1922 год – Митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) заявил о своей готовности отдать церковные ценности.
Святитель Вениамин вместе с юрисконсультом Александро-Невской Лавры И. М. Ковшаровым явился в Помгол в Смольный и оставил там заявление, в котором было сказано, что Церковь готова пожертвовать все, но что верующие должны жертвовать добровольно. Митрополит требовал, чтобы во избежание кровавых столкновений в комиссию по изъятию введены были верующие люди, представители духовенства и мирян. Если же власти все-таки решат провести насильственное изъятие, то он, митрополит, благословить насилия не может.
1923 год – На заседании АРК приняты решения: «дело Тихона назначить к слушанию 25 марта и закончить 30 марта»; «просить Политбюро ЦК РКП дать точные директивы суду о мере наказания, приняв во внимание международную обстановку».Петроград. Процесс по делу об изъятии церковных ценностей. Подсудимые в зале суда. В центре в первом ряду - митрополит Вениамин. Июнь 1922 г.
Заместитель наркома юстиции Н. В. Крыленко поручил наблюдение за производством дознания и предварительного следствия по делу патриарха помощнику прокурора Судебной коллегии Верховного суда РСФСР Яковлеву.
В тот же день состоялось заседание Коллегии ГПУ, на котором было решено передать дела патриарха, архиепископа Никандра (Феноменова), П. В. Гурьева, архиепископа Серафима (Александрова) в Верховный суд РСФСР.
В марте 1958 года – Молодой священник Псковской епархии Сергий Желудков написал открытое письмо бывшему священнику-ренегату Павлу Дарманскому «Почему Вы порвали с религией?».
К началу
Распространение так называемого религиозного самиздата имело давние традиции. Самиздат как таковой зародился еще до Великой Отечественной войны и как раз в среде людей верующих, которые очень рано были лишены советской властью возможности легально печатать и распространять религиозную литературу. Именно она и получила хождение в самиздате, в рукописях и машинописи расходясь среди верующих. Здесь были сборники проповедей и религиозно-философские трактаты, творения святых отцов и новых подвижников, прежде всего — новомучеников, здесь были художественная проза и стихи, и, наконец, целые рукописные (машинописные) журналы.
Протоиерей Валентин Свенцицкий |
И в 1960-е гг. среди основных произведений религиозного самиздата был сборник проповедей этого видного церковного деятеля «Монастырь в миру». Большой комплекс самиздатовской литературы хранится в следственном деле
Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил,
ты не задел Его своим пером нимало.
Разбойник был, Иуда был —
тебя лишь не хватало.
Ты сгустки крови из Христа копнул ногой,
как толстый боров.
Ты только хрюкнул на Христа,
Ефим Лакеевич Придворов.
1940-е гг. обогатили самиздат религиозно-философской книгой архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) «Дух, душа, тело».
С конца 1950-х гг. объем самиздата начал быстро расти. Уже в сентябре
В марте
«Можно потерять веру, иногда это бывает нужно по ходу нашего духовного развития, но никогда, никогда не станет человек оплевывать и публично поносить то, что действительно было его святыней. А Вы это сделали, черта заведомой безнаказанности в Вашей ругани против безмолвствующей Церкви была особенно отвратительна. Конечно, неверующие осудят эту, извините, пропаганду подлости, с которой Вы выступили от имени атеизма: как же мы будем строить лучшее общество, если каждый из нас будет так низок...»
27 мая
Первый Иуда, предавший Христа,
чувствовал — совесть его нечиста.
Мучился, точно в кипящем котле,
и успокоился только в петле.
У Дулумана иная сноровка.
Совести нет, не нужна и веревка —
был бы лишь туго набитый карман...
Умер духовно Евграф Дулуман.
К началу 1970-х гг. о. Сергий Желудков написал книгу «Почему и я – христианин?», в которой разбирался вопрос, почему люди сознательно приходят к вере в Бога и христианству. В 1970—1971 гг. в самиздатовском варианте она уже широко распространялась по стране, а в
Н. Е. Пестов. 1960-е гг. |
Активным автором самиздата в конце 1950-х гг. был А. Э. Краснов-Левитин, в прошлом обновленческий диакон, друг и почитатель Александра Введенского, в послевоенные годы отбывавший лагерный срок. После освобождения он становится одним из авторов «Журнала Московской Патриархии» (правда, статьи его печатались под вымышленными фамилиями). В начале 1960-х гг. он вместе с В. М. Шавровым написал «Очерки по истории русской церковной смуты» — книгу, посвященную главным образом обновленчеству. Тогда же Краснов-Левитин писал и апологетические статьи, распространявшиеся в машинописных копиях, часто это были полемические ответы на антирелигиозные публикации советской прессы. В
В 1960-х гг. на Западе было опубликовано несколько писем Б. В. Талантова, преподавателя математики в высших учебных заведениях г. Кирова, сына священника, расстрелянного в
Он был автором «Открытого письма верующих Кировской (Вятской) епархии патриарху Алексию и всем верующим Русской Православной Церкви» от 10 ноября
30 марта
Выступления священнослужителей и мирян-публицистов отчасти затрудняли проведение антицерковных мероприятий, хотя их протесты появились с некоторым опозданием, когда хрущевская кампания закончилась и положение Церкви несколько стабилизировалось. Эти протесты пусть в малой степени, но все же ослабляли давление государства на Церковь. В то же время нападки церковных оппозиционеров на Патриархию подрывали ее авторитет, вносили смущение в умы церковных людей, особенно из новообращенных, служили для них соблазном.
Совсем иную роль играли распространявшиеся в самиздате труды по апологетике, богословию, гомилетике. Эти произведения церковного самиздата свидетельствовали о том, что творческая жизнь Церкви не прекращалась и в страшные годы гонений.