремление разрушить Церковь Христову. Сослужение с еретиками, например. Властолюбивое стремление человека стать наместником Христа на земле. «Благословение» разврата. Много всего. Здесь не до снисходительности, как и во многих других вопросах, касающихся основ веры. Ведь христиане – не безвольные тряпки, и постоять за правду, соблюдение законов морали, приличия, элементарного здравого смысла для нас естественно. Отсюда и жесткая позиция отца Иустина в отношении экуменизма, который он называл «всеересью», видя в уступках ему гибель самого Православия. Такие уступки, по его словам, делают из христиан всеядную массу, лишая нас веры.
– Поэтому такое явление, как «Храм всех религий» в Казани, вызывает обоснованное недоумение.
– Не слышал об этом. Но если подобное есть, то конечно. Мы должны осознавать свою ответственность перед Богом.
Чашка кофе как миссия
Преподобный Иустин (Попович) – Ненад, что входит в задачи общества в честь Преподобного Иустина (Поповича)?
– Главные направления нашей деятельности – это благотворительность, научная деятельность, молодежная миссия. Наши участницы-женщины помогают малоимущим, многодетным – здесь и закупка продуктов, и финансовая поддержка, и многое другое. Сейчас вот проводим акцию «Рождественский дар»: многодетным семьям вручается чек на покупку продуктов питания. Единственное исключение – сигареты и алкоголь, что и понятно, думаю.
Что касается просветительской и научной деятельности нашего центра, то у нас есть свое издательство – мы выпускаем различные сборники, книги, переводы. Недавно мне выпала честь перевести книгу митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна «Небо нашей жизни», которую мы издали у себя в Сербии. Организуем конференции, посвященные отцу Иустину, его творчеству, духовному наследию. Устраиваем различные выставки, например, принимали участие в большой выставке «Православие – одна большая семья» в Белгороде, нас очень тепло приветствовали и с большим вниманием отнеслись к наследию преподобного Иустина. Самая новая, свежая выставка целиком и полностью посвящена преподобному, его биографии, потому что в этом году мы отмечаем 130 лет рождения и 45 лет с упокоения святого, она проходит здесь, в Сербии, – во Вране, а потом по всей стране. Проектов много, так что сложа руки не сидим, это радует. Но больше всего радует, конечно, внимание людей: ты видишь, что наследие преподобного – творческое, духовное – им небезразлично.
Особое внимание мы уделяем молодежной миссии. Благотворительность, научная деятельность – это всё хорошо, но без воспитанной в Православии молодежи будущего нет, согласитесь. Благодаря тому, что в нашей системе образования в сербских школах есть предмет «Веронаука», т.е. «Закон Божий», мы организовали своеобразные факультативы по этому предмету, то есть предоставили возможность школьникам углубить свои знания, высказать какие-то свои идеи, разработать какие-то свои проекты. Из разных школ города собралось человек 10–20, самые разные ребята, но неравнодушные к духовным вопросам, подход у них действительно творческий. По их, кстати, инициативе сейчас начали снимать фильм про отца Иустина, нашего земляка. Говорят мне: «Давайте фильм сделаем». Я отвечаю: «А у нас есть те, кто разбирается в этом?» – «Да, вот, такой-то и такой-то умеют монтировать, этот соображает в съемке, у этой сценарий хороший точно получится, те трое помогут со звуком», – и вот так постепенно появляется их самостоятельный фильм. Мы любим такие встречи: собираемся здесь, пьем кофе, устраиваем всякие творческие дискуссии, смотрим, что удалось сделать, исправляем ошибки, да просто иногда смеемся. Кто-то проходит мимо, смотрит на нас, спрашивает, как в известном фильме: «А чё это вы здесь делаете?», заходит во двор, садится к столу, беседует – и частенько, знаете, присоединяется к нам. Не обязательно к киногруппе, но к обществу, а потом и к Церкви. Да: приходят на службы, внимательнее смотрят на жизнь. В принципе, к этому и стремимся. Чувствуется помощь отца Иустина. Здесь еще важно, думаю, не бросаться на человека «с миссией на всю голову», мол, «сейчас я тебя так просвещу – не обрадуешься». Часто обычная чашка кофе, добрая улыбка и шутка, спокойный разговор оказываются важнее и действенней в смысле приближения ко Христу, чем нравоучительные беседы «сверху вниз».
Дом, где родился преподобный Иустин (Попович)
Но вообще, знаете, феномен какой-то: чем ближе к дому, где родился святой, тем меньше люди знают о нем. Тысячу раз проверено: наши ближайшие соседи меньше всех знают о святом по соседству. Приезжают из самых разных мест Сербии – из Нового Сада, Белграда, Ниша, приезжают из России, Албании, Греции, – а тот, чья квартира в ста метрах, вежливо улыбается (и на том спасибо), но сюда – ни ногой.
– Похоже, это везде так. Вспоминаю не без печали город Кириллов, где находится монастырь, основанный великим преподобным, да и многие другие наши города.
– Странно, согласитесь. Впечатлил по-настоящему директор начальной школы в Белграде: вот уже второй год подряд специально организует экскурсии для учеников именно с такой целью – познакомить их с преподобным Иустином. По-моему, вот оно, настоящее страноведение: ты и страну свою узнаешь по-настоящему, и понимаешь, что есть чем гордиться, чему радоваться, когда такие люди – твои сограждане.
– Какие книги вы бы посоветовали тем, кто начинает знакомиться с творчеством отца Иустина?
– «Богословие святого Саввы как философия жизни», думаю. Текст несложный, но с глубинами философии хорошо знакомит. Естественно, очень важно читать его «Толкования» Евангелия и апостольских Посланий. Мне помогают его «Мысли на каждый день» – думаю, многие смогут сопоставить эти мысли с творениями святителя Феофана Затворника. Некоторые его труды сложноваты для неподготовленного читателя, я уверен: ведь святой даже разрабатывал новые слова, понятия, которых не было в сербском языке, – вот задача для переводчиков!
– Вы закончили Белгородскую духовную семинарию. Давно не были в Белгороде?
– С прошлого года. То есть начало военных действий я застал. Что такое обстрел, знаю. Мало приятного. Мы помогали: собирали гуманитарную помощь, доставляли ее в села. И уже здесь, в Сербии, мы молимся за мир в Церкви, за Россию. Мир в Церкви – завет, строгий наказ от преподобного Иустина. К чему приводит нарушение мира, все мы видим: что на Украине, что на Балканах. Граница с Косово и Метохией в паре километров.
– О христианской миссии. Она же разной должна быть?
– Естественно. Мы не можем ограничиться раздачей листовок, например. Или благочестивыми «постами» в Интернете. Не будем забывать и о важности миссии именно внутренней, в отношении самих себя. А то собираемся ехать куда-нибудь в Африку или на берега Амазонки, к язычникам, а про собственное духовное состояние забываем: сами-то мы действительно ли настоящие христиане? В своей семье мы – христиане? Правда? Не заслоняет ли форма, обряд суть нашей веры? Это особенно хорошо видно в нашем (и вашем) обществе, искореженном годами власти безбожников. Старшее поколение часто, увы, по моим наблюдениям, гораздо более склонно соблюдать обряды, не слишком вдаваясь в смысл веры. Явление «батюшки Ананаса» – повод для смеха не только в России, у нас своих «ананасов» хватает, если что. А вот молодое поколение впечатляет – говорю это как преподаватель Закона Божьего в школе.
«Крутая Книга – это Евангелие!»,
или Почему улыбался Патриарх Павел
– Насколько помню, одним из самых страшных явлений, о котором буквально кричала русская классическая литература, были как раз уроки Закона Божьего в школах, духовное состояние многих семинаристов XIX и ХХ веков приводило в ужас: кощунства, издевки, глумления. И не эти ли кощунства привели к трагедиям прошлого века и Россию, и Сербию? Вы же говорите о надежде в нынешней школе.
– Думаю, эта надежда вызвана твердым убеждением: внимание и уважение к духовным вопросам вернулись, благодаря тому, что и мы, и вы нахлебались последствий глумления. Отхватили – ужаснулись – раскаялись. Не дай нам Бог снова впасть в то страшное состояние, когда верность Христу – не более чем официоз, далеко не всегда обязательный.
Молодежь и правда впечатляет. Смотрите: мимо церкви проходит компания – все перекрестились. И так все сделают. В школу идут, на велосипедах едут – обязательно перекрестятся. Взрослые – не всегда: «Нас не научили», – говорят. Иногда, бывает, спорим со старшими на известную тему: «Молодежь нынче плохая».
Однажды я старшим поставил ту музыку, которую они слушали в юности, процитировал тексты их молодости – так мы все вместе ужаснулись
И музыка ужасная, и всё остальное. Однажды я старшим поставил ту музыку, которую они слушали в юности, процитировал тексты их молодости – так мы все вместе ужаснулись: с такими текстами рассчитывать на доброе влияние как на собственные головы и души, так и на последующее поколение сложно.
– Проводя параллель с Россией, если я в юности заливался соловьем про «Бьют часы двенадцать раз – Сталин думает о нас», «И Ленин, такой молодой», надеяться мне особо не на что, когда я возмущаюсь поведением нашей молодежи. Сначала надо разобраться с собственной фальшью.
– Примерно так. Фальшь невозможно скрыть. По крайней мере недолго ее можно пытаться скрывать. Ну, приду я в школу, весь из себя в рясе, буду с умным и благочестивым видом учить детей соблюдать посты, говорить об их важности, отбарабаню пару поучений, евангельских притч. Но если дети видят (а они видят), что для меня это не более чем дежурный урок, слова мои не подкрепляются моей жизнью, – пиши пропало. Говорю о важности поста, а после уроков школьники встречают меня с плескавицей в руках – это нормально будет? Почему за отцом Димитрием Смирновым, Царствие ему Небесное, шли толпы молодежи? Наверное, потому что люди видели его честность в следовании Христу. То же касается и примера владык Афанасия (Евтича) и Амфилохия (Радовича): они доказали своей жизнью (и смертью), что Христос – не для статистики, не для благочестивых сухих отчетов о все повышающейся духовности. И ответ молодежи, да и любого человека, на твою честность и радует, и изумляет иногда. Недавно одна ученица в классе говорит: «Я каждый день читаю Евангелие, и, понимаете, каждый раз для меня Христос какой-то другой». – «В смысле?» – говорю. – «Ну, вот, сегодня в таком-то эпизоде Он строгий. Вчера читала – добрый, ласковый. Но Он всегда – Христос. Крутая Книга – это Евангелие!» Такое вот молодежное богословие.
Или – дети. Знаете, что свечи у нас ставят чаще всего перед входом в церковь, и за здравие ставят на верхний ярус большого подсвечника, а об упокоении человека – на нижний. Коллега рассказывает: пришли с ребенком в храм, ставят свечки, четырехлетний мальчишка настойчиво спрашивает, почему об упокоении нужно ставить именно вниз. Пыталась объяснить – ничего не помогает. Закончила известным «Потому что!» А пацан выдает: «Не. Мне кажется, так: если человек умер, если он упокоился, то его покой в Боге, так? А Бог – на Небе. А Небо повыше земли, так? Тогда с какого перепугу я буду ставить свечу вниз, если человек с Богом, а?» Коллега ничего не смогла возразить.
То же касается и российской молодежи, я думаю. При должном внимании мы обязательно найдем много поводов для радостного удивления. Проще говоря, мы – не святые. Но шансы есть. Даже в одной книге об этом написано.
– В своей, мягко говоря, несвятости мы имеем достаточно поводов и возможностей убедиться, но как убедиться в наличии шансов на исправление?
– С ребятами мы всегда говорим о том, что Церковь, земная Церковь – это не торжествующее собрание святых, а больница, куда мы призваны на исцеление.
Земная Церковь – это не торжествующее собрание святых, а больница, куда мы призваны на исцеление
Очень помогает знакомство с житиями святых, конечно: Моисей Мурин, Мария Египетская и многие другие – это удивительные примеры такого радостного исцеления. Это обнадеживает. Некоторые жалуются, что часто мы смотрим на христианство как на религию грустных людей, но подлинное, честное знакомство с Христом, на мой взгляд, избавляет от грусти и уныния.
– Смотрю, например, на фотографии Патриарха Павла – сколько радости в его глазах! Честной внутренней радости. И почему-то убежден, что такие люди, как он, святыми себя точно не считали.
– Но радовались, и продолжают радоваться. Всё по Евангелию: «Радуйтесь всегда в Господе, и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4, 4). Вопрос лишь в том, насколько мы честны с Христом. Этой честности в том числе и учит нас преподобный Иустин. Так что приезжайте к нам – будем рады.