Православный календарьПравославный календарь
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.

Без вины виноватые. Граждане Украины – в ливийском плену

«Был наг, и вы одели Меня; был болен,

и вы посетили Меня; в темнице был,

и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:36)

Протоиерей Захария Керстюк
Протоиерей Захария Керстюк
Этой весной СМИ активно муссировали тему иностранных наемников, воюющих в Ливии. В частности, упоминали «украинских летчиков и снайперов», сражавшихся на стороне лидера Джамахирии Муаммара Каддафи. Официального подтверждения эти слухи не нашли. Но позднее боевики из вооруженных формирований так называемого Переходного Национального Совета Ливии взяли в плен более 20 граждан Украины – как раз под предлогом, что украинцы, якобы, «были наемниками Каддафи».

Православный священник – протоиерей Захария Керстюк, сотрудник Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви – отправился с миссией в Ливию, где ему удалось встретиться с нашими пленными. А недавно 19 украинцев Ливийский суд приговорил к 10 годам лишения свободы, а руководителя группы – гражданина России – к пожизненному заключению.

Итак, о том, чем в действительности занимались украинцы в Ливии, почему на 5 миллионов населения Ливийской Джамахирии 3 миллиона были приезжими-гастарбайтерами, безопасно ли исповедовать христианство в «освобожденной» Ливии, и зачем православный священник едет с миссией в исламские страны – об этом и другом «Православию в Украине» рассказал протоиерей Захария Керстюк.

«Средний возраст пленных 55 лет, а это люди с далеко не отличным физическим здоровьем»

— Недавно военный суд в Триполи обвинил украинских пленных в том, что они воевали на стороне Каддафи, и вынес приговор – 10 лет лишения свободы. А с фотографий пленных на нас смотрят такие себе инженеры в летах…

— А Вы по фотографиям определяете профессию?

— Я имею в виду, что те, кто изображены на фотографиях, не похожи на людей, которые бегают с автоматами и безжалостно убивают все, что движется.

— С одной стороны, вряд ли можно определить по фотографиям: футболист этот человек или инженер. С другой стороны, так и есть.

Средний возраст пленных, которые содержатся там, 55 лет, а это люди с далеко не отличным физическим здоровьем.

Вообще, стоит сказать о том, что социальное положение нашего народа такого, что людям приходится уезжать из нашей страны в поисках хорошо оплачиваемой работы. По статистике, на сегодняшний день 8 миллионов соотечественников уехало в поисках лучшей жизни за рубеж. Эта «лучшая жизнь» не заключается в каком-то постоянном месте жительства или высоком уровне жизни. Это всего лишь какие-то временные заработки и жизнь в плохих условиях, что оставляет определенный отпечаток в душе и уме каждого человека. Люди едут в Африку, на Дальний Восток, в страны Западной Европы.

Одни из этих людей, которые выехали за рубеж по такой причине, оказались в Ливии, где и стали заложниками событий так называемой «арабской весны». Один из пленных поехал в Ливию заработать внуку на операцию, другой – собрать денег, чтобы сделать ремонт в квартире, третий поехал туда, чтобы заработать денег и отдать долги. То есть, мы должны понимать и учитывать тот фактор, что люди приехали не кому-то помогать устанавливать власть или кого-то убивать, они приехали заработать денег на самое насущное. И поехали они туда не ради «красивой жизни».

Это – болезненная проблема для нашего государства. Почему? Потому что те люди, которые выезжают за границу, работают там в тяжелых условиях.

Если это Испания, Португалия, то люди трудятся где-то в огородах, живут по 20-30 человек в комнате, умудряются, получая 800 евро в месяц, 600 отправлять на Родину и жить на каких-то 150-200 евро.

Если это Италия, то наши работают в итальянских семьях – ухаживают за больными, стариками, детьми, убирают в домах. К ним, вообще, отношение не очень человеческое, один выходной – воскресенье, все остальное время они живут в этих семьях. По сути, им даже некогда пообщаться с близкими и прогуляться.

Если это Африка, то там люди лишены возможности общения с родными – не везде есть Интернет или телефон, лишь время от времени они могут услышать родной голос.

Это все оставляет отпечаток, и где-то в душе, будем говорить честно, они ненавидят и Родину, и Бога, и семью.

Дети растут без родителей, родители живут без детей, жены без мужей и наоборот, большинство из них создали там временные семьи, оправдывая это тем, чтобы как-то выжить. Здесь та же ситуация.

Это не та иммиграция, которая была в конце XIX - начале XX веков, когда за рубеж уезжали «лучшие умы». Целыми семьями, колоннами, с телегами вещей, коровами и прочее. Их там с радостью встречали, выдавали жилье, социальные пакеты, и они осваивались и работали уже на новое государство.

Эта иммиграция – «физический ресурс». Как только этот физический ресурс исчерпается, наши люди будут не нужны там и вынуждены будут вернуться на Родину. Это будет массовое возвращение людей с искалеченными душами и судьбами. И это будет болезненная проблема для нашего государства.

Поэтому Церковь старается как-то опекать наших людей за рубежом, организовывать разные миссии, даже в самые труднодоступные и опасные места на Земле. Более того, в решении этой проблемы Церковь, как никогда, должна стоять плечом к плечу с государством.

«При Муаммаре Каддафи на 5 миллионов населения было 3 миллиона гастарбайтеров, чьими руками и было все создано»

— У вас проскользнула фраза, что наши люди там ненавидят в душе и Родину, и Бога. Но ведь известны случаи, когда люди, которые живут и работают за границей, именно там и воцерковляются, а затем, приезжая сюда, и детей приобщают к вере.

— Об этом мы и говорим, что единственная отдушина для них там – это вера. В свой единственный выходной день, в воскресенье, они все – в храме. По 20, а то и более 100 человек собирается на службах.

Правда, когда мы встречаемся впервые, они говорят, что не нужно даже служить, лучше расскажите о Родине. Выслушав их, я говорю им, давайте помолимся вместе, о Боге поговорим.

Те, кто цепляется за эту отдушину – веру, конечно, затем находят свое место в церкви и все, что происходит с ними, совершенно по-другому интерпретируют. По-другому себя чувствуют и ведут. А те, кто считает всему виной – и уезд за границу, и разбитые семьи – государство, то часто в своих размышлениях доходят до того, что во всем виноват и Бог, что Господь им почему-то специально посылает такие испытания, такие трудности в этой жизни. Отсюда и ненависть ко всему.

Здесь играет свое «я», ведь каждый человек думает, что ему тяжелее и хуже всех, что его никто не понимает, что только он знает, как правильно поступить. Только «я», «я» и «я»… К большому сожалению, проблема своего «я» – проблема практически каждого человека на сегодняшний день.

Что-то подобное переживали и эллины с эпикурейцами во времена Христа, у которых затем была та же апатия, фрустрация и полное бессмыслие. Такие нации обычно вымирают.

— А чем, в основном, занимаются украинцы, уехавшие работать в Ливию?

— Наши люди в основном трудятся там медиками. Около 8 тысяч украинцев были заняты в медицинской сфере до революции.

А вообще, Муаммар Каддафи настолько разбаловал свой народ, что ливийцы практически не работали. Бесплатная медицина, бесплатное образование, два человека от семьи имели право на бесплатное обучение в любом государстве мира, платы за электроэнергию для населения не было, молодая семья получала от государства бесплатные жилье и машину, каждый от добычи нефти и газа получал 400 долларов, пособие по безработице составляло 730 долларов, минимальные зарплаты – 1000 долларов.

По сути, людям не было смысла работать, к тому же, они считают себя отчасти избранным народом. Поэтому в Ливии при Муаммаре Каддафи на 5 миллионов населения было 3 миллиона гастарбайтеров, чьими руками и было все создано.

Трудились там, в основном, египтяне, турки, даже европейцев немало было. Ливийцы все больше занимали какие-то государственные посты или же занимались прибыльным бизнесом, то есть тем, что приносило достаточно высокий доход.

«Впервые главарь группировки, который удерживает пленных, встречал, по сути, своих противников с цветами в руках»

— Вернемся к вашей встрече с украинскими пленными. Почему именно вам разрешили с ними встретиться?

— Бог управил!

Встреча с нашими пленными – беспрецедентный случай в мировой дипломатии. Потому что впервые главарь группировки, который удерживает пленных, встречал, по сути, своих противников с цветами в руках.

Более того, всех наших ребят посадили в комнате, где на земле лежал ковер, поставили перед ними сок, воду и каждому вручили по цветочку и памятные подарки. Долго я пытался понять, что означает этот жест…

— Может, они хотели этим сказать, что «пленники содержатся в отличных условиях, более того, их любят»?

— Не думаю. Обычно, им все равно, они даже не пытаются показать, что они гуманны, а просто говорят, что люди виноваты и поэтому они заключенные.

Кстати, главарь этой группировки – исламист, но он вышел к нам на встречу и поздравил с Пасхой (встреча состоялась в Пасхальные дни): «Поздравляю вас с великим христианским праздником Пасхи!». Я ему даже вручил пасхальное яйцо (сидел там, в Ливии, полночи делал крашанки :-)) и поприветствовал словами «Христос Воскресе!», на что он дружелюбно отреагировал.

Затем они все вышли из комнаты, осталось только пара человек на входе с автоматами. Благодаря тому, что в зале мы остались сами, у пленных была возможность написать послания родственникам на Украину и Беларусь, которые я привез и развез по семьям. Также я пронес телефон, меня никто не обыскивал, и у ребят была возможность позвонить своим близким. Некоторые впервые за все это время общались с родными. Встреча длилась 2 часа 40 минут, так что все успели поговорить.

На первый взгляд, повреждений на них заметно не было, но, конечно, люди выглядели ужасно уставшими и изможденными. 9 месяцев плена дадут о себе знать, как бы человека не содержали в тюрьме, тем более вдалеке от Родины.

Сейчас Посольство Украины в Ливии прикладывает все усилия, чтобы повлиять на эту ситуацию и изменить условия содержания пленных.

— А как прошла встреча с родными пленных?

— Первая встреча была очень тяжелой в душевном плане, она длилась где-то 7 часов. Хотелось подобрать слова поддержки, чтобы как-то утешить родственников. Были и слезы, и радость. Потом мы договорились встречаться регулярно. Во второй раз они все исповедались и причастились, я отслужил Литургию и молебен. Эта встреча была легче в духовном и эмоциональном планах. С Богом легче переживать горе.

«Если увидят, что православный священник окормляет ливийцев, могут за это жестоко наказать»

— В Ливии больше 90% населения – мусульмане. Исповедуют христианство там только наши люди или есть христиане и среди местного населения?

— Ливия – это стопроцентное исламское государство. Коренное население, 99,9%, – мусульмане, и лишь 0,01% приезжих – христиане.

Кстати, Муаммар Каддафи не выдавал никому гражданство, кроме самих ливийцев, и, при этом, при полковнике никогда не было стычек между мусульманами и христианами.

Но мусульман надо понимать. У них другой темперамент, нежели у нас, говорят они громко и эмоционально, ярко жестикулируя, и многим кажется, что этим они проявляют к нам неуважение. А на самом деле, это такой стиль общения. Я сам долго к этому привыкал, но когда пообвыкся, понял, что ничего такого в этом нет.

Если мы приезжаем в Египет и идем на рынок, торговцы нас заманивают: «Заходи, заходи». Мы не заходим, они разворачиваются, машут на нас злостно рукой, но на самом деле они не желают зла. Это у них такие обычаи. А мы, исходя из своих обычаев и менталитета, думаем, что нас хотят обмануть.

Нас обманывают потому, что мы этого хотим. Для араба очень важно, как ты настроен. Они всегда внимательно смотрят в глаза, если видят уверенность, будут обходительны, а если увидят обратное – будут даже задираться. Знаете, как дети. Если ребенок подстрекает, а ты спокойно себя ведешь и игнорируешь, у него исчезает всякая охота задираться, а если ты начинаешь реагировать, то он будет еще больше подстрекать. Арабы, действительно, как дети и все воспринимают, как дети.

Для них очень важный момент – обида или предательство. Если их обидеть или предать, восстановить отношения будет практически невозможно. У нас же предательство в последнее время перестало быть чем-то ужасным.

Если договариваешься о чем-то в арабском мире, а затем уезжаешь и возвращаешься спустя полгода, договоренности остаются в силе. У нас же – не успеваешь выйти из кабинета, как тебе уже говорят: «Никто ничего не обещал; не помню, чтоб такое говорил…» В арабских странах ничего подобного не наблюдается.

Многие скажут: «Если арабский мир такой, то почему тогда такое кровопролитие там сейчас?». Я об этом много говорил: нужно помнить, что все, что показывали о так называемой «арабской весне» не ливийские ТВ, надо делить на 90%.

Не поднимал в небо самолеты Каддафи, в результате чего, якобы, погибли сотни мирных жителей, как об этом писали, а наоборот он до последнего пытался что-то сделать, чтобы люди утихомирились. Никаким «тираном и диктатором» не был Муаммар Каддафи, он был гарантом спокойной жизни в Ливии.

Но мы проглатываем все, что нам подают СМИ об «арабской весне» и становимся ведомой массой.

— И все же, как там мусульмане на сегодняшний день относятся к христианам? Журналисты, которые являются очевидцами «арабской весны», пишут о том, что в действиях боевиков в Сирии, безусловно, религиозная подоплека, и приводят факты разрушения храмов и пыток христиан. Нет ли подобного и в Ливии?

— У власти Ливии сейчас люди, прожившие в Штатах около 30 лет, и вопросы религии их практически не интересуют. С другой стороны, к власти пытаются прийти представители радикальных течений ислама – салафиты. Если они захватят власть, то, конечно же, попытаются ввести законы Шариата. В этом случае для христианства наступят тяжелые времена.

Но как такого христианства в этом регионе, по сути, нет. Если оно и есть, то максимум – духовное окормление иностранцев.

По местным законам, если увидят, что православный священник окормляет ливийцев, могут за это жестоко наказать, вплоть до смертной казни. В таких странах действуют министерства религии или полиции религиозные, которые следят за этим. Если полицейский идет, к примеру, по улице и видит, что во время намаза кто-то не на молитве, палкой может огреть, даже если это – женщина. За этим очень строгий контроль.

«Ливия – это осиное гнездо: один раз разворошить – и уже никогда не собрать воедино»

— В мае 2012-го был введен закон, запрещающий восхвалять режим Каддафи и критиковать революцию. Правда, на днях Би-би-си сообщило об отмене так называемого Закона 37. Говорят ли, хотя бы, между собой местные о Каддафи?

— Никто не говорит. Местный народ запуган. Бывших сторонников Муаммара Каддафи практически нет, а города, где жило племя Каддафа, стерты с лица Земли. Поэтому, конечно, о нем даже никто не вспоминает.

Это нормальная ситуация для подобного рода революций, когда приходит сила извне и пытается дестабилизировать ситуацию.

Официально убитыми в Ливии признаются 170 тысяч, а пропавших без вести – 530 тысяч. Понятно, что этих «пропавших без вести» нет в живых. Если свести эти цифры, то это где-то 20% населения.

Ситуация тяжелая, а война продолжается – каждый день звучат выстрелы, даже из танков и зенитных орудий.

— Как вы передвигались по Ливии?

— По-разному, смотря, куда надо попасть, и в каком районе находишься. На бронированных машинах, машинах «Скорой помощи» или пешком.

В Ливии никак не могут навести порядок и, наверное, не наведут. Миллион населения – племя Каддафи, плюс он переженил своих сыновей с девушками из других племен, которые, соответственно, стали на его сторону. Так что, как минимум, половина населения – это племена, враждебно настроенные к временному правительству.

А что такое кровная месть и родственные связи для араба? За своего близкого они готовы мстить кому угодно. Поэтому Ливия – это осиное гнездо: один раз разворошить – и уже никогда не собрать воедино.

«Однажды дал ребенку из трущоб горсть конфет, он начал шелестеть обертками и… выбросил конфеты»

— А почему миссия в мусульманские страны, почему Африка?

— Я служу девятый год священником, и впервые почувствовал себя нужным пастве, как ни странно, именно в Африке. У нас отношение к духовенству какое-то стереотипное. Некоторые считают, что священник «должен и обязан». Другие – что священник нужен только для исполнения требов и личных прихотей. Третьи пришли в храм, послушали священника и сказали: «Та, этот совет не подходит мне, пойду искать другого совета и другого священника».

В Африке меня поразило, что люди не играют в двойные стандарты, не ищут чего-то своего: «Перед священником я стою один, выйду из храма буду другим, а завтра буду третьим». Нет. Видя, что к ним приехал священник, пытаются это использовать во благо своей душе и прилепится к благодати, к Духу Святому. То, с каким расположением они встречают и с какой жалостью провожают, не описать. Хочется и хочется к ним возвращаться.

Другая сторона, которая меня привлекает, это сам африканский мир. Люди там не избалованы вседозволенностями современного мира. Нам трудно понять, что такое массовая любовь, массовое взаимопонимание, уважение, а для них – это норма жизни.

Был такой случай в Пакистане. ООН построила бесплатное жилье для жителей трущоб. Но никто не заселялся туда, представители ООН никак не могли понять, в чем дело. Представьте, что бы было, если бы у нас построили дом и сказали, заселяйтесь, кто хочет. Сколько бы трупов было.

Мы пошли в трущобы с четырьмя местными жителями. Прихожу и спрашиваю у них, почему не заселяются. «Как мы будем переселяться, если дом построили на 5 тысяч, а нас здесь живет 10 тысяч. Я буду понимать, что живу в хороших условиях, а мой сосед, брат останутся жить в трущобах. Я не смогу спать. Если хотят нам помочь, пускай построят жилья на всех нас», - ответили мне.

Я пытался недели две объяснить западникам причину отказа переселяться из жутких трущоб в новый дом, но они меня так и не поняли.

Был случай в Судане. Каждый день нам давали паек: бутылочка воды, помидор, яйцо, сырок плавленый, джем, мед. Я выхожу из гостиницы с этим пайком, а ко мне подбегают дети, которые там играли в футбол, и просят воды. Я, по своей меркантильности, уже мысленно попрощался с водой: «Ладно, придется жариться под солнцем без воды».

Бутылку взял самый старший, открыл и дал попить самому младшему, и так все выпили понемногу и вернули мне оставшуюся воду. Поблагодарили, пытались даже на английском сказать «thank you», и дальше побежали играть в футбол. Я стоял и думал: «Как так?»…

Однажды дал ребенку из трущоб горсть конфет, он начал шелестеть обертками и выбросил конфеты на землю. Снова говорит мне: «Дай что-то». Я взял эту конфету, развернул ее и съел у него на глазах, развернул еще одну и дал ему. Он съел одну, вторую, третью… Оказалось, дети в жизни не видели этих конфет.

Дети в Пакистане
Дети в Пакистане
Я рассказал об этом представителю из ООН, с которым хорошо общался, он так был поражен этому, что за неделю мы раздали детям 800 кг конфет!

Но многие там не знают не только о конфетах, а и о том, как выглядят деньги, не говоря уже об образованности.

У меня мечта уехать в Африку насовсем и учить детей. Скоро я получу диплом пилота, потому что там передвигаться так удобнее всего, организуем фонд помощи африканским детям и будем отвозить им ручки, бумагу, сладости, одежду. Там очень мало грамотных людей – только в столицах.

«Каждый раз, когда попадаешь в те страны, ценишь, как никогда, простые вещи»

– В чем конкретно заключается миссия православного священника в исламских странах?

– Прежде всего, у священника, который собирается с миссией в эти страны, должны быть очень сильное желание поехать туда и огромная выдержка. Потому что приезжая туда, сталкиваешься со всевозможными трудностями, начиная от климатических условий, которые сказываются на здоровье человека, и заканчивая опасными для жизни перестрелками.

Нужно помнить, что это – не Европа, где есть время и послужить, и отдохнуть, где безопасно. В Ливии за 22 дня миссии я совершил 18 Литургий, после которых были многочасовые беседы с соотечественниками.

Вообще окормление заграницей можно разделить на этапы. Первые встречи с людьми – это этап молчания. Слушаешь, люди все время говорят. Так называемся немая проповедь. Люди ценят, что Православная Церковь прислала к ним священника. Правда, слова «приезжайте, будем песни петь» звучат чаще, чем – «приезжайте к нам послужить».

Пасха в Ливии
Пасха в Ливии
Второй этап – разговор о Боге, молитва, ведь люди, в основном, воцерковляются уже там, сталкиваясь с проблемами.

Поэтому для любого священника главное – вера, любовь и выдержка. А если еще и война, то психологическая и физическая подготовки.

И еще нужно помнить, что туда мы едем, прежде всего, к своим – приходить в наши храмы могут только христиане.

Кстати, когда нам удалось добиться разрешения служить в Ливии на Пасху, собралось более 200 человек. Представьте: военная стрельба, а у нас в храме все 200 человек в один голос искренне молились о Воскресшем Христе. Это было что-то неописуемое…

Каждый раз, когда попадаешь в те страны, ценишь, как никогда, простые вещи – воду, хлеб, тишину – и те евангельские ценности – взаимопомощь, любовь, благодарность, верность, о которых говорит Господь.

P.S. Поскольку приговор пока что не вступил в действие, родные украинских пленных обращаются ко всем с просьбами о молитвах об их освобождении и возвращении на Родину.

Рейтинг: 9.4 Голосов: 14 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Елена28 июня 2012, 22:13
Нет слов, чтобы описать мои чувства после прочтения статьи! Дай Боже Вам,о.Захария,Божьей благодати,силы и мужества, в Вашей работе. Я горжусь тем, что Господь дал мне возможность знать Вас, присутствовать на службах в Чернигове... Молюсь за Вас,и всех тех, кому Вы помогаете.
Елена, Чернигов
О.Е. Ключникова28 июня 2012, 10:12
Комментарий №2, о занятости в Ливии: из доклада всемирной организации, занимающейся оказанием продовольственной помощи, от июня 2011 (http://documents.wfp.org/stellent/groups/public/documents/ena/wfp239490.pdf ) В докладе, естественно, признается, что в Ливии даже бедное население жило в намного лучших условиях, чем бедное население наименее развитых стран: «Конечно, средства к существованию большей частью состоят из доходов, получаемых из более, чем одного источника доходов, и чаще всего включают заработную плату из государственного бюджета при дополнительном источнике средств от нерегулярной и/или регулярной занятости. Прочие доходы население получает как самозанятые лица (прим. переводчика: от самостоятельной деятельности) таких профессий, как водопроводчики, электрики, или работают водителями такси. Женщины получают доход, связанный с работой по изготовлению выпечки и производству кондитерских изделий. Большинство ливийцев не ищет такую неквалифицированную работу, как уборка мусора, уборка помещений или земляные работы. Преобладающая доля подчинённой неквалифицированной работы выполнялась мигрантами-иностранцами.». Кстати сказать, удивление вызывает на тот момент зафиксированный высокий процент занятности ливийцев в сфере образования и т.д. Не просто роскошь.
О.Е. Ключникова28 июня 2012, 09:59
Я ценю ваш сайт и удивлена этой публикацией, которая вводит читателей в заблуждение по важным вопросам. В результате вашей публикации в православных группах в несколько экзальтированной форме пишут: «Каддафи так избаловал свой народ», что народ «перестал работать» и поэтому «его постигла кара Божия». Ещё хуже, возможно, такие высказывания, как «наши люди там ненавидят в душе и Родину, и Бога» или «христианства в этом регионе нет».

Государство при Каддафи было светским, всячески способствовало просвещению и развитию образования среди ливийцев – население сравнительно небольшое, а нефтяные запасы представляют большую ценность. Конечно, украинцы и россияне при их численности даже при другой политике не смогут позволить себе подобной «роскоши» в плане динамики развития. И ливийское правительство, в отличие от властей некоторых других государств, не проводило политики рабовладения в отношении неквалифицированной иностранной рабочей силы. Более того, несмотря на то, что проблемы отношения к неквалифицированным иностранным рабочим были, как практически везде, во многом они даже ценили ливийское правительство за возможность заработать.

Недопустимы высказывания, в результате которых страны, известные своей нетерпимостью, смешиваются с такими, как, например, Сирия или та же Ливия при Каддафи. Сирия вообще до искусственно нагнетаемой агрессии была образцом веротерпимости в условиях Ближнего Востока.

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×