'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }
![]() |
Господь наш Иисус Христос всюду, где появлялся, как луч света разрезал тьму и совершал отделение сынов света от сынов тьмы. Одни могли собираться к Нему из дальних городов и сидеть у Его ног долгими часами, забывая о пище и домашних занятиях. Другие, слушая слово Его, соблазнялись, говорили, что «не от Бога этот Человек», составляли замыслы по Его поимке и казни. Поводы к ропоту и возмущению всегда были законно-формальные: «субботу не хранит», «от Назарета может ли что доброе быть?» и прочее. Так и прошли несколько лет проповеди Спасителя между молотом и наковальней, между порывами сделать Его царем и порывами побить Его камнями. Конечно, это не случайно, но глубоко закономерно. Таково действие благодати на сынов человеческих.
На будущем суде «праведники возрадуются, а грешники восплачутся», как читаем мы в покаянном каноне. Начинают же радоваться и плакать люди уже в этой жизни, попадая на суд Евангелия. Одни идут к Свету, другие от Света прячутся. Еще не сказано одним: «Придите, возлюбленные Отца Моего», и не сказано другим: «Отойдите, проклятые, в огонь вечный», а люди сами, стоя на суде слова Божия, разделяются на две большие группы. Разница лишь в том, что на Страшном суде разделение будет окончательным и вводящим в вечность, а нынче граница еще не определена и перемещение из одной части в другую и возможно, и совершается непрестанно.
Может ли истина не разделять людей на группы и партии, если она и самого человека раздваивает, отделяя в нем неповрежденную добрую сердцевину от долголетней снаружи прилипшей грязи? «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4: 12).
То, что видно в жизни Господа, видно и в делах Его служителей. Одни и те же слова апостолов рождали, в зависимости от внутреннего состояния, разные чувства в слушающих. «Мы, – говорит апостол Павел, – Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» (2 Кор. 2: 15–16).
Итак, находим, что противоположное действие одних и тех же слов на разных людей есть явление закономерное и неизбежное. А теперь с высоты умозрений окунемся в волны действительности. Нас раздражают слова священника. Что это?
По правде сказать, слова священника не имеют права не раздражать. Если от его слов никому и не холодно, и не жарко, если речи его умилительно-бесполезны или обтекаемо-хороши, то лучше бы ему и не говорить ничего вовсе. Но именно в случае молчания священник должен раздражать, так как что же он за священник, если молчит?! Ветхозаветное священство совершало каждения, заклания и кропления жертвенной кровью молча. Может, оно что-то при этом произносило, но, во-первых, об этом нам даже евреи сегодня ничего не скажут (слишком долго они живут без храма), а во-вторых, слова тогда были не на первом месте. На первом месте были обрядовые действия. Наше же служение есть служение словесное, поскольку есть служение Самому Слову, ставшему плотью. Нам молчать нельзя. А раз нельзя молчать, придется многих раздражить, даже и нехотя.
Конечно, священник может быть малообразован. Тогда ученый человек на его речи поморщится. Конечно, пастырь может быть груб или резок характером. Тогда изнеженные души с завышенной самооценкой ощутят дрожь негодования, и сердцебиение у них участится. Но есть и третий вариант. А именно: священник прикоснулся к ранам души, тщательно укутанным различными одежками. Священник, как доктор, спрашивающий: «Здесь болит? А здесь?», вдруг нажал на больное место и сделал для нас явной нашу внутреннюю болезнь. Тогда, если излечение входит в наши планы, мы плачем и молимся, смиряемся и сквозь слезы благодарим Бога. Если же исцеляться мы не намерены, не намерены даже знать о своих недугах, тогда мы «священно негодуем», и вот уже из колчана с ярлыками в иерея полетели стрелы: «обновленец», «консерватор», «мракобес», «гордец».
Угодить всем людям невозможно. Более того, преступно даже желать угодить всем. Во-первых, потому что сказано: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! Ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лк. 6: 26). Во-вторых, святой Павел говорит, что «если бы был рабом человеков, то не был бы рабом Иисуса Христа». Но, безусловно, обидно, иногда даже до смерти, как Ионе, обидно встречать бетонное непонимание или фарисейскую затаенную злобу в тех, с кем исповедуешь одну и ту же веру.
Одним кажется, что им все ясно и все ответы найдены. Всякое несовпадение чужой мысли с их «кристально-ясной» позицией кажется им посягательством на святыни. Эти задиристы и злопамятны.
Для других «все хорошо». На любую болезнь они посоветуют сделать то-то и то-то – и «как рукой снимет». То, что жизнь противоречива, а суд неизбежен, они как бы и не замечают. Именно такие «во время оно» перепиливали Исаию пилой и бросали Иеремию в тинную яму. Слишком уж те вопили много да слова все подбирали обидные, тогда как «все хорошо, и жив Господь, и здесь храм Господень».
***
Как легко мы бьем друг друга, если и не камнем, как Каин, то словом, которое ранит не меньше! Как мало мы умеем вслушиваться в чужие слова и вдумываться в них, но реагируем бурно и стремительно, словно прикоснулись к горячему!
Когда благословенного Господа Иисуса поставили перед судилищем и задали вопрос о Его учении, Он сказал: «Спроси слышавших, что Я говорил им; вот они знают, что Я говорил. Когда Он сказал это, один из служителей, стоявших близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин. 18: 21–23).
Всмотримся в эту картину, братья. Слуга, бивший Господа, был уверен в своей правоте. Он вступался за честь священной власти, воплощенной в лице первосвященника. Так оказывается, вступаясь за очевидный авторитет, можно Самому Христу бить пощечины, да еще с чувством правоты!
А теперь прочтем еще раз ответ Иисуса и содрогнемся от того, насколько Он смирен: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?»
Давайте научимся так поступать в наших жарких религиозных спорах, где часто всякий видит себя поборником правды, а соперника – еретиком. Если я говорю худо, покажи, что же именно худо. Не спеши меня бить. Быть может, твоя первичная бурная реакция, твое негодование есть действие греха, пробудившегося от точечного прикосновения. Быть может, через месяц, или год, или более ты поймешь, что был неправ. Жизнь пожует тебя, смирит дополнительно, годы остудят горячность, опыт добавит рассудительности. Многое изменится внутри, а следовательно, многое, звучащее снаружи, будет слышаться по-другому. Так, может, лучше сейчас нам взяться за воспитание в церковной среде культуры диалога и вдумчивого размышления о бытии Церкви вместо перестрелки цитатами и развешивания ярлыков? Вместо всего того, что позже породит раскаяние и горькие вздохи типа «зря я тогда…»
Да, наши слова не могут не раздражать. Они мертвы, если не раздражают. Или их слушают мертвые. Впрочем, от слов Евангелия и мертвые часто оживают. Так пусть наши слова раздражают «внешних», пусть «неверующий или незнающий» нашими словами «обличается и судится» (1 Кор. 14: 24). Сами же мы должны жить в братской любви и временные несовпадения позиций должны решать в духе взаимного уважения. У нас одна вера. Во второстепенном отцами нам позволено разнообразие. А во всем нам заповедана любовь.
Нас ведь, православных, сравнительно не так уж много, чтобы вместо того, чтобы, возлюбивши друг друга, единомыслием исповедовать Троицу, устраивать распри в доме общей Матери-Церкви.
14 октября 2010 г.
Рассылка выходит два раза в неделю:
Давно ищу духовного отца..,может мои поиски закончились, и Господь послал мне Вас? Была бы рада.
Храни Вас Господь.
Сейчас для меня это "журавль" в небе...
Спаси Господи,Пётр.
Воздаждь ми РАДОСТЬ спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя- так молился пророк после грехопадения,
и первое слово в начале истории спасения рода человеческого- РАДУЙСЯ Благодатная ...-приветствие ангела ко присвятой Деве, дщери из рода Давидова, это ведь не просто наверно словесное совпадение,а в чём -то даже может и связь Заветов.
И образы этой радости в одном случае в покаянном псалме, в другом, во время смиренного о Самой Себе помышления должны быть отличаемы от других радостей-восторгов-веселий-удовольствий в плане спасения, что бы была возможность сердцем "учуять" то к чему стремишься. И не будет такое сердце раздражаться.
но это Imho, не Dixi -такая современная(или своевременная?) пословица :-) sertify.
P.S. Вам РАДОСТИ !!!!!
то же может пониматься иначе и сравниваться с цитатами из Писания, не просто радость подобному, а "подтягивание" к тому что радует,и о выборе, а Вы мне копирайтом созданный ответ, и всё об одном, странно как-то...
--- вот мне лично нравится Similis simili gaudet, но лучше всё же сказано: С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17, 26, 27).Глас народа-это глас народа, но слово Божие- это слово Бога .
P.S. И незачем сыпать цитатами, кичась ими. Это не ваша, а книжная мудрость. А ваша мудрость будет тогда, когда вы научитесь настоящему смирению. Только, думаю, тогда вам абсолютно не захочется полемизировать, учитывая, что ереси в слова о. Андрея всё-таки нет.
Слово Божие говорит: « говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». В единомыслии покой, и слово Божие течет, ибо нет противоречий на мысленном уровне, ибо вначале мысль, единым Духом читаемая, а потом и слово. «Помыслил Бог и сказал слово».
Соломон говорит: " кто любит мудрость, того любит Бог,ибо кто выбрал Страх Божий", который есть начало мудрости. А кто любит Бога, тому даны знания от Него.(ап. Павел) А Его знания - Мудрость.(Царь Давид) Потому и сказано святыми Божиими человеками, мудрость спасется. Ища мудрость найдем Бога, а вернее Он нас найдет. Ибо Дух, но с ним была мудрость, а "Любви не имеем, кимвал пустой медь звенящая". (ап. Павел)Для возлюбленных Божиих, как говорит ап. Павел:" мы познавшие Страх Господень можем и назидать", но не учительствовать, и для готовых услышать, тогда и распрей не будет, во всем равномерность, по немощи.
Еще раз, если Вы действительно священник, хотел попросить Христа ради прощение. Кому много дано...
имеет ли игорь право выразить свое мнение, да пребывая в Церкви, имеет право заблуждаться, да пребывая в Церкви, имеет право искать истинну спрашивать где еще как не в Церкви.
Уважаемый Игорь ! Не надо сравнивать о.Андрея или его статьи с другими священниками, святителями или их статьями, это не совсем обоснованно. И к тому же субьективное мнение, ну какое же это мерило?
Но сделайте одно доброе дело, перечитайте статьи о. Андрея "Культура" и " Знаю- не знаю".
То что сказано в "Культуре" это в общем "знание-сила" (простите за такое размытое обобщение).
А в "Знаю-не знаю" совсем не то что знание сила, и даже как бы и не-знание хорошо, (а знание САМО ПО СЕБЕ, что вообще это?)
Но как же так? За какие-то две недели и такая метаморфоза.Да только нет никакой метаморфозы! Обратите же внимание на малую деталь- "Знаю-не знаю" вышла в рубрике "мониторинг СМИ" ,а написана была для ОТРОК.ua.
Прошу прощения у отроков "с вирусом" , этот "вирус" очень у многих, и Я ЗНАЮ, у меня.
Р. S. Игорь , а вы случайно не князь черниговский ? а то на ОТРОК.ua некто удивительно поёт в унисон!!! В той же статье "Знаю не знаю" в тех же самых словах, в тех же самых комментариях, только немного по подростковому наглее. И не Игорь там, а Князь(ник для "отроков" в статье про смиреномудрие,народ там улыбается:))) В любом случае для Вас Игорь это не хорошее сходство. -------SERTIFY-------
- о. Алексей, Вы же священник, а не Епископ. А мы не в монастыре. А статья в газете - это не таинство. Когда вашими устами говорит Святой Дух? Когда Вы совершаете таинства, а не когда "пописываете". И слово Ваше должно быть созвучно Благовестию, а Вы за это ответственны, а поэтому свободны. Благодать обращена к свободе. Если нет свободы нет и ответственности! Уже следуя церковной логике, необходимо, кажется, различать действие Духа объективное (тинства, Проповедь) и субъективное (молитва, ответ Ваш, смирение итд). Вы путаете действие Духа Святого объективное с субъективным. И этот Ваш стиль, А знешь ли ты, несчастный, что сам Христос поучает итд. Мой совет: Как можно меньше читать 19в. проповедей, как можно больше хорошей богословской литературы! Извините, если обидел. Я могу ошибаться. Это богословский вопрос. Очень интересно узнать Ваше мнение!
Поэтому оправдывать самодурство священника глупо. Это постоянное самооправдание себя, - не надо, никто не идеален, Вы хоть постарайтесь, да и на том спасибо!
Поэтому закончить хочется вашими же словами:"Быть может, твоя первичная бурная реакция, твое негодование есть действие греха, пробудившегося от точечного прикосновения. Быть может, через месяц, или год, или более ты поймешь, что был неправ".
Скажите и вы нам о.Андрей, что плохого мы спросили?Почему и как возможно забыть на время Символ Веры, почему "полюбить грешника" вместо "возлюби ближнего", почему "полюби грешника" выше воскрешения мертвых и как вы смогли понять это?Вообщем-то, вы ответили пощечиной на пощечину, так видится ваш ответ.Без снисхождения и милости с вашей стороны.Ёще один урок о.Андрей и снова спасибо вам за него.
Вы совершенно правильно сказали, что "угодить всем людям невозможно. Более того, преступно даже желать угодить всем".Но тогда позвольте и мне сказать слово в свою/нашу защиту.Почему любая статья или проповедь священника должна быть воспринята без тени сомнений?Разве она выходит с печатью "непогрешимо, немедленно к исполнению"?И почему ваш ответ на "бетонную стену" непонимания есть не осторожность доктора, спасающего умирающего, а такое клеймение противоположной стороны, например нашу:"фарисейскую затаенную злобу в тех, с кем исповедуешь одну и ту же веру."Неужто действительно так можно говорить к тем, до кого не дошло, кто не принял и не понял.За что так?!!!
Вы сами пишете, что "им все ясно и все ответы найдены".Но такое впечатление, что все ответы найдены именно вами, все диагнозы поставлены, лечение бесполезно."Как легко мы бьем друг друга, если и не камнем, как Каин, то словом."Если бьют вас за правду батюшка, то вспомните Стефана:"Господи! не вмени им греха сего...".
Огромная благодарность Администрации сайта.
Удивительно точная и своевременная статья.
Способна быть зеркалом для многих из нас и, может быть, удержать от хамства в дискуссиях.
И о священниках предельно точно, вот откуда беруться ярлыки -погладили "против шерсти"
Господи, помилуй всех нас!