1918 год – Поместный Собор откликнулся на опасные случаи обращения некоторых православных (от епископов до мирян) для решения церковных дел к враждебной Церкви гражданской власти.
Этот тревожный симптом показал, что традиции подчинения Церкви государству оказывались живучими даже в условиях правления богоборческого правительства, не скрывавшего своих антиклерикальных настроений.
Спустя несколько лет гражданские власти сами начнут активно участвовать в церковных делах, стремясь действовать по известному принципу «разделяй и властвуй».
Пока этого еще не было. Однако опасность возможного «сотрудничества» отдельных представителей Церкви с антихристианским «миром» Собор уже почувствовал. Именно поэтому его члены предлагали епископа, противящегося высшей церковной власти и обращающегося за содействием к власти гражданской, или священнослужителя, а также низших клириков, противящихся своему епархиальному архиерею, находящемуся в единении с высшей церковной властью, — наказывать вплоть до извержения из сана, а мирян — вплоть до отлучения от Церкви. Также предполагалось наказывать за службу в противоцерковных учреждениях, а равно и за содействие проведению в жизнь враждебных Церкви положений декрета о свободе совести и аналогичных ему актов.
1923 год – Подготовка судебного процесса над Святейшим Патриархом Тихоном вступила в завершающую стадию. Патриарх Тихон
Секретарь Судебной коллегии Верховного суда РСФСР С. С. Быков вручил обвинительное заключение: патриарху Тихону, архиепископу Никандру (Феноменову), П. В. Гурьеву и митрополиту Арсению (Стадницкому); объявил, что обвинителями на процессе выступят Н. В. Крыленко и И. И. Скворцов-Степанов, защитниками будут адвокаты А. В. Бобрищев-Пушкин и Тихомиров, в качестве свидетелей обвинения выступят Александр Введенский и Владимир Красницкий.
В этот же день в 16 часов 30 минут патриарх Тихон был взят под стражу и препровожден во Внутреннюю тюрьму ГПУ. Несомненно, пребывание в заключении пагубно сказалось на слабом здоровье патриарха. Условия Внутренней тюрьмы ГПУ были направлены на «переработку человеческого материала в пыль, прах и пепел». Как отмечает протоиерей Василий Воробьев, «мы не можем сейчас установить все способы воздействия, которые тогда применялись». Однако нужно учитывать тот факт, что готовился показательный процесс и чекисты следили за тем, чтобы «меры воздействия» не отражались на внешнем виде патриарха. Нет оснований полагать, что патриарх Тихон был сломлен и пошел на то, что было противно его совести. Как справедливо отмечает М. И. Вострышев, «собственная судьба владыку Тихона не волновала, в темнице, в терновом венце мученика, умереть было легко и радостно. Тяжелее было выбирать жизнь и терпеливо нести свой крест ради спасения Церкви от гонений и внутреннего раздора». Тем, кто упрекал патриарха в соглашательстве с советской властью, он отвечал: «Пусть погибнет имя мое в истории, только бы Церкви была бы польза». Патриарх также говорил, что с радостью принял бы мученическую смерть, но судьба остающейся Православной Церкви лежит на его ответственности.
В сводке ГПУ о настроениях населения в связи с процессом над патриархом Тихоном от 19 апреля сообщалось: «Почти везде среди светской публики царит уверенность, что процесс Тихона отложен на неопределенное время. В связи с этим всевозможные толки как будто стихают. Все уверены, что Тихона приговорят к расстрелу, но ВЦИК расстрел отменит».
1946 год – В Великую Пятницу в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры было совершено первое богослужение после возвращения обители Церкви.
Накануне, в ночь с Великой Пятницы на Великую Субботу, состоялась передача братии монастыря мощей преп. Сергия Радонежского, считавшихся в советское время экспонатом атеистического музея, расположенного в стенах обители. Рака со св. мощами тогда была установлена у южной стороны Успенского собора (рака находилась тогда в Успенском соборе и была перенесена в Троицкий собор значительно позже, когда закончился ремонт).
Решение о возвращении Лавры Церкви было принято еще в
В ночь пасхальной заутрени впервые после 25-летнего перерыва зазвонил лаврский колокол, и народ с изумлением и радостью стал стекаться на богослужение в родную обитель. В своей телеграмме наместнику Лавры по случаю праздника Воскресения Христова и возобновления богослужений Святейший Патриарх Алексий назвал это событие “Пасхой избавления скорби”. Особенно торжественное богослужение совершено было в престольный праздник обители — на Троицу. Возглавил богослужение Святейший Патриарх Алексий.
После официального открытия Лавры в ней продолжались ремонтные работы, не были готовы кельи для всех насельников, поэтому монахи жили на частных квартирах, ходили в гражданской одежде и только на территории Лавры надевали рясы. Как вспоминал один из первых насельников, каждый из них “на неделю знал свое послушание. Оно заключалось в исполнении какого-либо богослужения: например, стоять при мощах преп. Сергия, или участвовать в соборной службе, или служить молебен или панихиду, или исповедовать”.
В
Вторым наместником Лавры стал архимандрит Иоанн (Разумов), в прошлом келейник патриарха Сергия.
21 ноября
В конце года власти смогли показать Лавру сыну покойного президента США Эллиоту Рузвельту с супругой. С тех пор стало обычной практикой возить в Троице-Сергиеву обитель высокопоставленных гостей из-за рубежа, очевидно, чтобы показать им, что Церковь не испытывает гонений и притеснений и пользуется совершенной свободой.
1951 год – К Святейшему Патриарху Алексию обратились архиереи Польской Православной Церкви с просьбой направить архиерея на четвертую польскую епархию — Гданьско-Щецинскую. Блаженнейший Макарий, митрополит Варшавский и всея Польши
Синод принял решение: «Во внимание к ходатайству собора епископов братской Польской Церкви, отпустить в юрисдикцию Польской Автокефальной Православной Церкви преосвященного архиепископа Львовского и Тернопольского Макария».
Митрополит Макарий (Оксиюк) был хиротонисан во епископа Львовского и Тернопольского 22 апреля
1978 год – Состоялось заседание Священного Синода.
Синод произвел следующие назначения и перемещения: епископом Кировским и Слободским определено быть архимандриту Хрисанфу (Чепилю), благочинному церквей Олонецкой епархии и настоятелю Крестовоздвиженского собора Петрозаводска; архиепископом Калининским и Кашинским назначен архиепископ Краснодарский и Кубанский Алексий (Коноплев); архиепископом Краснодарским и Кубанским определен архиепископ Калининский и Кашинский Гермоген (Орехов); епископом Виленским и Литовским назначен епископ Тульский и Белевский Викторин (Беляев); епископом Тульским и Белевским — епископ Виленский и Литовский Герман (Тимофеев). В связи с истечением срока командировки епископа Уманского Макария (Свистуна) решено освободить от должности представителя Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве, настоятеля ставропигиального прихода Рождества Пресвятой Богородицы в Женеве и направить в распоряжение митрополита Киевского и Галицкого Филарета, экзарха Украины. Представителем Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве и настоятелем ставропигиального прихода Рождества Пресвятой Богородицы в Женеве назначен профессор-протопресвитер Виталий Боровой с освобождением от должности настоятеля Богоявленского патриаршего собора и профессора Московской Духовной академии.