Что беспокоит Тому-Игумена

Сербские заметки

Томислав Маркович в монастыре Св. Стефана Томислав Маркович в монастыре Св. Стефана Сербы умеют удивлять по-доброму: сначала тебе кажется, что весь смысл встречи, разговора заключается только в том времени, которое ты провел с гостеприимным хозяином, собеседником, в его вежливом интересе, искренних заверениях в любви к России, добром юморе. И лишь потом, по прошествии какого-то времени, начинаешь понимать то, что тебе хотел сказать «саговорник», понимать, что за его размеренной и пламенной речью кроется что-то гораздо более глубокое, чем вежливость, такт, воспитанность. Точнее, эти качества дают тебе понять, что за ними стоит подлинная любовь, сопереживание твоей стране, народу, Церкви. Начинаешь размышлять над прошедшей встречей, с ее эмоциональными, северянам непривычными, вкраплениями – и видишь, что за горячими эмоциями (сербы ох как хорошо умеют их выражать) стоит настоящее глубокое чувство.

По дороге в монастырь Святого Стефана, что рядом с Нишем, городом, где родился будущий Император Константин Великий, Томислав читал Пушкина и Есенина. Начал с «Письма Онегина Татьяне», поговорил о суровой отповеди Татьяны Евгению («Но я другому отдана, и буду век ему верна»), затем обратился к «Ты жива еще, моя старушка» – и всё это с выражением, почти без акцента. Спрашиваю, откуда такой интерес, такая любовь к русской классике.

«Результат старого доброго воспитания, – отвечает. – Раньше в школах больше внимания уделяли настоящей литературе. Сумели привить любовь – я пытаюсь познакомить с настоящей классикой нашу молодежь, оторвать ее от телефонов-телевизоров-компьютеров. Иногда получается».

Монастырь Св. Стефана, Сербия Монастырь Св. Стефана, Сербия Томислав по прозвищу «Игумен» – крепкий такой дядька, пожилой капитан Вооруженных Сил Сербии, сейчас на пенсии. На возраст свой смотрит снисходительно, с улыбкой цитирует «Песню фронтового шофера»: «А помирать нам рановато – есть у нас еще дома дела». Потом, когда уже окунулись в монастырскую тишину и спокойствие, спрашиваю, откуда такое прозвище – «Игумен». Говорит, это не прозвище, а позывной. А получил он его во время войны в Боснии и на Косово, так уж ребята решили.

«Ребята», помянутые Томиславом, – соратники-сербы и русские добровольцы, с которыми вместе сражались в те страшные 1990-е годы, когда рухнул мир. Поправил себя:

«Впрочем, и сейчас мир ничуть не лучше. Кстати, об этом мы, сербы, буквально кричали тогда: начали с нас – закончат в России. Да, именно так: на нас обкатывали то, что задумали для русских. Те, кто это видел, понимал, приезжали тогда к нам, воевали вместе. И меня не удивляет, что сейчас многие сербы едут в Россию, на Донбасс – долг платежом красен. Да тут и без долга всё понятно: обычная братская взаимопомощь».

Интересуюсь, в чем разница, по мнению Игумена, между воином и наемником.

– Тут всё просто, – отвечает. – Наши воевали уж никак не за деньги: спасти людей, отстоять храмы, веру – вот что было нашей задачей. Впрочем, почему – «было»? Так оно и осталось: взгляни на то, что происходит на Украине. Так что в какой-то мере мы, не сочти за бахвальство, были в одном войске со святым князем Лазарем, с его воинами на Косовом Поле. Да, то сражение было проиграно, но это не значит, что сопротивляться злу нельзя, правда? Победа – от Бога, а поражение нужно использовать для того чтобы воспитать в себе христианские качества, мне кажется. Не унывать же, в самом деле. Если же брать наемников, то мы насмотрелись тогда, и в Боснии, и в Косово и Метохии, этого «добра» со всего мира: дикие глаза, в которых отражаются значки доллара; жестокость, переходящая в садизм; готовность сбежать, как только сидение в окопе покажется «некомфортным»; лютая ненависть к Православию, желание осквернить всё святое – вот это то, что я помню. Своими глазами мы это видели. Да и вы сейчас видите, к сожалению. Война – вещь страшная. Но война со злом необходима.

Война – вещь страшная. Но война со злом необходима

Чего-то, чувствую, недоговаривает Игумен. Сидим в монастырской трапезной, иеромонах Евстафий разливает чай с медом и кофе. Сел с нами за стол, завел неспешную беседу, рассказал немного о монастыре, о внимании к обители прихожан из окрестных сел и городков. Посетовал: часто путают христианство с обрядами («Свечку поставить важнее, чем простить ближнего»). Но и порадовался: многие с готовностью помогают обители – будь то на огороде, на скотном дворе, в проведении праздников, знаменитой сербской Славы. Пришел в восторг от привезенных от читателей из России иконы и «Богослужебных указаний», улыбнулся: «Ура, и в следующем году службы стройными будут!»

Капитан Игумен не выдержал:

– Отец Евстафий, слушай, я же воевал. Сам понимаешь, были бои, в меня стреляли – я стрелял, всякое бывало. Какой же я христианин после этого?!

Томислав «Игумен» Маркович, Косово и Метохия, 1999 г. Томислав «Игумен» Маркович, Косово и Метохия, 1999 г. Ага, думаю, вот что дядьку Игумена мучит. Отец Евстафий, в полном соответствии со своим именем («крепкий», «спокойный»), деловито пригласил Томислава поговорить с глазу на глаз. Вышли на несколько минут. Тома вернулся сияющим – ответ его, сразу видно, успокоил, даже порадовал.

Обратно ехали молча почти всю дорогу. Обнялись, распрощались с Игуменом, дай Бог, еще встретимся. Когда Тома пошел домой, приятель Слободан, который и устроил нашу встречу, взглянул на меня и говорит:

– Игумен тебе не рассказал и никогда не расскажет еще одну вещь.

С удивлением посмотрел на приятеля:

– Странно. Зная вашу сербскую открытость, он же всю жизнь, казалось, был выложить должен.

– Плохо ты нас знаешь. Так вот, из того, что Тома никогда не расскажет, и не вздумай его об этом расспрашивать. Дело было в Косово и Метохии во время войны 1999-го года. Игумен стоял со своим взводом, давал какие-то указания. Ребята слушают. Вдруг свист, удар – перед строем упала граната. Вертится, сейчас взорвется. У всех оцепенение. Если сейчас взрыв – взводу конец. Что делает Тома Игумен: бросается на эту гранату, закрывает собой. Взрыв. Каким Божьим чудом он выжил, непонятно, но выжил, хоть и с трудом – осколки потом из него долго врачи доставали. Спас несколько жизней своих подчиненных. Мне они об этом и рассказали – Томислав ни слова. Почему? Наверное, потому, что считает, что это естественно – спасать других.

Вот тебе, думаю, и веселый дядька Тома Игумен с Пушкиным и Есениным. Балагур, шутник и паломник. Когда такой весельчак, переживающий, что плохой он христианин, называет тебя братом, а твой народ – братским, согласитесь, приосанишься. Спасибо, сербы.

Петр Давыдов

11 декабря 2024 г.

P. S. Дорогие братья и сестры, мы продолжаем помогать косовским сербам и храмам, монастырям Косово и Метохии. Если у вас есть возможность и желание оказать помощь, то пожертвование можно перечислить:

  • по номеру карты Сбербанка «МИР»: 2202 2014 2978 2747 (получатель: Петр Михайлович Д.);
  • через PayPal: dn718214@gmail.com.
  • Обязательна пометка: «Помощь Косово».
Смотри также
«Плохие, очень плохие. Но – христиане!» «Плохие, очень плохие. Но – христиане!»
Прот. Олег Матвеев о России, ее глубинке и предназначении
«Плохие, очень плохие. Но – христиане!» «Плохие, очень плохие. Но – христиане!»
Кяхтинский протоиерей Олег Матвеев о России, ее глубинке и предназначении
Оказывается, земное отечество – в нашем случае Россия – нам дано для поиска и ощущения Бога.
Воскресения не бывает без смерти Воскресения не бывает без смерти
О том, почему сербы не боятся радоваться
Воскресения не бывает без смерти Воскресения не бывает без смерти,
или О том, почему сербы не боятся радоваться

Мария Васич
Самый частый вопрос, который нам задают: «А вы не боитесь?» Боимся ли пойти в храм, собираться вместе… Бояться ли нам радости о Воскресшем Христе, скажите?
Рассказ сербского паломника Рассказ сербского паломника
Степан Игнашев
Рассказ сербского паломника «Христа я узнал в степях и пустынях Монголии»
Рассказ сербского паломника
Степан Игнашев
Бог всё устроит так, чтобы ты шел к Нему, ко благу, к радости, – только верь Ему.
Комментарии
Петр11 декабря 2024, 16:01
Благодарим вас за помощь, дорогие Юлия, Василий, Сергей, Наталья, Алексей, Оксана, Сергей, Тимофей, Лилия, Артем, Виктор, Марина, Алексей, Светлана, Наталия, Ирина, Александр, Ульяна, Марина, Вера, Виктор, Валентина, Сергей, Светлана, Алексей, Екатерина, Александр, Светлана, Эдуард, Дмитрий, Сергей, Виктор, Антон, Андрей, Ольга, Антон и все неравнодушные братья и сестры. Спаси вас Господь!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×