Русская Православная Церковь ХХ век
20 апреля

"Заседание
Заседание Поместного Собора Русской Православной Церкви. Фото 1918 г.
1918 год – Принято давно ожидаемое определение о православном приходе и приходский Устав.

С принятием определения о православном приходе план церковного строительства можно было признать завершенным в главных чертах. Соборяне рассмотрели вопросы о высшем, епархиальном и приходском управлении. Они прекрасно понимали, что без возрождения живого прихода не могло быть и речи об успешности проведения других реформ, ибо приход — это фундамент Церкви. Согласно принятому Собором определению, приходом «называется общество православных христиан, состоящее из клира и мирян, пребывающих на определенной местности и объединенных при храме, составляющее часть епархии и находящееся в каноническом управлении своего епархиального архиерея, под руководством поставленного последним священника-настоятеля». Назначение прихода виделось в том, чтобы православные христиане содействовали друг другу в достижении спасения через христианское просвещение, добрую жизнь и благотворительность, имели заботу о своем храме, причте и приходе, а также о общеепархиальных и общецерковных нуждах как Российской, так и Вселенской Церкви. Предусматривалось также, чтобы приходский храм и приход были юридическими лицами. Совместная работа клира и мирян в управлении приходскими делами должна осуществляться на основах соборности — через приходское собрание и приходский совет. Право участия с решающим голосом в собрании, созывавшемся по постановлениям приходского совета не менее одного раза в полгода, принадлежит всем членам причта и прихожанам обоего пола, но не моложе 25 лет.

Приходский Устав в основных чертах повторял пункты Временного положения о приходе.

1918 год – Поместный Собор своим определением установил поводы к расторжению брачного союза, признав таковыми: отпадение от Православия; прелюбодеяние и противоестественные пороки; непотребность к брачному сожитию; заболевание проказой или сифилисом; безвестное отсутствие; принуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния; посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей; снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребства супруга; вступление одного из супругов в новый брак. Итак, Собор расширил число поводов к разводу, либерализовав прежнее законодательство. Но при этом было закреплено и положение о принципиальной нерасторжимости христианского брака.

"Протоиерей
Протоиерей Николай Чуков
1920 год – Начались занятия в Петроградском богословском институте, достойно продолжившем традицию Петроградской Духовной академии.

На первый курс было зачислено 100 человек старше 18 лет, разного уровня образования, в том числе женщины. Ректором института стал настоятель Казанского собора протоиерей Николай Чуков.

1923 год – Сотрудники ГПУ зафиксировали крайнее негативное настроение населения в связи с предстоящим процессом над святителем Тихоном.

В сводке ГПУ о настроениях населения в связи с процессом над патриархом Тихоном говорилось: «В толпе замечается сильный подъем религиозного чувства, храмы переполнены как никогда. Тихона уже считают мучеником».

В тот же день сводка была направлена Ф. Э. Дзержинскому. Она и сыграла решающую роль в решении главы ГПУ просить Политбюро отложить процесс. Именно подъема религиозного чувства народа более всего опасались большевики. Дзержинский понял, что казнь патриарха, который уже выглядел мучеником в глазах народа, вызовет необыкновенный подъем религиозности; кроме того, как показывают сводки, сочувственно к патриарху относились и рабочие — опора власти большевиков. Это не могло не волновать Дзержинского, который, как никто, был информирован о положении дел в стране.

1993 год – Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин встретился В Кремле с главами и представителями основных конфессий и религиозных центров России.

"Сербский
Сербский дом, горящий позади танка КФОР. Косово 1999 г.
Русскую Православную Церковь на приеме представляли Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископ Солнечногорский Сергий и епископ Истринский Арсений. Целью встречи было обсуждение злободневных проблем: сохранения гражданского мира, возрождения духовности и нравственности народа, обеспечения прав человека, прежде всего свободы совести и убеждений.

1999 год – Святейший Патриарх Алексий II в сослужении Святейшего Патриарха Сербского Павла, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и собора сербских архиереев совершил в кафедральном патриаршем соборе во имя святителя Саввы Сербского в Белграде Божественную литургию и заупокойную литию по всем убиенным за время военной агрессии стран НАТО на территории Югославии.

20 апреля 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×