Иерей Михаил Сердюк по собственному опыту знает, как трудно вести разговор с женщиной, решившейся на убийство своего еще не рожденного дитяти. И потому он убежден: о грехе аборта надо обязательно говорить с молодежью, воспитывая в ней отвращение к этому преступному деянию. Такие беседы и организует отдел по социальному служению Белгородской и Старооскольской епархии. Об этом и других направлениях служения белгородских священников – беседа с отцом Михаилом, возглавляющим отдел.
– Отец Михаил, вы настоятель больничного храма блаженной Матроны Московской в Белгороде. И вот уже год возглавляете епархиальный отдел по социальному служению. Насколько тесны связи Церкви с лечебными учреждениями Белгородчины?
В нашем областном перинатальном центре и в двух городских роддомах также есть молитвенные комнаты и священнослужители, которые занимаются окормлением рожениц. Я сам регулярно посещаю городские роддома, провожу беседы с роженицами: отвечаю на вопросы, рассказываю им о Боге, Церкви, таинстве крещения, о том, как вести себя в храме… Говорю и о грехе аборта. Хотя женщины пришли в роддом рожать, но часто они, родив одного ребеночка, потом отказываются от рождения второго, третьего. Чтобы этого не происходило, я вот и занимаюсь, можно сказать, профилактической работой по предотвращению абортов среди рожениц. После таких бесед служу краткий молебен, благословляю присутствующих, а потом специально уже приезжаю, чтобы принять исповедь и причастить желающих; в среднем каждый раз бывает от 15 до 25 человек.
Храм во имя блаженной Матроны Московской в Белгороде |
Небольшое родильное отделение есть еще в хирургическом корпусе 1-й городской больницы. Там немного рожениц, но зато есть и батюшка, и больничный храм во имя святителя Луки Крымского, расположенный в небольшой комнате, которую нам отдали под храм лет 11 назад. И в храме этом есть икона с частицей мощей святителя Луки. Икона простенькая такая, письмо своеобразное: какой-то любитель писал. Но эта икона очень почитаемая.
– В Белгороде реализуется программа «Святость материнства». Расскажите, пожалуйста, о ней.
– Если говорить о программе «Святость материнства», то самая интенсивная работа у нас идет в областном перинатальном центре, где существует очень мощное реанимационное отделение для новорожденных с тяжелой патологией или недоношенных. Сюда привозят детишек, оказывающихся на грани жизни и смерти, со всей Белгородской области. Кстати, благодаря тому, что на Белгородчине есть такой центр, у нас очень маленькая смертность среди детей по сравнению с другими регионами. Здесь проходят и роды с патологией. В перинатальном центре едва ли не десять лет работает отец Сергий. В обязательном порядке он посещает рожениц, проводит беседы с ними, благословляет на роды, исповедует и причащает. При желании родителей он также совершает крещение детей прямо в реанимационном отделении, в кювезах, где лежат эти детишки. Кювез – это такой ковчег, инкубатор, в котором поддерживается определенная температура и где ребенок часто бывает подключен и к аппарату искусственного дыхания. Мы открываем окошечки в кювезе, кропим младенца, совершаем миропомазание полным чином. У нас стерильные поручи, специальный подрясник и епитрахиль. Но для полного воцерковления мальчика нужно в алтарь занести, это мы потом совершаем, если он по милости Божией выживает. Ну, и сразу мы молимся об этих детях. В год мы крестим около 400 детей.
Крещение очень важно для вечной жизни. Говорится ясно: «Кто не родится от воды и Духа, тот не войдет в Царство Небесное». Когда детки после крещения выживают, конечно, их родные начинают воцерковляться, потому что они понимают: эта помощь была от Бога.
– А врачи в больницах верующие?
Освящение поликлиники №8 в Белгороде |
Проектов, которые по благословению нашего владыки архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна совершаются совместно с департаментом здравоохранения при участии священнослужителей, очень много. Конечно, ведется работа и по снижению количества абортов. Причем не мы предлагаем проекты, а нам звонят. Вот в городе Губкине, например, есть противоабортная комиссия, которую возглавляет заведующий женской консультацией. Сейчас законодательством введены семь дней тишины, но и до этого комиссия сама своей властью устанавливала срок «тишины»: если ты хочешь сделать аборт, пойди побеседуй с заведующим отделением, с психологом, со священником – отцом Георгием Кравцовым.
Эта работа очень тяжелая. Знаю по своему опыту, как трудно говорить с женщиной, решившейся сделать аборт. Ей и так плохо, а мы давим и давим, рассказывая о негативе. Поэтому приоритетным считаю взаимодействие не только с департаментом здравоохранения, но и с департаментом образования и молодежной политики.
– То есть вести профилактическую работу в вузах, колледжах, школах?
– Да. Так, в Белгородском университете (БелГУ) в нынешнем учебном году мы планируем проводить регулярные беседы на всех первых курсах всех факультетов. И впредь делать это будем ежегодно. Мы разрабатываем презентацию и передвижную выставку, которая достаточно впечатляет.
Стабильную просветительско-профилактическую работу я хочу наладить и в других вузах. После 10-минутной беседы со священником мы будем показывать фильм, например «Безмолвный крик» или ему подобные. Таких фильмов много сейчас, и они оказывают сильное воздействие. Но для молодых людей важно и один на один со священником поговорить, задать вопросы. Поэтому будут и лекции, и индивидуальные беседы.
– А есть ли взаимопонимание с ректором БелГУ, с ректорами других вузов, с директорами школ?
– Взаимодействие со школами, колледжами, средними учебными заведениями налажено. С директорами школ вообще нет никаких проблем. У нас все школы закреплены за храмами или, наоборот, храмы – за школами. Бывает, что директор просит и школу освятить. Вот в одной из школ я перед педсоветом провел молебен на освящение школы и молебен на начало всякого доброго дела. Собрался весь педагогический коллектив – 90 человек. Потом мы обошли все кабинеты и окропили их.
– Очень хорошее начинание. А вот в московских школах ситуация совсем иная. В ту школу, где училась моя дочь, за все годы ее учебы ни разу не пришел ни один батюшка.
– В Белгороде тоже батюшек на все школы не хватает. Разве могу я один встретиться со всеми учениками, которых тысячи, и все они разного возраста? Поэтому мы стремимся больше работать с преподавательским составом, так как педагоги сами часто не воцерковлены. И это я считаю основным направлением в работе со школами.
– Батюшка, вы ведь медик по образованию. Расскажите немного о себе.
– По специальности я медицинский психолог. В зрелом возрасте пошел в семинарию, принял сан священника. Но остался при больнице. Я и сейчас окормляю областную психоневрологическую больницу. Также преподаю в семинарии пастырскую психиатрию. А наши семинаристы обязательно проходят социальную практику в больнице.