Русская Православная Церковь ХХ век8 марта

1922 год – В ГПУ состоялось совещание, определившее тактику антицерковной работы.

В протоколе совещания в ГПУ говорилось: «…Аппарат духовенства, возглавляемый Тихоном, разворачивает все шире и шире свою работу».

Е. А. Тучков в одном из докладов руководству писал: «Момент изъятия церковных ценностей послужил как нельзя лучше к образованию обновленческих противотихоновских групп сначала в Москве, потом по всей С. С. С. Р. До этого времени как со стороны органов ГПУ, а также и со стороны нашей партии обращалось на церковь внимание исключительно с информационной целью, поэтому требовалось для того, чтобы обновленцы овладели церковным аппаратом, создать такой осведомительный аппарат, который можно было бы использовать не только в информационных целях, но и руководить через него всей церковью. Благодаря достигнутого в этом отношении успеха, органам ГПУ представилась полная возможность не только видеть, что делается в церковной среде, но и руководить через него всей Церковью».

Встреча митрополита Николая (Ярушевича) с бойцами и командирами Красной Армии. Встреча митрополита Николая (Ярушевича) с бойцами и командирами Красной Армии.
1944 год – Состоялась передача частям Красной армии танковой колонны «Димитрий Донской».

Это произошло на заснеженном поле у деревни Горелки, в 5 км к северо-западу от Тулы.

Св. 8 млн. руб., большое количество золотых и серебряных предметов было собрано на строительство 40 танков. Ок. 2 млн. руб. внесли верующие Москвы и Московской обл. От верующих Ленинграда поступил 1 млн. руб. Верующие Куйбышева собрали 650 тыс. руб.; Астрахани — 501 тыс. 500 руб.; Пензы — 500 тыс. руб.; Вологды — 400 тыс. руб.; Казани — 400 тыс. руб.; Саратова — 400 тыс. руб.; Перми — 305 тыс. руб.; Уфы — 230 тыс. руб.

Духовенство и верующие сельских церквей также вносили крупные суммы. Например, от Ивановской обл. было собрано св. 146 тыс. руб. Не было ни одного прихода, в том числе сельского, который бы не внес своего посильного вклада на строительство колонны. Глубоким патриотизмом исполнены воспоминания протоиерея церкви с. Троицкого Днепропетровской обл. И. В. Ивлева: «В церковной кассе денег не было, а их надо было достать… Я благословил двух 75-летних старушек на это великое дело. Пусть имена их будут известны людям: Ковригина Мария Максимовна и Горбенко Матрена Максимовна. И они пошли, пошли уже после того, как весь народ уже внес свою посильную лепту через сельсовет. Пошли две Максимовны просить Христовым именем на защиту дорогой Родины от насильников. Обошли весь приход — деревни, хутора и поселки, отстоящие в 5–20 км от села и в результате — 10 тыс. руб., сумма по нашим разоренным немецкими извергами местам значительная».

Вот так собирались те миллионы.

Колонна танков имени Димитрия Донского, 1944 г. Колонна танков имени Димитрия Донского, 1944 г.
Эстафету от верующих приняли рабочие танкового завода Челябинска. В короткий срок было построено 40 танков Т-34. Они и составили колонну с надписями на башнях боевых машин «Димитрий Донской». Грозную технику получили 38-й и 516-й отдельные танковые полки. К тому времени оба прошли нелегкий боевой путь. Первый участвовал в боях на Демянском плацдарме, под Вязьмой и Ржевом, освобождал Невель и Великие Луки, бил врага под Ленинградом и Новгородом. Второй, что особенно примечательно, до получения тридцатьчетверок от Русской Православной Церкви с честью оправдывал доверие дальневосточной молодежи, пройдя дорогами войны на танках колонны «Хабаровский комсомолец».

Под Тулой пути полков разойдутся: 38-й уйдет в юго-западные области Украины, 516-й — в Белоруссию. По-разному сложится военная судьба боевых машин из колонны «Димитрий Донской». Короткой и яркой будет она для 38-го полка, продолжительной и скрытной окажется у 516-го. Каждому, согласно штату, полагался 21 танк. Такое количество получил только 516-й полк, 38-му досталось 19 боевых машин.

Учитывая высокую значимость патриотического акта верующих, в день передачи колонны состоялся торжественный митинг, на котором перед танкистами по поручению Патриарха Московского и всея Руси выступил митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич). Это была первая официальная встреча представителя духовенства Русской Православной Церкви с бойцами и командирами Красной армии.

1946 год – Во Львове прошел «объединительный» Собор греко-католиков (8 - 10 марта).

Он совпал с 1-й седмицей Великого поста. Напечатанных приглашений было 225 для священников и 22 — для гостей из мирян. Но присутствовало 216 священников и 19 мирян из Львовской, Станиславской и Перемышльской епархий. Все заседания проходили в кафедральном соборе во имя св. Юра.

Собор начался с колокольного звона «Кирилла» в Успенской церкви, потом зазвонили и другие колокола. Во все дни Собора «Кирилл» звонил с 10 до 11 часов утра и с 5 до 6 пополудни.

После молебна «О призывании Святого Духа» о. Гавриил Костельник предоставил слово епископу Антонию (Пельвецкому) для доклада о деятельности «инициативной группы» по воссоединению Греко-католической Церкви с Православной. Во время его выступления в храм вошли посланцы от Московской Патриархии — епископы Макарий (Оксиюк) и Нестор (Сидорук) и управляющий делами Украинского Экзархата протоиерей Константин Ружицкий.

Речь епископа была выслушана в полном молчании. О. Гавриил сделал попытку втянуть присутствующих в дискуссию о разрыве с Ватиканом и воссоединении с Московской Патриархией. И на это не последовало ответной реакции. В прениях с о. Гавриилом выступили такие же «инициаторы»: священники Маринович и Лоточинский. По сценарию 1920-х гг. началось зачитывание телеграмм прихожан с требованием о немедленном воссоединении. («Требование с мест» — один из самых удачных внутриполитических приемов власти.)

Первый тягостный день закончился принятием постановления, из-за которого все и затевалось. Его можно разделить на четыре части:

1) аннулирование Брестской унии 1596 г.;

2) отделение от Римско-Католической Церкви;

3) возвращение к Православию;

4) воссоединение с Русской Православной Церковью в Советском Союзе.

Весь второй день был посвящен церковно-каноническому оформлению решения о воссоединении. Постановлено было направить обращение к патриарху с прошением о принятии (эти документы готовились властью с 1945 г.) в молитвенное и каноническое единение с Русской Православной Церковью. Не была обижена и власть: на имя председателя Президиума Верховного Совета УССР М. С. Гречухи тоже было послано обращение. Приветственные телеграммы от имени Собора были направлены и Константинопольскому Патриарху Максиму, и Московскому и всея Руси Алексию, и представителям центральной власти.

Московские разработчики не забыли и тех, кто не явился на это показное мероприятие. Для них было написано и принято специальное «Обращение к духовенству и верным Греко-католической Церкви в западных областях Украины». Документ просто уведомлял их о происшедшем событии — «добровольном воссоединении».

Все формальности второго дня закончились в 1500. Именно тогда в собор во имя св. Юра вошел митрополит Иоанн (Соколов), которому о. Гавриил Костельник передал полномочия председателя. Владыка торжественно открыл и зачитал грамоту патриарха Алексия о принятии в лоно Русской Православной Церкви своих чад. На украинском языке для присутствующих ее зачитал епископ Львовский и Тернопольский Макарий (Оксиюк).

Последний день Собора, 10 марта, воскресенье, был торжественным и начался праздничным богослужением, которое возглавил сам экзарх митрополит Иоанн. Накануне самолетом из Киева в дар «бывшим униатам» была доставлена икона Пресвятой Богородицы. Епископы Нестор и Макарий торжественно внесли ее в храм. Все торжества, а также и отдельные рабочие моменты Собора по указанию власти были засняты на кинопленку. Однако они практически неизвестны зрителю сегодня.

1990 год – Во Львове начались переговоры с представителями Римско-Католической Церкви об урегулировании конфликтной ситуации в Галичине (8 - 13 марта).

В этих переговорах участвовали по два представителя от Московской Патриархии, Украинского Экзархата Русской Православной Церкви, Ватикана и униатской Церкви. Была достигнута договоренность о том, что путем опроса населения с тайной подачей голосов в каждой местности (городе и селе) будет выявляться соотношение православных и униатов. Распределение храмов между конфессиями будет определяться результатами этих опросов. Религиозное большинство при наличии нескольких храмов в городе или селе получит больше храмов, при наличии двух храмов большинство получит храм больших размеров; если храм один, оно получит его, но с обязательством помочь общине меньшинства устроить молитвенный дом или выстроить новый храм.

8 марта 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×