Православный календарьПравославный календарь
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.

В музее А.С. Пушкина открылась выставка, посвященная 300-летию со дня рождения Ломоносова

Москва, 5 сентября 2011 г.

«Тайна русской культуры» – так называется выставка, посвященная 300-летию со дня рождения Ломоносова.

Мемориальных вещей почти не сохранилось. Тем интереснее была задача, которую поставили себе сотрудники Государственного музея А.С. Пушкина, – рассказывают «Новости культуры».

Собрать экспозицию, интересную для публики, сегодня значит, прежде всего, придумать увлекательную концепцию.

«Мне всегда казался важным образ корабля для Ломоносова, – рассказывает автор концепции выставки Михаил Одесский. – Он сам сын корабела. Последний проект, над которым он работал, – это попытка открыть мореходный путь через Ледовитый океан. Корабль проходит через всю его жизнь. Корабль представлен в его лирике».

В корабле судьбы Ломоносова три отсека. В первом, поморском, самом темном – всего четыре светильника против 128, что будут в третьем, имитирующем залу. Самый яркий свет исходит от «Арифметики» Магницкого – первого учебника будущего академика. Мечта музейщиков – автограф 14-летнего Ломоносова в таможенной книге: он расписался за неграмотных архангельских купцов. Чтобы почувствовать поморскую эстетику, художник выставки изучал холмогорскую натуру.

«Какие-то найденные приемы, к примеру связанные с традиционным забором архангельских поморов, которые как угол, направление, дающее остроту, дизайнерскую среду, поворот, – они дали некий образный поворот к тому, как с этим можно было поступить. И создается такая околица, от которой он со своим обозом поехал в Москву», – рассказывает художник выставки Александр Конов.

Москва и Петербург. Ломоносов – ученый и поэт. Над высокопарными одами – портреты императоров и государственных мужей. А рядом – рукописные альбомы с малоизвестной любовной лирикой Ломоносова. Талантливый стихотворец еще придумывал театральные празднества и составлял программы фейерверков. А в веке XIX, в эпоху Пушкина, его именем клялись литературные противники – архаисты и члены общества «Арзамас». И те и другие считали себя последователями дела Ломоносова.

«Ломоносов воспринимался Пушкиным как создатель актуальной системы языков культуры, – говорит Дмитрий Ивинский, профессор филологического факультета МГУ, – за пределы которой пушкинское поколение не выходило. Именно Ломоносов закрепил в русской литературе язык европейской символики и эмблематики. Тот язык, на котором основывалась русская поэзия».

На государственном уровне Ломоносова чествуют с середины XIX века. На приеме в день его памяти – тематическое меню: говядина по-марбургски, архангельские рябчики.
Советский Ломоносов – это не только патриотический образ кичевых статуэток, тарелок, шкатулок. Это и идеал мистиков, которые видели в его деятельности символы тайного знания. Андрей Белый – приверженец учения антропософов – свой роман «Москва» посвящает архангельскому крестьянину. Его символом выступает Михаил Архангел, вводящий человечество в новую эпоху.

Чтоб попытаться разгадать тайну Ломоносова, нужно пройти этот путь: от темной холмогорской деревни к дворцовому свету. Но и здесь русский гений не поддастся разгадке – он до сих пор по ту сторону зеркала.

5 сентября 2011 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×