Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.
***
Он выказал такое рвение к аскетическим подвигам, что превзошел всех прочих опытных монахов. Часто Кутберт проводил ночи в бдении, стоя в ледяной воде, дабы победить тиранию сна. По преданию, по утрам к нему приходили выдры и, чтобы согреть святого, нежно вылизывали его одеревеневшее от мороза тело. Он также показал пламенную ревность в борьбе против языческих обычаев населения этого края и в проповеди Благой Вести. Много было тех, кто приходил к молодому монаху исповедать грехи и получить его святые наставления, дабы изменить свою жизнь.
Спустя несколько лет святой Эата взял его с собой, когда решил основать Рипонский монастырь. Святой Кутберт и там проявил любовь к людям, взяв на себя заботу о гостях. Однажды он принял ангела, который в знак признательности оставил после своего ухода три хлеба необыкновенной белизны.
Кельтские монахи были вынуждены покинуть Рипонский монастырь после того, как святой Вилфрид начал вводить римский обряд в этих землях. Кутберт вернулся в Мелроз, где был выбран настоятелем вместо святого Бойсила, скончавшегося от чумы. Заболев в свою очередь, он был избавлен от недуга молитвами монахов.
Святой Кутберт распространил свои проповеднические труды на все королевство Нортумбрия[4]. Он проводил иногда целые месяцы в разъездах, проповедуя слово Божие в самых отдаленных местах и исцеляя больных с помощью благодати, дарованной ему Богом в изобилии.
Когда римский обряд все-таки восторжествовал на Соборе в Уитби (664), епископ большого Линдисфарнского монастыря-епископии, от которого зависел Мелроз, вернулся на Иону вместе с монахами – приверженцами кельтских традиций. Управление Мелрозским монастырем вновь перешло к святому Эате, которому помогал святой Кутберт.
Кутберт, ни в чем не отказываясь от суровости своего подвига (ведь он спал лишь одну ночь из трех или четырех), управлял общиной и людьми, которые зависели от монастыря, внушая им свою всепоглощающую любовь к Богу. Он ни разу не отслужил литургию, не пролив обильных слез, и слезами и стенаниями побуждал народ сослужить ему более, нежели напевами, приятными для слуха. Ревнуя об отвержении пороков и несправедливостей, он прикладывал еще больше усердия к прощению искренне кающихся грешников. Он плакал о грехах, которые ему приходилось отпускать на исповеди, и тайно исполнял в своей келье те епитимии, которые накладывал, а своей снисходительностью исцелял болезни не только души, но и тела.
Святой Кутберт мудро руководил обителью 12 лет. Затем он получил позволение уединиться на пустынном острове, называемом Фарн. До него никто никогда не осмеливался там селиться из-за демонов, устроивших себе жилище на острове. Человек Божий выдолбил в камне две маленькие кельи, откуда мог видеть лишь небо, и, вооружившись верой, принялся доблестно сражаться, вознося нерассеянную молитву днем и ночью. Он настолько приблизился к Богу, что ему были подвластны стихии и по его зову прилетали морские птицы, чтобы разделить с ним пребывание на острове. С того времени их так и назвали – птицы святого Кутберта.
Сначала монахи Линдисфарнского монастыря, а затем благочестивые люди из всех уголков Британии стали приходить к келье святого отшельника за наставлением и благословением. Он умел наделить каждого подходящим лекарством, утешая, советуя или укоряя. Постепенно он стал разговаривать с посетителями только через узкое окно, которое в итоге велел заделать, чтобы постоянно пребывать наедине с Богом.
Восемь лет провел Кутберт в святом уединении. И вот король Нортумбрии пришел лично в сопровождении знати и монахов Линдисфарна, дабы просить человека Божия принять епископский сан, к чему его обязал Собор в Туайфорде. По просьбе Кутберта хиротония была отложена на шесть месяцев, а затем он был рукоположен в Йорке 26 марта 685 года святым Феодором Кентерберийским (память 19 сентября). Кутберт был тотчас назначен епископом Линдисфарнским.
Сразу же по восшествии на кафедру он объехал огромную епархию, не пропуская и самой малой деревушки, для того чтобы учить, крестить, освящать церкви, посещать монастыри, раздавать милостыню и чудесным образом исцелять, поскольку тогда свирепствовала эпидемия чумы. Он проявил величайшую пастырскую активность и за два года сделал столько, сколько большинство епископов не сделали за все время своего архиерейства.
После Рождества 686 года, почувствовав, что приближается время его ухода из жизни, святой сложил с себя обязанности и вернулся в уединенную келью на остров Фарн. В течение двух месяцев он усиливал строгость подвигов, затем тяжело заболел. Кутберт отвергал любую человеческую помощь и доблестно сражался против бесовских нападений, более ужасных, чем в какое-либо другое время своей подвижнической жизни. Когда монахи из Линдисфарна пришли его навестить, он дал им последние наставления по управлению монастырем и указал место своего погребения. При этом подвижник попросил похоронить его в куске ткани, которую подарила ему настоятельница монастыря в Тайнмуте по имени Верка, его духовный друг. 20 марта 687 года Кутберт наставил присутствовавших при его ложе сохранять в Церкви единство и мир и пребывать в верности монашеским традициям святых отцов, после чего отошел ко Господу, устремив взгляд в небо.
Его тело, оставшееся нетленным, было впоследствии перенесено в Линдисфарн, затем в X веке – в величественный Даремский собор. Там святые мощи на протяжении веков привлекали к себе благочестивых людей со всей Англии. От мощей происходили многочисленные чудеса вплоть до времени реформ Генриха VIII (1536), когда их спрятали, чтобы избежать осквернения. Они были вновь обретены в 1827 году во время проведения строительных работ и вновь заняли свое место в кафедральном соборе.
Составитель — иеромонах Макарий
Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство
Сретенского монастыря