«За прошедшие десять лет мы убедились, что многие былые страхи относительно сетевых технологий оказались действительно оправданны. Для части наших сограждан Интернет стал способом бегства от реальной жизни в иллюзорный мир, средством удовлетворения низменных потребностей и пространством для совершения высокотехнологичных преступлений.
Но равным образом мы убедились и в том, что в умелых и ответственных руках Интернет может быть уникальным инструментом донесения до человека церковной проповеди, посредником в живом общении с ближним, находящимся вдали, проводником к богослужебной жизни Церкви».
(Из обращения Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании 2010 г.)
***
– Отец Макарий, когда Патриарх благословил осваивать Интернет, речь шла о проповеди, удобном средстве общения с паствой, миссионерстве. Но сегодня в глобальной сети наблюдаются антицерковные настроения. Почему так происходит?
– Потому что антицерковные (точнее, безбожные) настроения наблюдаются на планете Земля непрерывно с момента начала 3-ей главы книги Бытия – или столь же удаленной точки на оси времени в любой другой хронологии.
Интернет же вошел в нашу жизнь лишь совсем недавно, причем куда более весомо и грубо, и, главное, куда более стремительно, чем известный «водопровод, сработанный еще рабами Рима». И по мере вхождения в нем начали сказываться все те же до боли знакомые качества человеческой природы, которые издревле терзают нас, и ради победы над которыми Бог пришел на землю.
Если бросить взгляд в прошлое, мы увидим, что практически любое техническое достижение начинает служить врагу человеческого рода едва ли не быстрее, чем человеку. И компьютер ничуть не исключение. Вспоминаю пионера электронно-вычислительной техники в СССР, академика А.П. Ершова: сколько замечательных предсказаний сделал он о будущем компьютерных сетей, но даже ему не пришло в голову, что недосягаемым лидером интернет-коммерции станет порнография. О чем речь?...
– Но есть ведь и православный Интернет, и там тоже далеко не все гладко… С наглым невежеством судят о важных церковных делах, поливают грязью всех подряд, вплоть до Патриарха, – и всё это в среде людей, которые называют себя верующими.
– Вся соль в том, что «границы разделов» в Интернете очень размыты, и это его объективное свойство. Вот, к примеру, православная газета: в нее никогда, ни при каких условиях, не попадет, скажем, материал из математического журнала или руководства по зоотехнике, – не говоря уж о похабщине и безбожии. Есть, конечно, такие строго ограниченные ресурсы и в сети, прежде всего, основные церковные и епархиальные сайты, но ими православный Интернет отнюдь не исчерпывается!
Стоит только открыть на сайте свободный доступ для комментариев, обмена мнениями, обсуждения и т.п. – что и привлекает сегодня массы досужей публики, – как будьте уверены: эта зона быстро превратится в помойку. Причем не думайте, что все, или хотя бы значительное число участников в этом повинны: достаточно лишь нескольких анонимных «активистов», которые производят неслыханный объем агрессивного вздора в единицу времени, неустанно воспроизводя хорошо знакомую нам атмосферу интернет-дискуссии: собаки брешут, ветер носит…
Это несчастные люди, полное подобие наркоманов, пьяниц и игроков в рулетку. Они живут в игрушечном, «пластмассовом» мире (plastic universe – старинное английское выражение), который сами же для себя выстраивают, проводя месяцы и годы за компьютером. И если известная Моська при всём своём ничтожестве имела хоть какой-то рациональный мотив («Пускай же говорят собаки: Ай, Моська! Знать, она сильна…»), то у них и этого нет: лишь извращенная психика получает «подпитку» за счет выплеснутой злобы и бессовестной лжи.
Есть об этом превосходная сатирическая сценка: бьет в самую точку. На приеме у психотерапевта:
– Комменты пишете?
– Пишу!
– Сколько в день?
– Три тысячи.
– И что при этом чувствуете?
– Власть, могущество чувствую!..
– Примеры, примеры, подробнее!
– Ну, допустим, снял Бондарчук фильм, сорок миллионов потратил, семьсот профессионалов с ними работало. А я сел и написал: «Обитаемый Остров – полное ... ». И всё! Мощь чувствую! Власть чувствую!
Когда говорят о «верующих» людях, которые упражняются в подзаборной лексике и риторике (заборы служили им излюбленным форумом в докомпьютерную эру), остается только вспомнить слова Апостола: «Бесы веруют и трепещут». Полезной иллюстрацией их «верований» служит характерная реплика:
– Сукин сын!! Я гораздо лучший христианин, чем ты!
Знакомо, не правда ли? Даром, что перевод с английского, и дошло до нас еще из прошлого века (когда массовое общение в Интернете сводилось к т. наз. группам Usenet).
– В чем причина такого явления? Ведь в реальной жизни иерархичность отношений учитывается, субординация сохраняется, этические нормы не нарушаются.
– Во-первых (и, вероятно, в главных) нарушаются и в реальной жизни: лже-епископ Диомид и кучка подобных ему оборотней в рясах, к сожалению, существуют в действительности, и наивные души, гибнущие от яда их лжи, тоже вполне настоящие. То же самое происходит и в других Поместных Церквах: я сам был свидетелем ужасающих последствий «Бостонского раскола» в 80-х годах прошлого века. Так что Интернет работает здесь лишь как усилитель сигнала; генератором же служит грех в человеческом сердце.
И если продолжить аналогию с техникой, усилитель этот весьма широкополосный! Компьютер усиливает все человеческие способности, в том числе и множество самых разных грехов, от примитивной мизантропии (злобы и ненависти к людям и всему, что есть доброго в мире), от невежества, несдержанности, упрямства, занудства, до тонкой, трудно уловимой гордыни утончённых интеллигентов… Анонимность при этом становится универсальным прикрытием любого зла.
Надо добавить сюда и постыдную коммерцию: если в Интернете извлекают доход, просто-напросто щелкая по рекламе нижнего белья и туалетной бумаги, то политтехнологи и социальные инженеры не поскупятся на оплату дружного хора интернет-мосек, когда им нужно облаять что-то важное и ценное для нас с вами… Я даже провел по этому поводу небольшой эксперимент у себя в «Живом Журнале» (см. там заметку «Русофобия на правах рекламы»).
– Если Интернет выявляет и усиливает такой широкий спектр человеческих грехов и слабостей, то почему именно Церковь бьет тревогу? Ведь негативные явления, связанные с Интернетом, известны всем, но мало кто относится к ним столь серьезно…
– Понять это несложно. Кроме Церкви (и семьи – «малой церкви») нет на земле ничего, что жило бы законом любви. Всё прочее, что мы видим в человеческом обществе – государство, хозяйство, наука – живут законами целесообразности, эффективности, справедливости и т.п.; и когда эти законы нарушаются, последствия далеко не столь губительны, как от пороков, которые множатся в околоцерковной среде, в частности за счет Интернета. И, конечно же, семья страдает от подобных пороков в не меньшей мере: это, к счастью, в последние годы начали понимать практически все цивилизованные люди.
– Не лучше ли тогда вовсе отключиться от общения в Интернете, как предлагают некоторые?
– С тем же успехом и на тех же основаниях можно было бы отключиться и от телефона, и от книг: ведь сколько всякой мерзости говорят и печатают!... Православные люди, духовенство и миряне, вполне могут общаться друг с другом в Интернете посредством электронной почты или закрытых групп, и тогда их «электронное» общение ничем не отличается от любого другого. Но когда такое общение выносят в «неогороженное пространство», открывают его для бесконтрольного доступа анонимных участников, результат в конечном итоге бывает именно таким, как сказано выше.
– Может, беда и в доступности информации? Ведь получив ее частично, кто-то начинает думать, что получил всё, хотя рассмотрел лишь макушку айсберга. Отсюда и поспешные, поверхностные суждения, раздоры из-за недоразумений…
– Нет, беда не в этом. Беда в прорастании липы. Я ценю это благородное древо, но его имя созвучно с печальным знамением нашего времени: с утратой любви к истине за счет растущей любви к себе. Люди ищут что-нибудь веселенькое, интересненькое, развлекающее, щекочущее нервы, льстящее злорадству и самолюбию, – липу вместо истины. Отсюда – липовый («пластмассовый») мир, где нет разницы между компьютерными играми и реальностью.
– Появляющиеся в сети открытые письма, обращения анонимной «православной общественности», в которых звучит критика священников и иерархов – как относиться к такой практике?
– На это невозможно ответить в сжатом виде… Есть разные обстоятельства, разные объекты и формы критики. Чего в итоге больше – пользы или вреда – выясняется только на деле, причем чаще всего в динамике: раскрытие внутрицерковных проблем бывает вынужденным, когда других путей больше нет, когда мы, духовенство, не принимаем должных мер к их внутрицерковному разрешению. Анонимные же «обращения» раскрывают лишь одно: безумие их авторов.
При серьезных конфликтах дело решают не письма и обращения, а церковные суды: в последние годы они набирают силу, и можно быть уверенными, что правовой нигилизм истребится в церковной среде так же, как и в гражданской.
– Что можно сделать в сложившейся ситуации? Как защитить верующих от лживой, провокационной информации?
– Точно так же, как разумные родители защищают детей от простуды: не кутать их, не прятать от каждого сквозняка, а укреплять здоровье, развивать иммунитет, закаливать организм. В нашем случае это означает активизацию епархиальных и общецерковных СМИ, печатных и электронных, оперативную реакцию Церкви на возникающие вопросы и трудности, донесение до каждого гражданина живого слова Архиереев и Патриарха. И, конечно же, просвещение, развитие навыков работы в Интернете, содействие людям в усилиях отличить пшеницу от плевелов. Насколько мне известно, Синодальный Информационный отдел разворачивает работу в этом направлении.
Если же кто-либо из носящих священный сан будет упорствовать в распространении такой информации – пускай пеняет на себя. Не хочу называть имени одного «популярного священника-блоггера» (вы легко его найдете по сводкам заседаний Общецерковного суда): блоггерства его никто не лишает, но священства своего он лишился. Другие на очереди.
Последнее время общие усилия по защите Интернета возникают в самых разных сферах, причем результаты весьма обнадеживающие. К примеру, сотрудники российской полиции задержали преступника-педофила благодаря помощи со стороны Лиги безопасного Интернета, созданной общественностью для борьбы с половыми извращенцами во Всемирной сети.
– Но Интернет, видимо, навсегда останется зоной бесконтрольного самовыражения…
– Что ж, в свободных странах наш язык, перо и печатный пресс тоже никто не контролирует, кроме нашей совести, – однако это нимало не приближает нас с вами к матерщинникам и порнографистам. Надо просто немного потрудиться, чтобы четче провести упомянутые выше «границы разделов».
Недавно, например, протоиерей Всеволод Чаплин призвал выделить в Интернете зону общения, которая была бы доступна только для тех, кто входит в сеть под своим настоящим именем. Интернет позволяет это, причем сравнительно просто: уже сегодня для некоторых денежных расчетов в сети необходимо удостоверить свою личность. Когда эта технология распространится и упростится, можно быть уверенными, что православный верующий, как и любой уважающий себя человек, будет пользоваться только ею; другая же зона, с анонимными персонажами, останется для «бесконтрольного самовыражения» – как некогда стены кабинок в общественных уборных.
– А как же церковная миссия? Не пострадает ли она, если православные отступят в отдельную зону? Может, для участия в дискуссиях с агрессивными анонимами лучше создавать «группы оперативного информационного реагирования», как предлагает протодиакон Андрей Кураев?
– Так ведь и в тех самых кабинках мы тоже миссию не затеваем и по этому поводу ничуть не печалимся… Одно и то же свойство – адаптивность, гибкость, «самоуправляемость» (не столько в техническом, сколько в социальном смысле) порождает как пороки Интернета, так и его неоспоримые достоинства. Никто не мог предвидеть волну богомерзкой похабщины, которая зальет наши компьютеры – но никто ведь и не предвидел Лигу безопасного Интернета! Рекламу в сети, конечно, можно было предвидеть – но кто бы подумал, каким спросом будут пользоваться средства блокировки этой рекламы…
То же самое и с анонимностью, и разделением Интернета на зоны: увидим, как пойдут дела. Сегодня уже гораздо трезвее, чем вчера, оценивают читатели скандальный лай по любому серьезному поводу (о чем я писал в упомянутой заметке «Русофобия на правах рекламы»); можно надеяться, что завтра нормальные люди будут воспринимать его так, как он заслуживает, и «бесконтрольное самовыражение» в Интернете разделит компанию с порнографией.
Предложение о. Андрея Кураева направлено против возникновения «православных гетто», и в этом он, конечно, прав. Знаю, что уже сегодня по его призыву в сети действуют многие добровольцы: помоги им Господь. Но я полагаю лучшим, и сам, как могу, добиваюсь того, чтобы направить в «гетто» всех анонимных мосек: пускай там лают хоть до потери пульса и ощущают свою мощь...
– Римский судья Кассий, рассматривая дело, обычно задавал вопрос «Кому выгодно»? Как бы Вы ответили на него в контексте затронутой темы?
– Добрые результаты – людям. Злые – дьяволу.
Из слов Макария, пусть и форме анекдота, выходит, что фильм хороший.
Если это так, то хотелось бы узнать на основании чего принято такое решение.
Потому как лично мне кажется, что фильм где выставляется героем глупый, неуравновешенный ребёнок не разбирающийся в жизни, пытается эту жизнь кардинально изменить, хорошим быть не может.
- Это глубокая ошибка, следствие "местечковости", то есть утраты соборного сознания.
Я взрослый верующий человек и то периодически увлекаюсь. Даже чтобы зайти на православный сайт нужно преодолеть груду ненужной рекламы, новостей. Я стараюсь использовать телефон, телевизор, компьютер с наибольшей пользой, но это очень трудно. И я с радостью отказалась бы от всего этого (ксати есть примеры), но не я одна решаю. Грустно видеть воцерковленные семьи, которые доказывают - без этого нельзя, мы будем отсталые.
http://antimodern.ru/st_nicholas-arii/
"Может ли верующий православный христианин говорить: «Св. Николай не ударял в ланиту Ария»?
Нет, не может – так как вера в то, что Николай Угодник ударил Ария по щеке и был за это подвергнут церковному наказанию и заточению в темнице, является верой Православной Церкви".
Протоиерей Владимир Переслегин
- нечего делать в сети православному человеку живущему духом.
Недавно, например, протоиерей Всеволод Чаплин призвал выделить в Интернете зону общения, которая была бы доступна только для тех, кто входит в сеть под своим настоящим именем. Интернет позволяет это, причем сравнительно просто: уже сегодня для некоторых денежных расчетов в сети необходимо удостоверить свою личность. Когда эта технология распространится и упростится, можно быть уверенными, что православный верующий, как и любой уважающий себя человек, будет пользоваться только ею...
Помысел мне говорит, что идея о тотальном контроле в сети интернет идёт отнюдь не от засилья греха. Очень сомневаюсь, что "уважающий себя православный" купится на эту сладкую конфету "новой безопасной технологии - оставь о себе досье сам!" Скорее всего, большинство православных и вовсе откажутся от посещения сетевых ресурсов требующих тотальной идентификации. Просто идёт развитие нового информационного пространства и общества, и это пространство и общество, его создатели хотят и будут контролировать. Разве на этом сайте есть проблема матов и реплик сатанистов? НЕТ! Есть модератор, который следит за этим. Так что с помощью этой проблемы манипулируют мнением о свободе православных граждан в сети.
1) Про свт. Николая Чудотворца и его дело с Арием: ответ дал не столько о. Андрей Кураев, сколько проф. Ливерий Воронов, но в том же смысле. См. об этом "Свт. Николай как хулиган" на http://convent.mrezha.ru/
2) "Правильно ли я там отвечаю на вопросы каверзные. Я, даже не знаю надо ли с ними общаться?..." - ответ можно дать _только_ на живом опыте. Априори - _невозможно_. Пишет св. ап. Петр: "Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением". А св. ап. Павел: "Еретика, после первого и
второго вразумления, отвращайся".
Прочитала запись в блоге уважаемого Иеромонаха Макария, "От болтовни до бомбы: русофобия на правах рекламы",
и хочу сделать маленькое дополнение. Возможно, среди верующих это распространено меньше, но среди обычных "светских" людей, причем образованных и, как кажется, думающих, очень сильна установка "в России ничего хорошего нет, не было и не будет, а все рассказы о былом величии - грубое вранье, как сегодня".
Никто им не оплачивает такие взгляды, они искренне так считают. Вряд ли они пишут на форумах, хотя, возможно, кто-то и пишет, но в дружеской беседе говорят. Очень им грустно от этого, но они действительно не видят ничего хорошего в нашей стране, в своей - в которой родились, выросли и живут. Так что не все наемники империализма, есть и те, кто искренне заблуждается...
На эту тему можно почитать на сайте Николая Старикова.
На счет высказывания Татьяны "Всеми чтимый святитель Николай на первом Вселенском соборе дал пощёчину еретику Арию", давайте не приписывать кроткому и смиренному святителю Николаю, того что он не делал (по этому поводу отец Андрей Кураев дал исчерпывающий ответ).
Помоги нам Господи!
В том, что есть люди, которые отвращаются от церкви, большая вина врагов Церкви. Христиане питали любовь к людям, правильно, но не к врагам Бога, Церкви, а значит и людей.
Дмитрий, как насчет"люби врагов своих,сокрушай врагов Божиих"?
Недаром сейчас многие люди отвращаются от церкви. А в первые века христианства многие люди принимали крещение только потому, что были поражены той любовью, которую питали христиане друг к другу и к окружающим.
Прав Диомид или нет, решает Бог, а такое отношение к ближнему недопустимо.