Православный календарьПравославный календарь
Богатство дяди Гены-прораба
Ольга Шигина
Я оглядываю его скромное жилище, пытаюсь понять, как бы улучшить его жизнь, и вдруг разочарованно понимаю, что у него… уже все есть!
«О граде сем, всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся»
Митрополит Лимасольский Афанасий
Всем нам нужно научиться любить место, в котором мы живем. Равнодушие и неуважение к нему служит признаком душевного беспорядка.
Две весны с интервалом в 60 лет
Екатерина Сачкова
«Болеет?» – женщина вздрогнула от голоса незнакомого старичка, неожиданно оказавшегося рядом с ней.
Слово о мирской печали, печали ради Бога и человеческом утешении
Митрополит Лимасольский Афанасий
Иногда Бог скрывает Свою благодать, и человек остается один, чтобы побороться, претерпеть, чтобы явилась его сила, его дерзновение перед Богом.
Бог лишил меня почти всего, но я Ему благодарен
Илья Долматов
Я живу, мыслю, общаюсь, радую дорогих мне людей, у меня есть друзья и враги, я ненавижу и люблю.
«Ему выпало счастье пророка, никто не имеет права гадать на него»
Прот. Анатолий Правдолюбов
Мы противопоставляли отрадное прискорбному, и находили, что отрадное настолько в жизни нашей превозмогает, что о прискорбном и трудном даже и говорить не приходится.
«С отцом Сергием и тюрьма не тюрьма»
Прот. Сергий Правдолюбов
Отец Сергий часто цитировал святоотеческое изречение: «Кто не ощущал на себе действие бесов, тот не начинал еще духовной жизни».
И такая дребедень… Записки соцработницы
Ирина Худякова
Ира, зачем вы снова говорите, что купили мне́ «Феликс» с лососем? Это не мне, а моей кошке!!! Прошу Вас больше не позволять себе таких фамильярностей!
«Как не любить молиться? Это самое главное»
Беседа с новым Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви
Архиерейская митра говорит мне не столько о славе архиерейского служения, сколько о тяжелой ответственности.
Сколько рук должно быть у правильной женщины
Анна Сапрыкина
Чаще всего все наши разговоры о роли женщины в традиционном обществе опираются на мифические, никогда не существовавшие образы.

Улыбающиеся львы Древней Руси

"Фрагмент
Фрагмент резьбы Дмитриевского собора
Ветхозаветные цари Давид и Соломон предъизображали Христа. "Престол твой устоит навеки", - говорил Господь Давиду через пророка Нафана (2 Цар 7. 17). Царский престол в Иерусалиме являл образ Небесного Престола, на котором восседает Христос, Сын Давидов и Царь Иудейский, в окружении животных с лицами льва, тельца, орла и человека (Иез 1. 1-26; Откр 4. 1-11).

Библейская история свидетельствует о богатых украшениях трона царя Соломона. "И сделал царь большой престол из слоновой кости и обложил его чистым золотом; к престолу было шесть ступеней; верх сзади у престола был круглый, и были с обеих сторон у места сиденья локотники, и два льва стояли у локотников; и еще двенадцать львов стояли там на шести ступенях по обе стороны. Подобного сему не бывало ни в одном царстве" (3 Цар 10. 18-19).

В Ветхом Завете идеалы примирения и справедливости, ставшие символами царствования Соломона, ассоциировались с пророчествами о Спасителе. Пророк Исайя говорил о Христе: "И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его - истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море" (Ис 11. 1 9).

Ветхозаветные апокрифы связывают символику трона Соломона с мессианскими пророчествами. Согласно легендам, на ступенях престола соседствовали скульптурные лев и вол, волк и ягненок, леопард и козленок, орел и павлин, ястреб и глубь. Трон окружали семисвечник, пальмы и павлины. Золотые виноградные лозы образовывали сень над престолом. Когда царь поднимался по ступеням, животные поднимали лапы, приветствуя царя, а над богато украшенным креслом летал механический голубь.

Древнееврейские толкования сохранили легендарные подробности, связанные с троном Соломона. Ниже приводится один из вариантов агады:

"Престол был покрыт лучшим золотом из Офира и осыпан жемчугом, ониксом, опалами, топазами, смарагдами, карбункулами и другими самоцветными каменьями белых, зеленых и красных тонов.

Устройства престол был такого. Верх - закругляющийся сзади высоко над сиденьем. Ступеней - шесть, и на них фигуры из чистого золота. На первой ступени, лежат: с одной стороны - лев, с другой - вол. На второй ступени - волк и ягненок. На третьей - леопард и козленок. На четвертой - медведь и олень. На пятой - орел и голубь. На шестой - ястреб и воробей. Спинка заканчивалась фигурою горлицы, держащей в коготках ястреба. С обеих сторон престола расположены были двадцать четыре виноградных лозы, образующих сень над ним; за лозами - декорированные тканями белого виссона финиковые пальмы, и на них павлины из слоновой кости.

Тут же, полые внутри, фигуры двух львов, наполненные благовониями. Благовония начинали сочиться при восхождении Соломона по ступеням трона.

Внутри престола помещался механизм, который приходил в действие, едва царь ступит ногою на первую ступень. В ту же минуту лев протягивал лапу, вол ногу, и царь, опираясь на них, как на перила, поднимался на следующую ступень. То же самое повторялось на каждой из шести ступеней. Когда царь достигал верхней ступени, слетали орлы и усаживали его на трон, после чего крупнейший из орлов возлагал венец на голову его.

В эту минуту приходил в движение скрытый в механизме серебряный змей, - львы и орлы укрепляли балдахин над царем, а помещавшийся на особой колонне голубь поднимался со своего места, открывал ковчег и вынутый оттуда Свиток Завета клал на руки Соломону. Тогда первосвященник со старейшинами, приветствуя царя, занимали места свои по обеим сторонам царя и приступали к делам судебным.

Появление лжесвидетелей вызывало особое действие всех механизмов: колеса их начинали вращаться с необыкновенной быстротой и силой. Мычание волов, рычание львов и тигров и рев медведей сливались с блеянием ягнят, воплями козлят, криком ястребов, щебетом воробьиным. Волки, олени, орлы, павлины метались из стороны в сторону... Трепет и ужас охватывали лжесвидетелей. "Из-за нас, - говорили они, - мир весь рухнет!" - и невольно начинали одну чистую правду показывать.

Впоследствии престол этот был взят, вместе с другой добычей, фараоном Нехо и отвезен в Египет. В ту минуту, когда фараон ступил на первую ступень, поднял лев лапу и так сильно ударил его в бедро, что он на всю жизнь остался хромоногим. Из Египта престол был увезен нечестивым Навуходоносором в Вавилон, и при первой попытке взойти на престол лев ударом лапы поверг Навуходоносора на землю. После разрушения Вавилона престол был взят Дарием и увезен в Мидию, но садиться на него Дарий и не пытался. В Египет престол был привезен Александром Македонским, взят оттуда Енифоном" (Агада: сказания, притчи, изречения талмуда и мидрашей, М., 1993; Louis Ginzberg, The Legends of the Jews, vol. 4).

Сказания о престоле Соломона оказали влияние на христианство и ислам. Копии трона Соломона изготавливались для византийский императоров, персидских шахов и правителей мусульманских стран.

Луитпранд Кремонский, посол германского императора Оттона I, посетивший Константинополь в 968 году, рассказывал: "Перед троном императора стояло медное позолоченное дерево, ветви которого наполняли разного рода птицы, тоже позолоченные. Они издавали каждая свою мелодию, а сидение императора было устроено так искусно, что сначала оно казалось низким, почти на уровне земли, потом более высоким и, наконец, висящим в воздухе. Колоссальный трон окружали, в виде стражи, медные или деревянные позолоченные львы, которые бешено били хвостами землю, открывали пасть и издавали громкий рев. Я был приведен непосредственно перед его императорское величество. При моем приближении заревели львы и птицы запели каждая свою мелодию. После того как я, согласно обычаю, в третий раз преклонился перед императором, приветствуя его, я поднял голову и увидел императора в совершенно другой одежде почти у потолка залы, в то время как только что видел его на небольшой высоте от земли. Я не мог понять, как это произошло: должно быть, он был поднят вверх посредством машины".

Средневековые мусульманские представления о престоле Соломона сохранились в трудах Аль-Таляби и Аль-Кисаи, которые писали о позолоченных пальмах, винограде, львах, павлинах, райских деревьях и птицах, окружавших царский трон.

Уникальные изображения Мессианского Престола украшают фасады Димитриевского собора во Владимире. Димитриевский собор был построен в 1194-1197 годах по заказу Великого князя Всеволода III, получившего образование при дворе византийского императора Мануила Комнина в Константинополе. Снаружи Димитриевский собор украшен множеством резных изображений, иконографическая программа которых обозначает основные новозаветные понятия о Христе, Воскресении, Евхаристии, Преображении и Царствии Божием посредством ветхозаветных прообразов и метафор. Подробный анализ символики декора Димитриевского собора дан в работах российских ученых - Н.Н.Воронина, Г.К.Вагнера, Г.Я.Мокеева, А.М.Лидова, М.С.Гладкой.

Центральная фигура резного убранства фасадов храма - сидящий на троне библейский царь Давид. Вокруг престола - львы, барсы, олени, павлины, пальмы, виноградные лозы, деревья. Над престолом изображен голубь. Легендарный львиный трон ветхозаветных царей, изображенный на стенах княжеского домового храма, напоминал правителям и народу Древней Руси об идеалах мира и справедливости, торжествующих в Новом Иерусалиме - Царстве Иисуса Христа.

О библейских пророчествах напоминают мирные позы и улыбки большинства изображенных львов. Едой царственным зверям служат райские растения. Об отсутствии агрессивности свидетельствуют поднятые в жесте приветвия или скрещенные лапы животных. Умиротворенно улыбающиеся львы Димитриевского собора стали своеобразным символом Православной России - Нового Иерусалима и "визитной карточкой" Владимира. Паломники, посещающие святыни Владимирской земли, увозят с собой не только копии чтимых икон, но и гипсовые фигурки мирных львов, иллюстрирующих пророчества Исайи.

Юрий Клиценко

23 мая 2003 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×