«…Чувствую мощь!»Интернет как новое измерение в околоцерковном пространстве

Интервью с иеромонахом Макарием (Маркишем)

«За прошедшие десять лет мы убедились, что многие былые страхи относительно сетевых технологий оказались действительно оправданны. Для части наших сограждан Интернет стал способом бегства от реальной жизни в иллюзорный мир, средством удовлетворения низменных потребностей и пространством для совершения высокотехнологичных преступлений.

Но равным образом мы убедились и в том, что в умелых и ответственных руках Интернет может быть уникальным инструментом донесения до человека церковной проповеди, посредником в живом общении с ближним, находящимся вдали, проводником к богослужебной жизни Церкви».

(Из обращения Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании 2010 г.)

Когда Интернет стал доступным широким слоям населения и начал увереннее входить в самые разные сферы жизни, многие верующие даже не задумывались о том, какое влияние окажет глобальная сеть на религию. Отдельные исследователи, впрочем, предупреждали, что необычайная свобода и безответственность позволят публиковать в сети провокационную информацию, вбрасывать ложные сообщения, разжигать внутрицерковные конфликты и подвергать сомнению авторитеты. Признаться, читая православные форумы и блоги, приходишь к мнению, что высказанные 10 лет назад опасения подтвердились. Даже один человек может «заговорить» поднятую тему, свести на нет интереснейшую дискуссию, попутно унизив ее участников. О причинах такого поведения и путях разрешения проблемы корреспондент украинской газеты "Одигитрия" беседует с известным миссионером иеромонахом Макарием (Маркишем).

***

– Отец Макарий, когда Патриарх благословил осваивать Интернет, речь шла о проповеди, удобном средстве общения с паствой, миссионерстве. Но сегодня в глобальной сети наблюдаются антицерковные настроения. Почему так происходит?

– Потому что антицерковные (точнее, безбожные) настроения наблюдаются на планете Земля непрерывно с момента начала 3-ей главы книги Бытия – или столь же удаленной точки на оси времени в любой другой хронологии.

Интернет же вошел в нашу жизнь лишь совсем недавно, причем куда более весомо и грубо, и, главное, куда более стремительно, чем известный «водопровод, сработанный еще рабами Рима». И по мере вхождения в нем начали сказываться все те же до боли знакомые качества человеческой природы, которые издревле терзают нас, и ради победы над которыми Бог пришел на землю.

Если бросить взгляд в прошлое, мы увидим, что практически любое техническое достижение начинает служить врагу человеческого рода едва ли не быстрее, чем человеку. И компьютер ничуть не исключение. Вспоминаю пионера электронно-вычислительной техники в СССР, академика А.П. Ершова: сколько замечательных предсказаний сделал он о будущем компьютерных сетей, но даже ему не пришло в голову, что недосягаемым лидером интернет-коммерции станет порнография. О чем речь?...

– Но есть ведь и православный Интернет, и там тоже далеко не все гладко… С наглым невежеством судят о важных церковных делах, поливают грязью всех подряд, вплоть до Патриарха, – и всё это в среде людей, которые называют себя верующими.

– Вся соль в том, что «границы разделов» в Интернете очень размыты, и это его объективное свойство. Вот, к примеру, православная газета: в нее никогда, ни при каких условиях, не попадет, скажем, материал из математического журнала или руководства по зоотехнике, – не говоря уж о похабщине и безбожии. Есть, конечно, такие строго ограниченные ресурсы и в сети, прежде всего, основные церковные и епархиальные сайты, но ими православный Интернет отнюдь не исчерпывается!

Стоит только открыть на сайте свободный доступ для комментариев, обмена мнениями, обсуждения и т.п. – что и привлекает сегодня массы досужей публики, – как будьте уверены: эта зона быстро превратится в помойку. Причем не думайте, что все, или хотя бы значительное число участников в этом повинны: достаточно лишь нескольких анонимных «активистов», которые производят неслыханный объем агрессивного вздора в единицу времени, неустанно воспроизводя хорошо знакомую нам атмосферу интернет-дискуссии: собаки брешут, ветер носит…

Это несчастные люди, полное подобие наркоманов, пьяниц и игроков в рулетку. Они живут в игрушечном, «пластмассовом» мире (plastic universe – старинное английское выражение), который сами же для себя выстраивают, проводя месяцы и годы за компьютером. И если известная Моська при всём своём ничтожестве имела хоть какой-то рациональный мотив («Пускай же говорят собаки: Ай, Моська! Знать, она сильна…»), то у них и этого нет: лишь извращенная психика получает «подпитку» за счет выплеснутой злобы и бессовестной лжи.

Есть об этом превосходная сатирическая сценка: бьет в самую точку. На приеме у психотерапевта:

– Комменты пишете?

– Пишу!

– Сколько в день?

– Три тысячи.

– И что при этом чувствуете?

– Власть, могущество чувствую!..

– Примеры, примеры, подробнее!

– Ну, допустим, снял Бондарчук фильм, сорок миллионов потратил, семьсот профессионалов с ними работало. А я сел и написал: «Обитаемый Остров – полное ... ». И всё! Мощь чувствую! Власть чувствую!

Когда говорят о «верующих» людях, которые упражняются в подзаборной лексике и риторике (заборы служили им излюбленным форумом в докомпьютерную эру), остается только вспомнить слова Апостола: «Бесы веруют и трепещут». Полезной иллюстрацией их «верований» служит характерная реплика:

– Сукин сын!! Я гораздо лучший христианин, чем ты!

Знакомо, не правда ли? Даром, что перевод с английского, и дошло до нас еще из прошлого века (когда массовое общение в Интернете сводилось к т. наз. группам Usenet).

– В чем причина такого явления? Ведь в реальной жизни иерархичность отношений учитывается, субординация сохраняется, этические нормы не нарушаются.

– Во-первых (и, вероятно, в главных) нарушаются и в реальной жизни: лже-епископ Диомид и кучка подобных ему оборотней в рясах, к сожалению, существуют в действительности, и наивные души, гибнущие от яда их лжи, тоже вполне настоящие. То же самое происходит и в других Поместных Церквах: я сам был свидетелем ужасающих последствий «Бостонского раскола» в 80-х годах прошлого века. Так что Интернет работает здесь лишь как усилитель сигнала; генератором же служит грех в человеческом сердце.

И если продолжить аналогию с техникой, усилитель этот весьма широкополосный! Компьютер усиливает все человеческие способности, в том числе и множество самых разных грехов, от примитивной мизантропии (злобы и ненависти к людям и всему, что есть доброго в мире), от невежества, несдержанности, упрямства, занудства, до тонкой, трудно уловимой гордыни утончённых интеллигентов… Анонимность при этом становится универсальным прикрытием любого зла.

Надо добавить сюда и постыдную коммерцию: если в Интернете извлекают доход, просто-напросто щелкая по рекламе нижнего белья и туалетной бумаги, то политтехнологи и социальные инженеры не поскупятся на оплату дружного хора интернет-мосек, когда им нужно облаять что-то важное и ценное для нас с вами… Я даже провел по этому поводу небольшой эксперимент у себя в «Живом Журнале» (см. там заметку «Русофобия на правах рекламы»).

– Если Интернет выявляет и усиливает такой широкий спектр человеческих грехов и слабостей, то почему именно Церковь бьет тревогу? Ведь негативные явления, связанные с Интернетом, известны всем, но мало кто относится к ним столь серьезно…

– Понять это несложно. Кроме Церкви (и семьи – «малой церкви») нет на земле ничего, что жило бы законом любви. Всё прочее, что мы видим в человеческом обществе – государство, хозяйство, наука – живут законами целесообразности, эффективности, справедливости и т.п.; и когда эти законы нарушаются, последствия далеко не столь губительны, как от пороков, которые множатся в околоцерковной среде, в частности за счет Интернета. И, конечно же, семья страдает от подобных пороков в не меньшей мере: это, к счастью, в последние годы начали понимать практически все цивилизованные люди.

– Не лучше ли тогда вовсе отключиться от общения в Интернете, как предлагают некоторые?

– С тем же успехом и на тех же основаниях можно было бы отключиться и от телефона, и от книг: ведь сколько всякой мерзости говорят и печатают!... Православные люди, духовенство и миряне, вполне могут общаться друг с другом в Интернете посредством электронной почты или закрытых групп, и тогда их «электронное» общение ничем не отличается от любого другого. Но когда такое общение выносят в «неогороженное пространство», открывают его для бесконтрольного доступа анонимных участников, результат в конечном итоге бывает именно таким, как сказано выше.

– Может, беда и в доступности информации? Ведь получив ее частично, кто-то начинает думать, что получил всё, хотя рассмотрел лишь макушку айсберга. Отсюда и поспешные, поверхностные суждения, раздоры из-за недоразумений…

– Нет, беда не в этом. Беда в прорастании липы. Я ценю это благородное древо, но его имя созвучно с печальным знамением нашего времени: с утратой любви к истине за счет растущей любви к себе. Люди ищут что-нибудь веселенькое, интересненькое, развлекающее, щекочущее нервы, льстящее злорадству и самолюбию, – липу вместо истины. Отсюда – липовый («пластмассовый») мир, где нет разницы между компьютерными играми и реальностью.

– Появляющиеся в сети открытые письма, обращения анонимной «православной общественности», в которых звучит критика священников и иерархов – как относиться к такой практике?

– На это невозможно ответить в сжатом виде… Есть разные обстоятельства, разные объекты и формы критики. Чего в итоге больше – пользы или вреда – выясняется только на деле, причем чаще всего в динамике: раскрытие внутрицерковных проблем бывает вынужденным, когда других путей больше нет, когда мы, духовенство, не принимаем должных мер к их внутрицерковному разрешению. Анонимные же «обращения» раскрывают лишь одно: безумие их авторов.

При серьезных конфликтах дело решают не письма и обращения, а церковные суды: в последние годы они набирают силу, и можно быть уверенными, что правовой нигилизм истребится в церковной среде так же, как и в гражданской.

– Что можно сделать в сложившейся ситуации? Как защитить верующих от лживой, провокационной информации?

– Точно так же, как разумные родители защищают детей от простуды: не кутать их, не прятать от каждого сквозняка, а укреплять здоровье, развивать иммунитет, закаливать организм. В нашем случае это означает активизацию епархиальных и общецерковных СМИ, печатных и электронных, оперативную реакцию Церкви на возникающие вопросы и трудности, донесение до каждого гражданина живого слова Архиереев и Патриарха. И, конечно же, просвещение, развитие навыков работы в Интернете, содействие людям в усилиях отличить пшеницу от плевелов. Насколько мне известно, Синодальный Информационный отдел разворачивает работу в этом направлении.

Если же кто-либо из носящих священный сан будет упорствовать в распространении такой информации – пускай пеняет на себя. Не хочу называть имени одного «популярного священника-блоггера» (вы легко его найдете по сводкам заседаний Общецерковного суда): блоггерства его никто не лишает, но священства своего он лишился. Другие на очереди.

Последнее время общие усилия по защите Интернета возникают в самых разных сферах, причем результаты весьма обнадеживающие. К примеру, сотрудники российской полиции задержали преступника-педофила благодаря помощи со стороны Лиги безопасного Интернета, созданной общественностью для борьбы с половыми извращенцами во Всемирной сети.

– Но Интернет, видимо, навсегда останется зоной бесконтрольного самовыражения…

– Что ж, в свободных странах наш язык, перо и печатный пресс тоже никто не контролирует, кроме нашей совести, – однако это нимало не приближает нас с вами к матерщинникам и порнографистам. Надо просто немного потрудиться, чтобы четче провести упомянутые выше «границы разделов».

Недавно, например, протоиерей Всеволод Чаплин призвал выделить в Интернете зону общения, которая была бы доступна только для тех, кто входит в сеть под своим настоящим именем. Интернет позволяет это, причем сравнительно просто: уже сегодня для некоторых денежных расчетов в сети необходимо удостоверить свою личность. Когда эта технология распространится и упростится, можно быть уверенными, что православный верующий, как и любой уважающий себя человек, будет пользоваться только ею; другая же зона, с анонимными персонажами, останется для «бесконтрольного самовыражения» – как некогда стены кабинок в общественных уборных.

– А как же церковная миссия? Не пострадает ли она, если православные отступят в отдельную зону? Может, для участия в дискуссиях с агрессивными анонимами лучше создавать «группы оперативного информационного реагирования», как предлагает протодиакон Андрей Кураев?

– Так ведь и в тех самых кабинках мы тоже миссию не затеваем и по этому поводу ничуть не печалимся… Одно и то же свойство – адаптивность, гибкость, «самоуправляемость» (не столько в техническом, сколько в социальном смысле) порождает как пороки Интернета, так и его неоспоримые достоинства. Никто не мог предвидеть волну богомерзкой похабщины, которая зальет наши компьютеры – но никто ведь и не предвидел Лигу безопасного Интернета! Рекламу в сети, конечно, можно было предвидеть – но кто бы подумал, каким спросом будут пользоваться средства блокировки этой рекламы…

То же самое и с анонимностью, и разделением Интернета на зоны: увидим, как пойдут дела. Сегодня уже гораздо трезвее, чем вчера, оценивают читатели скандальный лай по любому серьезному поводу (о чем я писал в упомянутой заметке «Русофобия на правах рекламы»); можно надеяться, что завтра нормальные люди будут воспринимать его так, как он заслуживает, и «бесконтрольное самовыражение» в Интернете разделит компанию с порнографией.

Предложение о. Андрея Кураева направлено против возникновения «православных гетто», и в этом он, конечно, прав. Знаю, что уже сегодня по его призыву в сети действуют многие добровольцы: помоги им Господь. Но я полагаю лучшим, и сам, как могу, добиваюсь того, чтобы направить в «гетто» всех анонимных мосек: пускай там лают хоть до потери пульса и ощущают свою мощь...

– Римский судья Кассий, рассматривая дело, обычно задавал вопрос «Кому выгодно»? Как бы Вы ответили на него в контексте затронутой темы?

– Добрые результаты – людям. Злые – дьяволу.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Дмитрий Огнев10 сентября 2018, 18:04
Не совсем понял про фильм Бондарчука, "Обитаемый остров".

Из слов Макария, пусть и форме анекдота, выходит, что фильм хороший.

Если это так, то хотелось бы узнать на основании чего принято такое решение.

Потому как лично мне кажется, что фильм где выставляется героем глупый, неуравновешенный ребёнок не разбирающийся в жизни, пытается эту жизнь кардинально изменить, хорошим быть не может.
ЕКАТЕРИНА 3 апреля 2015, 17:38
МНЕ УЖЕ 56 ЛЕТ,ИНВАЛИДНОСТЬ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ НЕ МОГУ,ЗДОРОВЬЯ НЕТ ДА И ДЕНЕГ. НО Я НАУЧИЛАСЬ НЕДАВНО ПЕТЕШЕСТВОВАТЬ В ИНТЕРНЕТЕ!МОГУ СКАЗАТЬ,РАДОСТЬ ОТ ПОЗНАНИЯ НЕ ПОКИДАЕТ МЕНЯ!КОГДА БЫ Я МОГЛА ПОСМОТРЕТЬ ФРЕСКИ СОФИИ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ,МОЗАИЧНУЮ КРАСОТУ МОНАСТЫРЯ ХОРА,ВЫСОКИ ДЕЧАНЫ,МОЗАЙКИ РАВЕННЫ,ДРЕВНЕ РУССКИЕ ИКОНЫ,ИКОНЫ АНДРЕЯ РУБЛЕВА,ВАЛААМ,СОЛОВКИ,НО ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ УВИДЕТЬ ФРЕСКИ ФЕРАПОНТОВА МОНАСТЫРЯ-ЭТО ЖЕ НЕБО НА ЗЕМЛЕ!!!А СЛЫШАТЬ ДРЕВНЕ ВИЗАНТИЙСКОЕ ПЕНИЕ В ИСПОЛНЕНИИ ПАНАЕТИСА НИКОДИМОСА!ДА МНЕ НЕ ХВАТИЛО БЫ МОЕЙ ЖИЗНИ НА ВСЕ ЭТО!ВОТ ОНА ДРУГАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ.
иеромонах Макарий22 декабря 2014, 11:54
>

- Это глубокая ошибка, следствие "местечковости", то есть утраты соборного сознания.
Наталия 2 января 2014, 22:06
От Интернета, мобильного и прочих реалий нашего времени, на мой взгляд, больше вреда, чем пользы.
Я взрослый верующий человек и то периодически увлекаюсь. Даже чтобы зайти на православный сайт нужно преодолеть груду ненужной рекламы, новостей. Я стараюсь использовать телефон, телевизор, компьютер с наибольшей пользой, но это очень трудно. И я с радостью отказалась бы от всего этого (ксати есть примеры), но не я одна решаю. Грустно видеть воцерковленные семьи, которые доказывают - без этого нельзя, мы будем отсталые.
Инна 2121 декабря 2013, 12:44
О св. Николае:

http://antimodern.ru/st_nicholas-arii/

"Может ли верующий православный христианин говорить: «Св. Николай не ударял в ланиту Ария»?

Нет, не может – так как вера в то, что Николай Угодник ударил Ария по щеке и был за это подвергнут церковному наказанию и заточению в темнице, является верой Православной Церкви".

Протоиерей Владимир Переслегин
Александр16 сентября 2012, 08:49
А если вы живете в миру - так и живите мирской жизнью - пользуйтесь интернетом,мобильными телефонами,телевизором, работайте,отдыхайте, но при этом молитесь Богу и почитайте Его до самой смерти.
Александр16 сентября 2012, 08:43
Если интернет - грех, телевизор - грех, компьютерные игры грех, давайте жить по старинке - работать, спать и читать книги (это то что не грех), выпить кстати тоже грех, хоть вы и говорите, что пить вино не грех ( в вине содержится 20% спирта) спирт отрицательно влияет на здоровье, в том числе печени и головного мозга, даже если вы выпьете 2 стакана вина - это уже вред для печени, если у вас все в порядке с головой - вреда для нее вы сразу не ощутите, но он есть.А любой вред здоровью - уже сам по себе грех. А давайте так - уйдемте все в монастырь - там ничего этого нет - ни интернета, ни телевидения, ни алкоголя. А страна пусть живет как хочет. Лучше бы пропагандировали здоровый образ жизни, а то занимаетесь всякой ерундистикой. А интернет это СМИ нового века. Господи, в стране столько сейчас проблем, а вы занимаетесь, я уже сказал чем. Везде бедность , нищета, наркомания.Люди живут на копейки. А интернет - да, это очень серьёзно. Займитесь этими проблемами!
Сергий Крым11 января 2012, 19:15
Прочитал и постарался, для начала, быть искренним перед самим собой:
- нечего делать в сети православному человеку живущему духом.
Сергий11 января 2012, 19:09
Взял цитату иеромонаха Макария, но она того стоит:
Недавно, например, протоиерей Всеволод Чаплин призвал выделить в Интернете зону общения, которая была бы доступна только для тех, кто входит в сеть под своим настоящим именем. Интернет позволяет это, причем сравнительно просто: уже сегодня для некоторых денежных расчетов в сети необходимо удостоверить свою личность. Когда эта технология распространится и упростится, можно быть уверенными, что православный верующий, как и любой уважающий себя человек, будет пользоваться только ею...
Помысел мне говорит, что идея о тотальном контроле в сети интернет идёт отнюдь не от засилья греха. Очень сомневаюсь, что "уважающий себя православный" купится на эту сладкую конфету "новой безопасной технологии - оставь о себе досье сам!" Скорее всего, большинство православных и вовсе откажутся от посещения сетевых ресурсов требующих тотальной идентификации. Просто идёт развитие нового информационного пространства и общества, и это пространство и общество, его создатели хотят и будут контролировать. Разве на этом сайте есть проблема матов и реплик сатанистов? НЕТ! Есть модератор, который следит за этим. Так что с помощью этой проблемы манипулируют мнением о свободе православных граждан в сети.
Ирина Лучевникова19 июля 2011, 23:48
Но ведь всё что делается в этом мире по воле Бога, поэтому и интернет, и телефон, и ТВ - всё это тоже по воле Бога.Нам не дано знать его промысел, но нам дано право выбора. Не нужно бояться, а просто нужно верить. Человек не может сопротивляться прогрессу, мне кажется мы должны использовать все научные достижения во благо, и пусть дьявол пытается изобретения человечества использовать в извращённой форме, я верю, что мы справимся и сможем отделить зёрна от плевел, и научим этому наших детей.
иеромонах Макарий18 июля 2011, 16:05
Дорогие читатели, признателен за отклики. Позвольте пару слов в ответ.

1) Про свт. Николая Чудотворца и его дело с Арием: ответ дал не столько о. Андрей Кураев, сколько проф. Ливерий Воронов, но в том же смысле. См. об этом "Свт. Николай как хулиган" на http://convent.mrezha.ru/

2) "Правильно ли я там отвечаю на вопросы каверзные. Я, даже не знаю надо ли с ними общаться?..." - ответ можно дать _только_ на живом опыте. Априори - _невозможно_. Пишет св. ап. Петр: "Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением". А св. ап. Павел: "Еретика, после первого и
второго вразумления, отвращайся".
Ольга13 июля 2011, 00:48
Лично мне помог о.Макарий посредством интернета. И поддержал и направил. Интернет даёт возможность преодолеть любое расстояние.И не единожды я смогла таким образом получить наставление. Всё зависит от человека- "чистому всё чисто". Кто-то режет ножом хлеб, а кто-то людей ножом жизни лишает.
Вера11 июля 2011, 12:38
Всем привет!
Прочитала запись в блоге уважаемого Иеромонаха Макария, "От болтовни до бомбы: русофобия на правах рекламы",
и хочу сделать маленькое дополнение. Возможно, среди верующих это распространено меньше, но среди обычных "светских" людей, причем образованных и, как кажется, думающих, очень сильна установка "в России ничего хорошего нет, не было и не будет, а все рассказы о былом величии - грубое вранье, как сегодня".

Никто им не оплачивает такие взгляды, они искренне так считают. Вряд ли они пишут на форумах, хотя, возможно, кто-то и пишет, но в дружеской беседе говорят. Очень им грустно от этого, но они действительно не видят ничего хорошего в нашей стране, в своей - в которой родились, выросли и живут. Так что не все наемники империализма, есть и те, кто искренне заблуждается...
marija 9 июля 2011, 00:25
Да всё верно, много хулы на православных. А, где же истинные православные, которые должны давать разъяснения тактично без агрессии. надо нам защищаться, ведь мы воины Христовы.Я даю комментарии на сайте" Гайдпарк". Теперь, я даже не знаю стоит ли мне посещать этот сайт. Правильно ли, я там отвечаю на вопросы каверзные. Я, даже не знаю надо ли с ними общаться. Но ведь возмущает, когда нападают не справедливо. Если надо, то благословите меня. Нет я уйду с сайта. Простите ради Бога.
Вика 8 июля 2011, 14:02
Интернет - инструмент. Как и молотком, с ним можно сооружать дома, а можно и убить кого-то )
Михаил Чернушенко 8 июля 2011, 11:15
Есть, конечно, психи, которые гадят в интернете, но еще больше просто оплачиваемых сетевых бойцов, которые сознательно ведут деструктивную работу. Для них уже есть термин - тролли. Россия и Русская Православная церковь - одна из их основных мишеней. Их заказчики и координаторы - англо-американские спецслужбы.
На эту тему можно почитать на сайте Николая Старикова.
Сергий 8 июля 2011, 10:53
Спаси Вас Господь! Человеку дан выбор и рассуждение. Можно все приписать дьяволу и бежать,бежать,бежать - от кого? от себя.Может стоит остановиться и с рассуждением делать выбор?!
На счет высказывания Татьяны "Всеми чтимый святитель Николай на первом Вселенском соборе дал пощёчину еретику Арию", давайте не приписывать кроткому и смиренному святителю Николаю, того что он не делал (по этому поводу отец Андрей Кураев дал исчерпывающий ответ).

Помоги нам Господи!
Татьяна 8 июля 2011, 03:54
Димитрий, о какой христианской любви к врагам Церкви Вы говорите! Лже-епископы - "волки в овечьей шкуре", оборотни в рясах, всё правильно. Любить и прощать можно личного врага, а не раскольников и еретиков. Всеми чтимый святитель Николай на первом Вселенском соборе дал пощёчину еретику Арию.
В том, что есть люди, которые отвращаются от церкви, большая вина врагов Церкви. Христиане питали любовь к людям, правильно, но не к врагам Бога, Церкви, а значит и людей.
Вера 7 июля 2011, 22:58
Спасибо,отец Макарий!Очень четко,конструктивно и воодушевляет!
Дмитрий, как насчет"люби врагов своих,сокрушай врагов Божиих"?
Дмитрий 7 июля 2011, 19:00
"лже-епископ Диомид и кучка подобных ему оборотней в рясах" - какая христианская любовь чувствуется в этих словах...
Недаром сейчас многие люди отвращаются от церкви. А в первые века христианства многие люди принимали крещение только потому, что были поражены той любовью, которую питали христиане друг к другу и к окружающим.
Прав Диомид или нет, решает Бог, а такое отношение к ближнему недопустимо.
Андрей 7 июля 2011, 18:39
Простите меня грешного! Но я не смог сдержаться, и оставляю свой комментарий: "Такие вещи, как ТВ, компьютер (интернет), мобильный телефон - это от дьявола! Это давно известно многим людям, но они молчат."
Евгений 7 июля 2011, 16:51
Не всё так безнадёжно как кажется и меня это радует! Помоги Вам Господи.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×