10 января

"Л.А.
Л.А. Тихомиров
1903 год – Прозвучали первые предложения о восстановлении патриаршества в России.

В «Московских ведомостях» видный публицист, политический деятель Л. А. Тихомиров опубликовал большую статью под названием «Запросы жизни и наше церковное управление». В ней откровенно заявлялось, что необходимо восстановить нарушенный Петром I строй церковного управления, что «учреждения 1721 года вышли неудачными», хотя, по мнению автора, принципиально и не исказили государственно-церковных отношений. Подобная поправка в тех условиях была необходима, поскольку позволяла говорить о реформе, избегая критики государственного всевластия в церковных делах. Именно поэтому Тихомиров акцентировал внимание на том, что церковное управление построено не сообразно с собственными законными принципами и основная причина тому – сохранение устарелого принципа коллегиальности, введенного сподвижником Петра – архиепископом Феофаном Прокоповичем под прикрытием идеи соборности.

Предложения сводились к следующему. Прежде всего Тихомиров считал необходимым возобновить и время от времени созывать Поместные Соборы, которых Святейший Синод никак не может заменить. Во-вторых, в самом Святейшем Синоде требуется разъединить функции, «ошибочно слитые воедино по вине несостоятельной и всюду отброшенной идеи коллегиальности». Это значило, что первенствующий член Святейшего Синода («митрополит резиденции государя императора») получит все права Синода по управительным функциям, т. е. права патриарха. Далее, остальной состав Святейшего Синода сохранит свои совещательные функции, при этом его состав усилится присоединением к вызываемым членам ученых архимандритов и протоиереев. Обер-прокуратура в результате проведенных изменений должна вернуться к своей основной функции государственного надзора за законным течением дел церковного управления. Этому должна способствовать и передача права контактов с верховной властью от обер-прокурора первосвятительствующему митрополиту или патриарху, «если первосвятитель получил бы такое наименование, для того, чтобы не умалять внешнего престижа России в отношении восточных патриархий и особенно в отношении Рима».

Таким образом, резюмировал Тихомиров, все было бы приведено в действенное состояние, тем более что органы церковного управления не уничтожены, а как бы «зарыты» в смешении всех в одно учреждение и поэтому лишаются «возможности исполнить удовлетворительно хотя бы и одну из возложенных функций».

Подход публициста к проблеме нельзя не признать исключительно тонким: понимая бесперспективность критики синодальной системы и проведенной Петром I в XVIII в. церковной реформы, Тихомиров предлагает вернуться к мысли великого преобразователя России о «сильном и важном правительстве церковном», подмечая, что этого одинаково требуют интересы и Церкви, и государства. На фоне постоянно звучавших тогда заявлений о росте неверия и слабом влиянии Церкви не только на образованное общество, но и на простой народ мысли автора могли встретить самое внимательное и доброжелательное отношение.

Так и получилось. На работу Тихомирова обратили внимание все, интересовавшиеся проблемами церковных реформ. Но у некоторых читателей возникали большие сомнения в возможностях государственной власти решить их. «Тихомиров Лев пишет… необходимо восстановить законный строй Церкви, – но это дело не правительства, а государства. Но где государство? Да и что такое? Само общество? Но как оно может говорить? Все же тут неминуемо сосредоточивается на государе. Государю же я говорил подробно об отношениях его власти (власть] мирская) к Церкви. Но... кроме одобрения моим взглядам – ничего не вышло!» – отмечал в дневнике генерал А. А. Киреев, видный славянофил, публицист, член петербургского отделения Общества ревнителей религиозного просвещения, впоследствии – один из главных защитников идеи объединения старокатоликов с Русской Православной Церковью. Старый генерал поторопился в своих заключениях – государь император не только одобрил его взгляды, но и проявил неподдельный интерес к работе Тихомирова. Работа эта в 1903 г. вышла отдельной брошюрой и была представлена на высочайшее имя.

1924 год – Решением Верховного суда РСФСР из Бутырской тюрьмы освобождены проходившие по делу с патриархом митрополит Арсений (Стадницкий), архиепископ Никандр (Феноменов) и П. В. Гурьев.

По сообщениям сотрудника ГПУ, за короткое время пребывания на свободе архиепископ Никандр (Феноменов) побывал у святителя Тихона и выразил желание быть освобожденным от кафедры архиепископа Крутицкого. Патриарх принял его отказ и на Крутицкую кафедру назначил архиепископа Петра (Полянского) с возведением его в сан митрополита. По этим же данным, митрополиту Арсению (Стадницкому) при выпуске из тюрьмы было сказано: «Если хочешь быть на свободе, сделай так, чтобы Тихон ушел на покой». Митрополит категорически отказался от этого предложения.

1972 год – В Брюсселе состоялась консультативная встреча представителей общественности стран Европы по вопросам мира и безопасности в Европе (10–13 января).

В состав делегации Советского комитета за европейскую безопасность входил митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.

1989 год – Состоялось заседание Священного Синода.

Синод имел суждение о проекте Закона Союза Советских Социалистических Республик о свободе совести, переданном Советом по делам религий при Совете министров СССР Священному Синоду на рассмотрение и внесение своих замечаний и предложений. В результате всестороннего обсуждения в проект были внесены соответствующие поправки и дополнения.

10 января 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×