1901 год – Вынесено определение Святейшего Правительствующего Синода за № 557 об отлучении от Церкви Л. Н. Толстого.
О необходимости такого шага в церковных кругах и среди православной общественности России говорили давно, но решиться на это было непросто: любое (даже оправданное) действие, направленное против великого писателя, имело огромный резонанс не только в России, но и в мире. Однако Толстой, задолго до
«И в наши дни Божиим попущением явился новый лжеучитель — граф Лев Толстой <…> в прельщении гордого ума своего дерзко восстал на Господа и на Христа Его, на святое Его достояние, явно пред всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви. <…> Он проповедует с ревностью фанатика ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской: отвергает личность Живаго Бога, во Святей Троице славимого, Создателя и Промыслителя Вселенной, отрицает Господа Иисуса Христа — Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради, человеков, и нашего ради спасения и воскресшего и мертвых, отрицает бессеменное зачатие по человечеству Христа Бога и девство до рождества и по рождеству Пречистой Богородицы, Приснодевы Марии, не признает загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все Таинства Церкви и благодатное в них действие Святаго Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из Таинств — Святую Евхаристию.<…> Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею. Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины (2 Тим. 2, 25). Молимтися, Милосердый Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй, и обрати его ко святей Твоей Церкви. Аминь».
Под определением стояли подписи: митрополитов Антония (Вадковского), Феогноста (Лебедева), Владимира (Богоявленского) и других членов Святейшего Синода.
Из сказанного следует, что иерархи не теряли надежды на возвращение Л. Н. Толстого в лоно Православия. Но, как известно, вплоть до своей смерти в
1923 год – Святейшему Патриарху Тихону предъявлено обвинение в том, что он являлся почетным членом Союза русского народа.
1959 год – Секретарь ЦК КП Молдавии Д. Ткач и уполномоченный по республике Совета по делам Русской Православной Церкви П. Роменский направили в ЦК КПСС письмо, которому суждено было стать последним штрихом в смещении Г. Карпова. Руины Трапезной церкви московского Симонова монастыря. Фото В. А. Десятникова. 1960-е гг.
Молдавские руководители желали уточнить доходы духовенства и выступили за отмену права Церкви приобретать транспортные средства для «нужд и обслуживания церковных органов».
В своем письме Ткач писал: «Постановлениями Совета Народных Комиссаров СССР от 22 августа
По мнению партийного лидера Молдавии, председатель Совета по делам Русской Православной Церкви был всецело на стороне Церкви, и в письме от 10 июля
В другом его письме, от 2 октября
Результат, по мнению Ткача, был ошеломляющим: «Уполномоченный по делам Русской Православной Церкви при Совете министров МССР, выполняя эти и подобные распоряжения, стал оказывать активную помощь церквам, монастырям в приобретении ими различных транспортных средств, сельскохозяйственных машин, электростанций, строительных материалов, тем самым способствовать расширению экономической деятельности религиозных организаций, обогащению духовенства, усилению влияния церквей и монастырей на население». Эти «вопиющие» факты, по мнению Ткача, нельзя было терпеть в социалистической Молдавии. И письмо с места (а сколько их было и сколько еще будет в истории Отечества ХХ в.), подписанное Ткачом, жестко выражало общественное мнение: «ЦК КП Молдавии просит Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза поручить Совету министров СССР отменить постановление СНК СССР от 22 августа
Этого удара Г. Г. Карпов уже не вынес. Он остался один на один с новой политической реальностью, которая, используя лозунг «борьбы со сталинизмом», уничтожала и позитивные явления, к которым, безусловно, относились государственно-церковные отношения послевоенного десятилетия. Отставка Карпова затянулась еще на год. За его спиной власть готовила «церковную реформу», рассчитанную на несколько десятилетий и направленную на изменение самих основ деятельности Русской Православной Церкви.
2000 год – В Москве прошел первый в истории нашей Церкви Конгресс православной прессы (5 - 10 марта).
На конгресс прибыли журналисты из большинства епархий Русской Православной Церкви. В ходе секционных и пленарных заседаний были рассмотрены все актуальные вопросы современной церковной журналистики.
Большой интерес вызвали доклад и последующая пресс-конференция митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений, а также выступления профессора Московской Духовной академии А. И. Осипова, диакона Андрея Кураева.
Горячие дискуссии вызвал вопрос об освещении жизни Церкви на страницах светских изданий. Ему была посвящена специальная секция, а также круглый стол с участием главных редакторов светских средств массовой информации.
В завершение своей работы конгресс сделал первый шаг к созданию Союза православных журналистов — творческого общественного объединения, учреждаемого для содействия Русской Православной Церкви в ее миссионерском служении, для улучшения координации и взаимодействия между церковными журналистами, а также для повышения их профессионального мастерства.