В марте 1903– В газете «Московские ведомости» опубликована статья Л. А. Тихомирова «Государственность и религия». Л.А. Тихомиров
Автор статьи выступал против усвоения государством религиозного индифферентизма как принципа, так как религия всегда неразрывно связана с нравственностью. Исходя из этого автор говорил, что потребность охранить и развить общественную нравственность естественно приводит государство к связи с Церковью. Поэтому-то так важно правильно поставить союз гражданского и духовного общества, чтобы они друг другу не только не мешали, но и помогали.
Затем публицист вполне логично обращался к формулированию главной задачи – как государству «дать Церкви самостоятельность, возможность быть такою организацией, каковою она должна быть по своим законам, и при этом остаться с нею в союзе». При этом Тихомиров полагал, что имеет право быть оптимистичным и ожидать позитивного решения государственно-церковного вопроса, от которого зависит «союзное существование государственности и религии». Оптимизм публициста оправдывался тем, что интерес светских властей к церковным проблемам чувствовался тогда вполне явно.
1918 год – На Поместном Соборе принято определение о единоверии.
В иной политической обстановке оно могло бы сыграть более важную роль по объединению с Церковью-Матерью не только «православных старообрядцев» (как называли единоверцев), но и какой-либо части «австрийцев». В революционных же условиях определение стало лишь свидетельством полного понимания членами Собора существа этой старой и больной для русского религиозного сознания проблемы. Определение было принято на основании материалов, подготовленных Предсоборным Советом. Согласно его первому пункту, единоверцы провозглашались чадами Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, которые, с благословения Поместной Церкви, при единстве веры и управления, могут совершать церковные чинопоследования по богослужебным книгам, изданным при первых пяти патриархах, строго сохраняя древнерусский бытовой уклад. Собор разрешил и вопрос о введении должностей викарных единоверческих епископов (эти должности были установлены в большинстве епархий; около 30 архиереев). С того времени и приходская община могла самостоятельно решать вопрос о присоединении к единоверию (если четыре пятых ее состава выражали желание принять старый обряд). Без данного определения, думается, невозможно было бы и решение Поместного Собора
1922 год – Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) созвал совещание московских благочинных, на котором заслушано обращение Святейшего Патриарха. Церковные ценности, изъятые из храма Христа Спасителя. 1922 г.
Столичные и приходские советы выносили решения о недопустимости изъятия богослужебных предметов. Снова, как и в первые месяцы после издания декрета об отделении Церкви от государства, миряне начали организовываться в дружины для охраны храмов.
Весной 1962 года – Православное духовенство в стране было переведено на ежемесячную зарплату вместо получения определенной части приходского дохода.Патриарх Алексий I совершает богослужение в Богоявленском соборе. 1960-е гг.
Эта важная реформа в приходской жизни, связанная с инициативой архиепископа Дмитровского Киприана (Зернова) (в 1961 - 1964 гг. — управляющий делами Московской Патриархии), должна была, по его мысли, снизить налоговое бремя священнослужителей. После того как в конце 1950-х гг. были введены налоговые ставки с доходов священнослужителей, прежняя система содержания духовенства стала источником многочисленных конфликтов между клириками и финансовыми органами. В разговоре с В. А. Куроедовым архиепископ Киприан предложил установить священнослужителям твердую зарплату и с нее отчислять налоги.
Духовенство к этой реформе относилось по-разному. Это и понятно: ведь государственные органы использовали ее как дополнительный повод для нажима на непокорных священнослужителей — продолжавших получать плату непосредственно от верующих десятками снимали с регистрации.
С июля была также введена регистрация 5379 учтенных в СССР штатных псаломщиков. Приходские советы всеми мерами очищались от членов клира, молодежи, «религиозных фанатиков». В соответствии с постановлением комиссии по текущим делам президиума Совета министров СССР от 3 июня ВЦСПС пересмотрел и значительно сократил круг лиц, работавших в религиозных организациях, на которых распространялись трудовое законодательство, права членов профсоюзов. Была введена рабочая неделя со скользящим выходным днем, лишавшая верующих возможности присутствовать на воскресных богослужениях. В