Православный календарьПравославный календарь
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.

Слово в Неделю Всех святых


СкачатьMP3
(MP3 файл. Продолжительность 9:42 мин. Размер 4.7 Mb)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Образ Всех святых
Образ Всех святых
В прошлое воскресенье мы праздновали день Пятидесятницы, день схождения Святого Духа, день рождения Церкви Христовой. А сегодня мы созерцаем результаты действия Святого Духа в человеческой истории, видим те плоды, которые принесла Церковь в людских душах. Мы отмечаем день Всех святых.

Святых так много, как звезд на небе, есть среди них известные по именам и подвигам, и неизвестные, ведомые только Богу. Совсем недавно мы издали книгу «Синаксарь», шеститомник, в котором по возможности рассказано о каждом из святых, которые на сегодняшний день открыты и прославлены Церковью. Иногда это только имя и всего лишь несколько строк о жизни человека. Но в совокупности это дает впечатляющую картину духовного звездного неба, многообразной святости. Здесь есть святые императоры и домохозяйки, полководцы и земледельцы, монахи-аскеты и благочестивые праведники.

Звезда от звезды разнится в славе. Есть великие святые, подвигам которых мы можем только удивляться, но подражать – только на малую часть. Таковы, например, преподобный Антоний Великий или преподобный Сергий Радонежский. Мы можем ими восхищаться, можем усвоить дух и настроение их подвижнической жизни, но повторить их труды и подвиги было бы желанием весьма самонадеянным.

Однако есть и такие святые, жизнь которых, казалось бы, не так уж сильно отличается от нашей, просто они в определенный момент всего себя вверили Богу, и «сокровенный сердца человек» стал подлинным христианином, в полном значении этого слова.

Например, сегодня празднуется святого мученика Захарии Прусского, прославленного Греческой Церковью. Вот что повествует о нем Синаскарь.

Святой Захария родился в 1764 г. Он служил приходским священником в гор. Пруссе, в Вифинии, – сейчас это турецкий город Бурса. Для него стало обычным неумеренное употребление вина. Однажды в состоянии сильного опьянения он дошел до того, что отрекся от христианской веры и принял ислам.

Как-то раз, выпив много вина, он поссорился с бедной вдовой, которая не могла вернуть ему долг. Он отправился в суд подать на нее жалобу, но турецкие чиновники сказали, что не примут к рассмотрению жалобу человека, своим пьянством нарушающего законы ислама. И тут, парадоксальным образом, Захария осознал свое заблуждение и ответил, что отрекается от мусульманской веры и исповедует Христа Творцом и Господом. Он бросил на землю османский головной убор и стал топтать его ногами. Его заключили в тюрьму.

В темнице Захария плакал горючими слезами над своими грехами и просил, чтобы за него молились во всех городских церквях. На следующий день он предстал перед судом, но остался непреклонен и на все льстивые предложения чиновников отвечал, что ничто не может более поколебать его веру.

Его снова отправили в тюрьму, где он почувствовал, что к нему вернулась утраченная во время отступничества благодать Божия, наполнившая его несказанной радостью и желанием пролить кровь за Христа. Его подвергли страшным пыткам, о которых рассказывается в Синаксаре, однако его радость только возрастала. Единственной печалью было опасение умереть без покаяния и святого Причастия. По Промыслу Божию почтенные христиане города нашли способ тайно отправить к нему священника, который после исповеди причастил мученика.

Во время нового допроса Захария на все угрозы судьи казнить его громко возвещал о своей вере в Святую Троицу и призывал турок принять истинную веру. После вынесения смертного приговора его снова отправили в тюрьму, полагая, что страх заставит его изменить решение. Но и на следующий день, явившись в суд, христианин проявил еще большую готовность и радость — лицо мученика сияло, когда его вели к его собственному дому, выбранному местом казни.

Святому Захарии отсекли голову 28 мая 1802 года. Ему было тридцать восемь лет.

Как мы видим, очень непростая жизнь была у этого святого и даже тяжкие грехи, но однажды он сумел сказать себе: «Хватит! С сегодняшнего дня я христианин» - и засвидетельствовал это пред всеми, даже до мученической смерти…

Святость – это не почетная грамота за хорошо прожитую жизнь, не аттестат с оценками, где одни только пятерки. Святость – это свидетельство о том «да», которое однажды человек говорит на призыв Божий, на веяние Святого Духа. Говорит не просто устами, а полным изменением своего взгляда на жизнь, исправлением своего бытия.

В жизни каждого есть место ошибкам и заблуждениям, большинство из нас не избежало и тяжелых согрешений, но если мы хотим быть христианами, то мы призваны к святости, это практически синонимы. Об этом постоянно говорит в своих посланиях апостол Павел. Например, так: Бог «избрал нас прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Еф. 1, 4). То же самое утверждает апостол Петр: «По примеру призвавшего вас Святого и сами будьте святы во всех поступках» (1 Петра, 1, 15).

С нынешнего дня, с настоящего часа для нас открыта эта дверь – подлинно стать христианами. Блж. Августин сравнивал наше постоянное откладывание своего исправления – завтра! завтра! – с карканьем ворона. Долго мы еще будем каркать? Почему бы нам не исправиться?

Почему не сегодня? Почему не сейчас?..

Святость – это наше призвание, это наш категорический императив, без выполнения которого мы не можем называться христианами.

Комментарии
Тимофей16 июня 2014, 02:08
Какие замечательные, проникновенные и побудительные слова!Спаси Господи, отец Симеон!
Леван11 июня 2012, 01:38
Спаси Господи за поучительную проповедь!

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×