«А воз и ныне там…»

Центр конгрессов в Дохе
Центр конгрессов в Дохе
11–13 декабря в Дохе, столице Катара, состоялся четвертый ежегодный форум Альянса цивилизаций ООН – международной ассоциации, созданной в 2006 году по инициативе Генерального секретаря ООН в качестве форпоста против нарастающей волны взаимоотчуждения, ненависти и насилия. За прошедшие пять лет успехи в этой борьбе не были впечатляющими. Тем большая ответственность ложится сегодня на нас за ее продолжение. Наша задача, как сказано в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», цитирующих Вл. Соловьева, не превратить землю в Царствие Божие, а удержать ее от сползания в ад.

Более 2 тысяч участников собралось здесь, где палевые пески пустыни встречаются с бирюзовыми водами Персидского залива, для разговора между нациями, культурами и религиями планеты Земля. Миллионный город без единой капли собственной пресной воды встречает нас теплым бризом, шелестом пальм и открытым доброжелательством жителей. В этой мусульманской стране каждый прохожий приветствует православного священника словами «Салям алейкум», а христиане – на улице, в порту, в магазине – «Эвлогите, абуна!» Большинство населения Катара – приезжие, временные работники из Ирака, Палестины, Судана, Эфиопии, Ливии, Туниса, Пакистана, Бангладеш, Шри-Ланки, Сирии, Киргизии… «Все промелькнули перед нами». Только полиции нигде не увидишь: ни к чему.

Неудивительно, что в конференц-залах, холлах и переходах колоссального Центра конгрессов, словно в зеркале, отразилась вся жизнь страны. Вот за компьютером у стола регистрации трудятся три молодых девушки: у одной лицо скрыто и лишь глаза сверкают через узкую прорезь, другая одета как православная монахиня, а третья – по современному европейскому обычаю: в блузке и в брюках – но нет ни малейшего несогласия, отчуждения, дисгармонии ни в их облике, ни в разговоре, ни в поведении – приветливом, спокойном, полном достоинства и дружелюбия.

Та же атмосфера и среди рядовых участников форума. Но чуть только открывается пленарное заседание и президиум занимают всевозможные важные лица, как… начинается формальная говорильня и бесплодное сотрясение воздуха. Лишь изредка, когда с трибуны прорывается живая боль одного из упомянутых народов, в зале раздаются аплодисменты – не вполне уместный и бессильный жест сострадания…

* * *

Почему так? Это было ясно всем еще до начала форума и с тем большей очевидностью проявилось в Центре конгрессов. Мы собрались для межрелигиозного диалога, не так ли? Не маскируясь ли религиозными флагами, творят сегодня свои черные дела слуги сатаны? Не указано ли религиозное просвещение в числе приоритетных стратегических направлений Альянса цивилизаций? Не об этом ли говорит программа форума? Итак, где же религиозные лидеры? Где возглавители религиозных общин, патриархи и епископы, имамы и муфтии, раввины и ламы, способные говорить от лица верующих, рассеять ложь и высказать истину? Их нет. Пригласить их религиоведы от ООН не сочли полезным.

На трибунах и в президиумах – чиновники и парламентарии, председатели фондов и секретари ассоциаций, предприниматели и предпринимательши, профессора и журналисты – кто угодно, только не духовные лица. И этот печальный факт говорит об уровне межрелигиозной дискуссии гораздо громче, чем все тысячеваттные динамики Центра конгрессов, вместе взятые.

Одним из ключевых лозунгов нынешнего форума было доверие. В самом деле, восстановить и укрепить доверие между людьми, между верующими разных конфессий – важная и благородная задача. И к ее решению вполне можно было бы приступить, собрав вместе религиозных лидеров, всех тех, кому доверяют миллиарды верующих по всему миру, для честного и серьезного разговора с чиновниками, политиками и общественниками. Но неужели руководство Альянса цивилизаций не осознает, что их нынешний подход к межрелигиозной дискуссии подрывает остатки доверия в людях?..

Закономерным финалом была речь создателя и руководителя Альянса цивилизаций бывшего президента Португалии г-на Жорже Сампайо на пленарной сессии второго дня форума: его дежурные фразы об укреплении доверия, улучшении взаимопонимания, устранении отчуждения и т.п., словно в старом анекдоте про бездарного проповедника, летели в совершенно пустой зал: все разбрелись кто куда поговорить с друзьями за чашкой кофе, бокалом сока, холодными и горячими закусками или на свежем ветерке с залива. А мне запомнилась фраза, сказанная пожилым раввином Артуром Шнейером: «Пока религия не станет решением, она, безусловно, останется проблемой».

Иеромонах Макарий (Маркиш)

19 декабря 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Валерий27 декабря 2011, 10:46
Во многом прав Ярослав... Так все хитросплетено в нынешнем мире.. Что порой нам так тонко подменяют закон божий, законом человеческим, любовь - этикой и моралью... а это от того что сами мы в основной массе не сведущие даже в своей собственной вере - еще и пытаемся рассуждать о других... и вот в этом разрезе и стоит посмотреть на статью иеромонаха Макария. Давайте научимся смотреть внутрь, а не наружу... со своей душой не знаем как быть, как со своими страстями совладать и тут же пытаемся поправить все мироустройство... нашего ли ведомства замашки??
Елена22 декабря 2011, 07:43
Отец Макарий, спасибо за эту и другие статьи и за ваше служение Богу и людям!
Ярославу: Где в статье отца Макария вы увидели призывы к "явному нечестию"?
Кравец Ярослав21 декабря 2011, 14:19
Интересно, отче, что вы скажете св. Екатерине, когда увидитесь с ней лицом к лицу?

А что скажете всем мученикам, от "традиционных религий" пострадавших, начиная от св. Стефана аж до наших дней(от иудеев, магометан, язычников пострадавших).

Что скажете всем Отцам 7 Вселенских соборов, которые тоже могли с Арием да с Несторием "традиционные ценности" отстаивать как то: борьба с блудом, алкоголизмом. непочитанием старших и т.д.. Что скажете?

Что скажете св. Иоанну Златоустому, который говорил "Подлинно, целомудрие еретиков хуже всякаго распутства"(http://lib.eparhia-saratov.ru/books/08z/zlatoust/zlatoust1_1/52.html)?

А св. Григорию Богослову? : «Да не подумают, однако же, будто бы я утверждаю, что всяким миром надобно дорожить. Ибо знаю, что есть прекрасное разделение, и самое пагубное единомыслие; но должно любить добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом ... Но когда идет дело о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требования времени и властителей и вообще на все, нежели приобщаться лукаваго кваса и прилагаться к зараженным. Всего страшнее – бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем учения веры и истины»

К сожалению, то что мы видим в церкви сейчас - банальная подмена христианства гуманизмом.
иеромонах Макарий21 декабря 2011, 13:08
К чему эта статья? - Объясняю.

Скоро я умру (как, впрочем, и каждый из читателей), и Господь спросит меня на Страшном Суде: "Что сделал ТЫ, чтобы помочь Моим людям освободиться от рабства ненависти, злобы и невежества?"

И дабы не остаться безответным перед Ним, я и написал эту статью.
Светлана21 декабря 2011, 12:22
Приятно, что "В этой мусульманской стране каждый прохожий приветствует православного священника словами «Салям алейкум»".
Недавно мне одна мусульманка объясняла, что мусульманин по примеру Мухамеда не должен желать иноверным мира - и в приветствии лишь отвечать "и тебе того же"
православный20 декабря 2011, 16:57
Спаси,Господи!
lamps20 декабря 2011, 13:16
К чему эта статья, я так и не понял?!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×