Летопись жизни Сретенской духовной семинарии

Седмица 28-я по Пятидесятнице

Понедельник 29 ноября
Апостола и евангелиста Матфея (60)

Загрузить увеличенное изображение. 500 x 500 px. Размер файла 67858 b.
 Архимандрит Тихон (Шевкунов) на студенческой конференции по проблемам миссионерства. Фото: И.Правдолюбов / Православие.Ru
Архимандрит Тихон (Шевкунов) на студенческой конференции по проблемам миссионерства. Фото: И.Правдолюбов / Православие.Ru
Загрузить увеличенное изображение. 800 x 533 px. Размер файла 94345 b.
 На конференции по проблемам миссионерства. Фото: И.Правдолюбов / Православие.Ru
На конференции по проблемам миссионерства. Фото: И.Правдолюбов / Православие.Ru
Загрузить увеличенное изображение. 533 x 800 px. Размер файла 80718 b.
 Докладчик Ярослав Пантак. На конференции по проблемам миссионерства. Фото: И.Правдолюбов / Православие.Ru
Докладчик Ярослав Пантак. На конференции по проблемам миссионерства. Фото: И.Правдолюбов / Православие.Ru
Загрузить увеличенное изображение. 1000 x 667 px. Размер файла 234460 b.
 Рукоположение диакона Михаила Волкова во пресвитеры. Фото: МПДА.Ru
Рукоположение диакона Михаила Волкова во пресвитеры. Фото: МПДА.Ru
Загрузить увеличенное изображение. 530 x 800 px. Размер файла 111626 b.
 Священник Михаил Волков. Фото: МПДА.Ru
Священник Михаил Волков. Фото: МПДА.Ru
Загрузить увеличенное изображение. 1000 x 665 px. Размер файла 175955 b.
 Рукоположение Георгия Ключникова в диаконы. Фото: МПДА.Ru
Рукоположение Георгия Ключникова в диаконы. Фото: МПДА.Ru
Загрузить увеличенное изображение. 533 x 800 px. Размер файла 105716 b.
 Архимандрит Антоний (Гулиашвили). Фото: Православие.Ru
Архимандрит Антоний (Гулиашвили). Фото: Православие.Ru
Загрузить увеличенное изображение. 800 x 536 px. Размер файла 103502 b.
 Архимандрит Антоний (Гулиашвили) помазывает семинариста освященным елеем. Фото: Православие.Ru
Архимандрит Антоний (Гулиашвили) помазывает семинариста освященным елеем. Фото: Православие.Ru
Загрузить увеличенное изображение. 800 x 536 px. Размер файла 93574 b.
 Архимандрит Антоний (Гулиашвили) с проректором и семинаристами СДС. Фото: Православие.Ru
Архимандрит Антоний (Гулиашвили) с проректором и семинаристами СДС. Фото: Православие.Ru

Утром был братский молебен, который служил наместник монастыря о. Тихон. Он же и возглавил Божественную литургию

Студенты 2-го курса под руководством проф. Л. И. Маршевой продолжили заниматься «поновлением» текста богослужебного Апостола. На этот раз второкурсники проделали большой объем работы, переработав три зачала (Деян., 1 зач., 1:1-8; Флп., 240 зач., 2:5-11; Гал., 213 зач., 5:22-6:2).

Факультативная лекция проф. А. К. Светозарского посвящалась деятельности сект в дореволюционной России и причинам их распространения.

Лекция к.м.н. Г. И. Копейко для 5-го курса по основам пастырской психиатрии была посвящена бредовым состояниям. По словам Григория Ивановича, подавляющее большинство случаев из повседневной жизни, которые люди воспринимают как соприкосновение с духовным миром, на самом деле являются расстройством психики и требуют не только внимательного отношения пастыря, но и обращения к врачу.

Вечером в спортзале семинарии прошла очередная тренировка футбольной команды. Спортивные мероприятия, проходящие в стенах Сретенской духовной школы, отличаются атмосферой взаимной братской любви и уважения к сопернику.

Вторник 30 ноября
Свт. Григория чудотворца, еп. Неокесарийского (26-270). Прп. Никона, игум. Радонежского (1426)

Студентам 4-го курса прот. Вадим Леонов прочитал лекцию по догматическому богословию на тему: «Связь Голгофской и Евхаристической жертвы».

Представители Сретенской Духовной Семинарии (протоиерей Николай Скурат, иеромонах Иоанн (Лудищев) и Игорь Максимов) присутствовали на семинаре, посвященном лицензированию и аккредитации духовных школ. Семинар проходил в стенах Московской Духовной Академии.

Вечером в актовом зале семинарии состоялась студенческая конференция на тему: «Допустимое и неприемлемое в церковной миссии сегодня», которую возглавил ректор семинарии архимандрит Тихон (Шевкунов). Среди гостей присутствовал старейший клирик Грузинской Православной Церкви архимандрит Антоний (Гулиашвили). С докладом выступил студент 3-го курса Ярослав Пантак. Он рассказал о миссии на рок-концертах, среди байкеров и других субкультур, сопровождая свой рассказ показом видеофрагментов и наконец об использовании современного искусства для миссионерства. Доклад вызвал живую дискуссию. Студенты обратили внимание, что в представленных видеоматериалах не было сказано ни одним из миссионеров ни одного слова о Христе, задавались вопросы: «Какова цель проповеди?; Как мы будем говорить о Евангелии, не упоминая Христа?; Почему никто не проповедует в театре? Где грань экспериментальной проповеди?»

Присутствовавший на конференции архимандрит Антоний (Гулиашвили) сделал довольно интересное замечание: «Со слов выступающего, надо сеять там, где камни. А я думаю, что наоборот: надо потрудиться, разгрести камни, ибо камни на земле находятся, а потом сеять». Речь представителя Грузинской Православной Церкви понравилась слушателям. В конце встречи отец Тихон подвел итоги:

– Темой наших бесед, нашей проповеди должен быть Христос и Его слово – то, что мы читаем в Библии, в Новом Завете. Мы должны говорить смело, но это огромная ответственность, которая должна исходить прямо из сердца христианина. Смирение, искренность, простота, любовь к людям и желание нести Слово Божье – вот что должно руководить миссионером.

Среда 1 декабря
Мч. Платона (302). Мчч. Романа диакона и отрока Варула (303)

Сегодня в Никольском соборе Николо-Перервинского монастыря архиеп. Верейский Евгений совершил 2 хиротонии воспитанников Сретенской Духовной семинарии. Студент 5-го курса диакон Михаил Волков был рукоположен во пресвитера, а студент 4-го курса Георгий Ключников – во диакона.

Для 4-го курса доцент Р.М. Конь прочитал лекцию по сектоведению на тему: «Вероучение баптистов».

Студенты 3-го курса в рамках занятий, посвященных Отечественной войне 1812 года, посетили выставку «Наполеон и Лувр» (из собраний музеев Франции), проходившую в Государственном Историческом Музее.

Антон Смирнов
Заметки семинариста
Беседа с архимандритом Антонием (Гулиашвили)

В старцах – мудрость, и в долголетних – разум
(Иов.12:12)

В день памяти святителя Филарета я пришел на вечернее богослужение; в этот день была братская служба. Когда я зашел в алтарь, то увидел собор братии, благоговейно и со вниманием выслушивающих молитвы перед исповедью, которые читал о. наместник. Помолившись, о. Тихон исповедал всю братию и нескольких студентов, которым выпала возможность пономарить в этот день. Служба шла так размеренно и спокойно, что я даже не заметил, как начался первый час, во время которого ко мне подошёл проректор семинарии о. Иоанн и пригласил на беседу к архимандриту Антонию (Гулиашвили). О. Антоний – давний и частый гость Сретенской обители, возрождение которой происходило на его глазах. Он был духовным чадом о. Иоанна (Крестьянкина), даже, как некоторые говорят, его любимым чадом. Именно это и сблизило о. Антония с о. Тихоном, который тоже духовно окормлялся у великого старца о. Иоанна. Через несколько часов в небольшой келье о. Антония собралось около семи человек. В углу теплилась лампада перед образом Спасителя. Все расселись вокруг батюшки. Беседа началась с шутки о. Антония: «Ну что, на растерзание я готов». Тогда мы стали задавать множество вопросов. Спросили о том, каким должен быть внешний вид священника. О. Антоний ответил, что священнослужитель не должен бриться, допустимо лишь подравнивание бороды, и рассказал историю, связанную с о. Иоанном (Крестьянкиным). «После всенощной о. Иоанн часто звал меня и говорил: “Ты пойди, попей чайку, потому что после двенадцати уже нельзя, мы завтра служим, – и приходи в келью, побеседуем, поворкуем”. Всенощная в монастыре кончалась в половине одиннадцатого. И вот, значит, я пойду, попью чайку и бегом к батюшке «ворковать». Поначалу это было для меня очень тяжело, потому что наши разговоры затягивались порой до четырех, до половины пятого утра, а в пять часов уже благовест. Батюшка прошел через лагеря, привык, бедненький, в лагере к темноте, шушуканью, перешептыванию, поэтому он зажигал свечи и лампаду в маленькой избушке, и мы сидели рядом на диване. Когда надо было сказать что-то особенное тайное, он по лагерной привычке свой носик и бородку приближал прямо мне к уху, а так как он не стриг усы, то они меня щекотали. Ради о. Иоанна, конечно, можно было потерпеть все, счастьем было хотя бы прикоснуться к о. Иоанну, а я имел честь часами разговаривать с батюшкой в течение тридцати пяти лет. Хотя должен признаться, что это щекотание мне мешало, а порой и раздражало. Конечно, я не смел тогда этого батюшке сказать, а сейчас многое бы отдал, лишь бы снова почувствовать прикосновение его усов к своей щеке».

О. Антоний высказал негативное отношение к тому, что в повседневной жизни священник позволяет себе не носить подрясник и рясу. Он привел случай из личной жизни: «Я стал священником в 1965 году, это были времена Никиты Сергеевича Хрущева, мне было 26 лет. Святейший патриарх Ефрем, который меня рукополагал, одевая на меня подрясник и рясу, сказал: “Эту рясу с тебя должны снять или в тюрьме, или в гробу”. Его слова стали для меня законом».

Мы попросили о. Антония рассказать о Глинских старцах, которых он знал лично, и он рассказал об о. Андронике. «О. Андроник был старец настолько святой жизни, что мы боялись к нему прикоснуться. Он, оттого что проводил все время в молитве, пригнулся чуть ли не до земли, подобно прп. Серафиму Саровскому. Достаточно нам было задать вопрос, как он двумя словами отвечал на него. Он бы немногословный. Часто в общественном туалете монастыря не было уборщика, молодые послушники не «опускались» до того, чтобы убирать туалеты, они же – будущие архиереи. Так вот, о. Андроник ночью тайком приходил и мыл туалет. Утром все встанут – а туалет чист. Проследили и узнали, что это игумен Андроник делал. Еще один случай из периода, когда он находился в заключении. На допросе зашел какой-то начальник, спросил у следователя: “Что ты с этим стариком возишься?”, – и ударил батюшку. О. Андроник упал, потерял сознание, отвезли его в больницу, а когда привели в сознание, врачи спрашивают его: “Что с тобой случилось?” – “Да я шел по дороге, – отвечает, – упал, потерял сознание”. Вот такой доброты был старец!

О себе самом о. Антоний рассказал следующее: «Меня перевели в Манглисси, это сельская местность в горах, там нет никого, кто бы помогал во время службы. А у меня была послушница псаломщица Анна. Я спросил у неё, поедет ли она со мной, и Анна сразу согласилась. А когда пришла домой, поняла, что не может ехать, потому что у нее сестра больная. Решила пойти к о. Андронику и поступить по его благословению. Она подошла к его келье, постучалась, произнесла молитву “Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас”. Открывается дверь, и о. Андроник ей сразу: “Иди и до смерти будь с батюшкой”. Это она уже потом рассказала о. Иоанну и мне. Анна поехала со мной, до самой смерти была со мной, я ей закрыл глаза».

Вот такие интересные и поучительные истории рассказывал нам о. Антоний до двух часов ночи. После беседы батюшка всех помазал елеем и каждому за шиворот налил св. воды, по традиции о. Иоанна (Крестьянкина). Мы пожелали ему доброго пути, утром он уезжал к себе на родину в Грузию, и пошли по кельям спать.

Четверг 2 декабря
Свт. Филарета, митр. Московского (1867)

Утром совершалась братская служба, на которой пел семинарский хор.

После лекций семинаристы смогли поклониться мощам вмч. Екатерины, привезенным со святой горы Синай в храм Христа Спасителя.

Для воспитанников семинарии началось самое ответственное время – сессия.

Пятница 3 декабря
Предпразднство Введения.
Святителя Прокла, архиеп. Константинопольского (447)

В храме Христа Спасителя состоялось заседание Патриаршего Совета по культуре. Некоторые наши воспитанники помогали в проведении этого мероприятия.

Вечером совершалось всенощное бдение. Все студенты молились в храме. Как радостно было слышать слова Рождественского ирмоса «Христос рождается, славите», напоминающие о приближении спасительного праздника Рождества Христова.

Суббота 4 декабря
Введение во храм Пресвятой Богородицы

Было совершено две божественных литургии, на которых все воспитанники причащались св. Христовых Тайн. На ранней службе пел семинарский хор. После праздничного обеда кто-то пошел в баню, поехал домой, кто-то готовился к последующим зачетам, а кто-то просто отдыхал.

Вечером совершалось всенощное бдение.

Воскресенье 5 декабря
Неделя 28-я по Пятидесятнице. Попразднство Введения. Апп. от 70 – ти Филимона, архиппа и мц. Равноап. Апфии

После поздней литургии была отслужена лития по приснопоминаемому Святейшему Патриарху Алексию II (1929-2008).

После праздничного обеда некоторые студенты провели занятия в нашей воскресной школе и в других воскресных школах Москвы.

Часть студентов, поющих в семинарском хоре, вместе с иеромонахами Симеоном и Игнатием посетили онкологический центр, где после причащения больных детей наши воспитанники дали небольшой концерт.

Материал подготовили студенты СДС
Виталий Бровко, Илья Никишов и
Поспелов Антон.

9 декабря 2010 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Юлия14 декабря 2010, 15:00
Отец Иоанн (Крестьянкин) был очень добрым человеком. Он любил всех. Каждый человек был ему бесконечно дорог и каждому он помогал, оказывал духовную поддержку, направлял. Обнимет и утешит по-отечески. Вот, - настоящий пастырь! Привел стольких людей к Богу! Какое у него прекрасное, светлое лицо на фотографиях! А какие глаза! Это - Божий Человек. А сейчас некоторые владыки и архимандриты почему-то неприступные и очень холодные в общении, и простому человеку не помогут, даже если на колени встанешь со своей бедой (был, к сожалению, такой опыт). А причина одна. У них нет времени и возможностей. Нет у нас, конечно, права их осуждать. Их поставил сам Господь. Но просто иногда посмотришь на фотографии отца Иоанна Крестьянкина, о. Иоанна Кронштадтского, священников пострадавших в лагерях... И думаешь,- вот, с кем Христос!!! Вот, где любовь! Вот те пастыри, с которыми хочется быть и сейчас.
Светлана13 декабря 2010, 18:00
Доброго дня! А кто тогда остался с больной сестрой послушницы Анны и ей кто закрыл глаза?
Семинаристы10 декабря 2010, 22:00
Подготовка к зачету В один из заснеженных зимних дней я задремал после вечерних молитв. Когда пробудился, было уже поздно, около двенадцати часов ночи. В полутьме кельи едва различались силуэты двухэтажных кроватей. Ничто не двигалось, казалось, что все замерло – ни шороха, ни звука. Лишь лампада мерцала, освещая иконы. Никого не было. Все мои сокелейники ушли на самостоятельную подготовку в класс. Мне тоже надо было идти в аудиторию, через несколько дней нас ожидал зачет по литургике. Нехотя встав, я подхватил учебные пособия и медленно пошел на второй этаж. Из некоторых аудиторий доносились аккорды или обрывистое пение, слышались разговоры. Когда вся семинария спала, этот этаж жил своей жизнью. Я открыл дверь в наш класс. Навстречу мне пролился яркий электрический свет. Я оказался в такой родной и любимой аудитории. Три десятка парт, стоящих в три ряда, малахитовый крашеный пол, бежевые стены. На них – портреты патриархов досинодального периода, обвитые длинными лианами. Несколько растений стояли по углам класса. Аудиторию наполняли студенты. На партах лежали книги и тетради. У многих были ноутбуки. Ученики делились на несколько групп. Первая окружила классную доску. На ней мелом были написаны определения, а посреди – огромная таблица, по которой змеились стрелки и символы. Эта группа студентов активно обсуждала что-то, не отводя взгляд от надписей. Вторая группа сидела немного правее. Отсюда доносились возгласы, смех, вопросы. Посреди этой группы сидел студент, листающий конспект. Для многих усердный и добрый однокурсник – последняя надежда сдать зачет. Поэтому и сыпались ему всевозможные вопросы. На всё искоса поглядывали из третьей группы студентов. Ведь последняя команда состояла из тех, кто пытался сам постичь глубины литургических знаний, не отвлекаясь на посторонние шумы. Поэтому, когда кто-нибудь начинал слишком громко разговаривать, один член этой группы непременно отрывался от компьютера или от книги и делал замечание. Я присоединился к последней группе. Открыл учебники и тетради. Начал учить. Сначала ничего не было понятно, но затем постепенно в голове стала вырисовываться внятная картина предмета. Если представить, что знания – кирпичи, которые нужно сложить один на один, чтобы получить дом, то я понял, как их правильно укладывать, но еще ни одного кирпича не передвинул. Понятие времени абсолютно изменилось, я не знал, сколько прошло часов. Когда осмотрелся, то увидел, что класс опустел, половина людей, которых я видел в начале вечера, уже пошла спать, три группы, о которых я говорил, перемешались и распались. Два семинариста мирно спали, забыв обо всем. Хорошо, что зачет не завтра, у нас еще есть время. Я посмотрел на часы – полвторого. Со сном бороться было больше невозможно. Собрав вещи, я пошел к двери, обернулся и пожелал всем спокойной ночи. Затем в полумраке, борясь с дремотой, поднялся по лестнице, прошел через коридор в келью, добрался до кровати и лег спать. Я мгновенно заснул, лишь голова коснулась подушки, но в моей душе еще долго теплился огонек туманного беспокойства: я проработал не весь материал, нужный для зачета.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке