1918 год – Принято давно ожидаемое определение о православном приходе и приходский Устав. Заседание Поместного Собора Русской Православной Церкви. Фото 1918 г.
С принятием определения о православном приходе план церковного строительства можно было признать завершенным в главных чертах. Соборяне рассмотрели вопросы о высшем, епархиальном и приходском управлении. Они прекрасно понимали, что без возрождения живого прихода не могло быть и речи об успешности проведения других реформ, ибо приход — это фундамент Церкви. Согласно принятому Собором определению, приходом «называется общество православных христиан, состоящее из клира и мирян, пребывающих на определенной местности и объединенных при храме, составляющее часть епархии и находящееся в каноническом управлении своего епархиального архиерея, под руководством поставленного последним священника-настоятеля». Назначение прихода виделось в том, чтобы православные христиане содействовали друг другу в достижении спасения через христианское просвещение, добрую жизнь и благотворительность, имели заботу о своем храме, причте и приходе, а также о общеепархиальных и общецерковных нуждах как Российской, так и Вселенской Церкви. Предусматривалось также, чтобы приходский храм и приход были юридическими лицами. Совместная работа клира и мирян в управлении приходскими делами должна осуществляться на основах соборности — через приходское собрание и приходский совет. Право участия с решающим голосом в собрании, созывавшемся по постановлениям приходского совета не менее одного раза в полгода, принадлежит всем членам причта и прихожанам обоего пола, но не моложе 25 лет.
Приходский Устав в основных чертах повторял пункты Временного положения о приходе.
1918 год – Поместный Собор своим определением установил поводы к расторжению брачного союза, признав таковыми: отпадение от Православия; прелюбодеяние и противоестественные пороки; непотребность к брачному сожитию; заболевание проказой или сифилисом; безвестное отсутствие; принуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния; посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей; снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребства супруга; вступление одного из супругов в новый брак. Итак, Собор расширил число поводов к разводу, либерализовав прежнее законодательство. Но при этом было закреплено и положение о принципиальной нерасторжимости христианского брака.
1920 год – Начались занятия в Петроградском богословском институте, достойно продолжившем традицию Петроградской Духовной академии. Протоиерей Николай Чуков
На первый курс было зачислено 100 человек старше 18 лет, разного уровня образования, в том числе женщины. Ректором института стал настоятель Казанского собора протоиерей Николай Чуков.
1923 год – Сотрудники ГПУ зафиксировали крайнее негативное настроение населения в связи с предстоящим процессом над святителем Тихоном.
В сводке ГПУ о настроениях населения в связи с процессом над патриархом Тихоном говорилось: «В толпе замечается сильный подъем религиозного чувства, храмы переполнены как никогда. Тихона уже считают мучеником».
В тот же день сводка была направлена Ф. Э. Дзержинскому. Она и сыграла решающую роль в решении главы ГПУ просить Политбюро отложить процесс. Именно подъема религиозного чувства народа более всего опасались большевики. Дзержинский понял, что казнь патриарха, который уже выглядел мучеником в глазах народа, вызовет необыкновенный подъем религиозности; кроме того, как показывают сводки, сочувственно к патриарху относились и рабочие — опора власти большевиков. Это не могло не волновать Дзержинского, который, как никто, был информирован о положении дел в стране.
1993 год – Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин встретился В Кремле с главами и представителями основных конфессий и религиозных центров России.
Сербский дом, горящий позади танка КФОР. Косово 1999 г. |
1999 год – Святейший Патриарх Алексий II в сослужении Святейшего Патриарха Сербского Павла, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и собора сербских архиереев совершил в кафедральном патриаршем соборе во имя святителя Саввы Сербского в Белграде Божественную литургию и заупокойную литию по всем убиенным за время военной агрессии стран НАТО на территории Югославии.