Русская Православная Церковь ХХ век
6 июня

1923 год – Состоялся переход Финляндской Православной Автономной Церкви в юрисдикцию Константинопольского Патриархата.

1924 год – Вместе с письмом Василия (Димопуло), представителя Константинопольского патриарха в России, Святейший Патриарх Тихон получил выписки из протоколов заседаний Синода в Константинополе, в которых содержался призыв к нему отречься от патриаршества.

"Шамордино.
Шамордино. Фото В. А. Десятникова. 1968 г.
1959 год –
Совет по делам Русской Православной Церкви составил и разослал инструктивное письмо за № 61.

Фактически все «разъяснения» Совета были выдержаны в русле жесткой линии в отношении деятельности религиозных организаций, духовенства и верующих.

Кардинальным образом изменилось отношение Совета к ходатайствам верующих об открытии церквей. Из рекомендаций Совета следовало однозначно: положительных решений об открытии церквей больше не будет, поэтому заявлений таких быть не должно. Предполагалось, что большинство ходатайств не вызвано реальными потребностями верующих, а возбуждены «корыстно заинтересованными лицами», вследствие подстрекательства священнослужителей, недостатков «массово-политической и культурно-просветительной работы среди населения», а также — недостаточного удовлетворения «запросов верующих» со стороны духовенства. Не должны были приниматься и рассматриваться жалобы на неправомерные отказы об открытии храмов.

Другие положения инструктивного письма определяли следующие направления работы: не допускать «привлечения детей и подростков до 18 лет к прислуживанию в церкви», а также исполнения «треб духовенством на дому у верующих», о закрытии «под хорошо продуманными предлогами» приходов, «которые не могут существовать без денежной помощи от епархиального управления», не допускать «благотворительную деятельность духовенства».

При работе с духовенством уполномоченным Совета предлагалось требовать «неуклонного и точного выполнения советского законодательства, относящегося к Церкви. Не оставлять ни одного случая нарушений безнаказанным, путем предупреждения через управляющего епархией, вызова к себе и, когда это нужно, — вплоть до снятия с регистрации; причем эти мероприятия нужно проводить так, чтобы об этом было известно всему духовенству епархии и служило предупреждением для других лиц... систематически разрабатывать конкретные мероприятия, направленные на сдерживание активности Церкви и, после согласования с Советом, проводить их в жизнь».

Не может не обратить на себя внимания настойчивое стремление убедить церковное руководство в том, что нет никакой «новой линии» в отношении к Церкви. Но как патриарх Алексий видел всю неискренность слов Г. Г. Карпова об отсутствии «наступления на Церковь», так и Карпов понимал, что патриарх не верит ему, хотя и осознает вынужденность его заверений. Они оба понимали, что курс наступления на Церковь существует и одобрен на высшем уровне. Исследователи отмечают, что Карпову, привыкшему соотносить свою работу с государственными интересами, объективно не дано было понять, в чем, с точки зрения этих интересов, заключалась необходимость наступления на Церковь. Ему, привыкшему действовать в рамках законодательных распоряжений, постановлений, а не партийных лозунгов, претили демагогические ухищрения партийных функционеров нового поколения.

1988 год – В Троице-Сергиевой Лавре состоялось открытие Поместного Собора Русской Православной Церкви.

"Троице-Сергиева
Троице-Сергиева Лавра. 1989 г.
Собор работал до 9 июня и стал главным церковным событием юбилейных дней. На Соборе присутствовало 272 представителя от 67 внутренних и 9 зарубежных епархий, 22-х монастырей, 2-х Духовных академий и 3-х семинарий, от зарубежных учреждений Русской Православной Церкви и от Японской Автономной Церкви.

В 11 часов началось первое пленарное заседание. В состав президиума Собора вошли: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен, патриарший экзарх Украины, митрополит Киевский и Галицкий Филарет, митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, митрополит Минский и Белорусский Филарет, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, патриарший экзарх Западной Европы, митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир.

На первом заседании выступил митрополит Киевский Филарет (Денисенко) с докладом «1000-летие Крещения Руси», в котором  осветил важнейшие события в истории Русской Православной Церкви на протяжении тысячелетия.

Почетные гости Собора передали от своих Церквей и религиозных объединений сердечные поздравления Русской Православной Церкви с 1000-летием Крещения Руси, высказали молитвенные пожелания успешной работы Поместному Собору.

В тот же день состоялось третье заседание Поместного Собора. Оно было посвящено прославлению новоканонизуемых святых Русской Православной Церкви.

После общей молитвы митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий представил Собору доклад «Канонизация святых в Русской Православной Церкви», являющийся плодом семилетних ученых изысканий Историко-канонической группы в рамках Юбилейной комиссии и активной помощи представителей духовных школ Московского Патриархата.

Для прославления в лике святых были предложены: благоверный князь Московский Димитрий Донской, преп. Андрей Рублев, преп. Максим Грек, святитель Макарий Московский, преп. Паисий (Величковский), блаженная Ксения Петербургская, святитель Игнатий (Брянчанинов), преп. Амвросий Оптинский, святитель Феофан Затворник. По решению Поместного Собора чин канонизации был совершен.  Это событие стало одним из важнейших в современной жизни Церкви. За канонизацией новоявленных угодников Божиих последует длительный процесс подготовки к канонизации и самой канонизации новомучеников ХХ в.

В заключительной части соборного Деяния о канонизации святых Собор повелел:

1. Честные их останки считать св. мощами.

2. Составить особые службы новым святым.

3. Память им  праздновать: благоверному князю Димитрию Донскому – 19 мая, преп. Андрею Рублеву – 4 июля,  преп. Максиму Греку – 21 января, святителю Макарию – 30 декабря, преп. Паисию (Величковскому) – 15 ноября, блаженной Ксении Петербургской – 24 января, святителю Игнатию (Брянчанинову) – 30 апреля, преп. Амвросию Оптинскому – 10 октября, святителю Феофану Затворнику – 10 января (все даты – по старому стилю).

1990 год – В Свято-Даниловом монастыре состоялся Архиерейский Собор.

Предстояло обсудить программу Поместного Собора. Были избраны три кандидата на патриарший престол и постановлено, что Поместный Собор может увеличить их число. Из 92 архиереев Русской Православной Церкви патриархом могли быть выбраны 75: Устав не допускал избрания епископа моложе 40 лет, а также лица, не являющегося гражданином СССР. Каждый архиерей мог голосовать за одного, двух или трех архиереев, вычеркивая остальных из списка. Тайным голосованием были избраны митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (37 голосов), митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (34 голоса). Второй тур состоялся потому, что митрополит Киевский и Галицкий Филарет и митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий получили равное число голосов – по 25. По результатам второго тура перевес в один голос (34 против 33) получил митрополит Филарет.

1995 год – Состоялось заседание Священного Синода.

Синод постановил образовать синодальную рабочую группу для выработки проекта социальной концепции, которую необходимо представить на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Председателем рабочей группы назначен митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

Синод благословил открытие Сретенского мужского монастыря в Москве с поручением ему представлять интересы Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Наместником Сретенского монастыря назначен иеромонах Тихон (Шевкунов) с возведением в сан игумена.

Синод произвел следующие назначения и перемещения: епископом Орехово-Зуевским, викарием Московской епархии, определено быть архимандриту Алексию (Фролову), наместнику Новоспасского монастыря Москвы, с сохранением за ним должности наместника Новоспасского монастыря; он также назначен председателем синодальной Комиссии по делам монастырей Русской Православной Церкви; архиепископом Саратовским и Вольским назначен архиепископ Майкопский и Армавирский Александр (Тимофеев); епископом Майкопским и Армавирским назначен Филарет (Карагодин), епископ  Дмитровский, с освобождением от  должности ректора Московской  духовной академии и семинарии; ректором  Московской духовной академии и семинарии назначен преосвященный епископ Верейский Евгений (Решетников) с сохранением за ним и. о.  председателя Учебного комитета; епископом Дмитровским, заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений, назначен епископ Хабаровский и Приамурский Иннокентий (Васильев); епископом Хабаровским и Приамурским назначен иеромонах Марк (Тужиков), клирик Астраханской епархии; епископом Абаканским и Кызылским назначен епископ Бендерский Викентий (Морарь), викарий Кишиневской митрополии; епископом Дубоссарским, викарием Кишиневской митрополии, назначен игумен Юстиниан (Овчинников),  клирик Тверской епархии.

Синод решил образовать епархию Московского Патриархата на территории Хакасской и Тувинской Республик, выделив находящиеся в них православные приходы из Новосибирской и Красноярской епархий.

Образована Белгородская епархия, выделенная из состава Курской епархии. Епископом Белгородским и Старооскольским назначен епископ Белгородский Иоанн (Попов), викарий Курской епархии. Решено освободить архиепископа Бакинского Валентина (Мищука), викария Ставропольской епархии, от обязанностей ректора Ставропольской духовной семинарии с увольнением на покой и назначением содержания от Московской Патриархии.

Образован Отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами; председателем Отдела назначен архимандрит Савва (Волков), клирик Москвы, с возведением его в сан епископа, викария Московской епархии, с титулом «Красногорский».

Председателем Издательского совета и главным редактором Издательства Московской Патриархии назначен епископ Тихон (Емельянов) с титулом «епископ Бронницкий, викарий Московской епархии», с освобождением от управления Новосибирской епархией. Временное управление Новосибирской епархией поручено епископу Кемеровскому и Новокузнецкому Софронию (Будько).

1997 год – Святейший Патриарх Алексий II совершил поездку по Элистинско-Калмыцкой епархии (6–8 июня).

Это 56-я епархия, в которой побывал предстоятель Русской Православной Церкви за семь лет своего патриаршего служения.

В тот же день Святейший Патриарх посетил Калмыцкий государственный университет, где встретился с преподавателями и студентами. Большое внимание в выступлениях сотрудников университета, прозвучавших на встрече, было уделено состоянию науки и образования в республике. В ходе встречи ректор университета сообщил, что решением Ученого совета университета Святейшему Патриарху Алексию II за миротворческую деятельность и заслуги в нравственном воспитании молодого поколения присвоено звание почетного профессора. Святейший Патриарх выразил благодарность профессорам университета за оказанную честь. Выступая перед университетской аудиторией, первосвятитель Русской Православной Церкви, в частности, сказал: «Опыт жизни Републики, где люди разных национальностей вместе осуществляют свое служение, вне зависимости от конфессиональной принадлежности, является хорошим примером для многих регионов России и мира. Народ Калмыкии много пережил, как и весь русский народ. Он был депортирован и лишен своей малой родины. Но сейчас здесь происходит возрождение национальной культуры, многое делается для того, чтобы вернуться к традициям, которыми жили люди на этой благословенной земле». В память о посещении Калмыцкого государственного университета Святейший Патриарх оставил запись в книге Почета КГУ. Он также передал в дар библиотеке университета недавно переизданную «Толковую Библию» в трех томах под редакцией профессора А. П. Лопухина.

В республиканском Доме культуры, искусства и народного творчества состоялся торжественный вечер, посвященный визиту Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Республику Калмыкию. На торжественном вечере Святейшему Патриарху была вручена высшая государственная награда Калмыкии — орден Белого Лотоса. Как сказано в указе Президента Республики, Святейший Патриарх награжден этим орденом «за выдающиеся заслуги и значительный вклад в дело духовного возрождения и процветания Республики Калмыкия». Его Святейшеству также было присвоено звание — «Почетный гражданин Республики Калмыкия».  

Святейший Патриарх Алексий II отметил, что образование Элистинско-Калмыцкой епархии было результатом обоюдного стремления священноначалия Русской Православной Церкви и руководства Республики. «В наше время, — подчеркнул Святейший Патриарх, — создание новых епархий в целом ряде регионов приближает епископа к верующим, дает возможность оживлять приходскую жизнь и церковное служение. Полтора года назад здесь была образована епархия, и уже видны плоды. Я постараюсь и впредь помогать духовному становлению епархиальной жизни и церковного служения здесь, в Калмыкии. Калмыкия — особый регион. С первых минут нашего пребывания на этой гостеприимной земле мы ощутили доброту и внимание окружающих людей. Великим благом является то, что здесь люди живут в мире и согласии друг с другом. В этом залог будущего Республики».

Насыщенной была программа второго дня пребывания Святейшего Патриарха в  Калмыкии. В первой половине дня Его Святейшество совершил освящение Казанского храма Элисты, ставшего кафедральным собором епархии. До революции на территории нынешней Калмыкии было ок. 40 православных храмов. В 30- гг. большинство из них было закрыто. Долгое время в Республике существовало всего три православных храма, а в Элисте действовала единственная церковь Воздвижения Креста Господня, настоятелем которой был игумен Зосима (Остапенко). Маленький деревянный храм и в прежнее время с трудом вмещал всех желающих, а в последние годы в связи с ростом числа прихожан и вовсе стал тесен. Особую значимость приобрело возведение православного храма в Элисте, когда определением Священного Синода Русской Православной Церкви на территории Калмыкии была образована отдельная епархия.

На освящении Казанского собора присутствовал президент Республики К. Н. Илюмжинов, члены правительства и городской администрации, многочисленные журналисты. Калмыцкое телевидение вело прямую трансляцию из храма. Святейший Патриарх Алексий II, совершивший чин освящения, передал в дар Казанскому кафедральному собору Влахернскую икону Божией Матери.

Затем Его Святейшество вместе с президентом К. Н. Илюмжиновым направился в с. Приютное, находящееся примерно в 70 км  от Элисты.

Крестовоздвиженский храм с. Приютное имеет особую историю. В 1857 г. жители Приютного на своем сходе решили создать молитвенный дом, направив прошение об этом в Астраханскую духовную консисторию, так как находились под омофором Астраханского преосвященного. По благословению владыки молитвенный дом был создан. Позднее на месте молитвенного дома построили церковь в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Этот храм испытал на себе все тяготы атеистического времени. В середине 1930-х гг. он был закрыт, а церковное имущество распродано. Здание храма передали Приютненскому улусному отделу народного образования. Спустя почти 60 лет после закрытия храма  начался новый этап в его  истории.  Крестовоздвиженский храма был фактически отстроен заново на средства Президента республики Калмыкии. В июне 1995 г. состоялось освящение храма.

Прибыв в с. Приютное, Святейший Патриарх совершил молебен в Крестовоздвиженском храме.

Вечером 7 июня Святейший Патриарх Алексий совершил в Казанском кафедральном соборе Элисты всенощное бдение в канун празднования памяти святых отцов Первого Вселенского Собора. Калмыцкое телевидение вело прямую трансляцию богослужения. За всенощным бдением в соборе присутствовало ок. 1000 человек, в том числе очень много детей.   

По окончании всенощной службы Святейший Патриарх совершил освящение закладного камня часовни во имя преп. Сергия Радонежского. Инициатива возведения этой часовни принадлежала казакам станицы Георгиевской Элистинского округа Казачьего войска Республики Калмыкии, которые решили построить ее на собственные средства. В благословение создаваемой часовне Святейший Патриарх Алексий II передал образ преп. Сергия Радонежского, выполненный иконописцами Свято-Троицкой Сергиевой лавры и освященный на  св.мощах преподобного.

В воскресенье 8 июня колокола Казанского кафедрального собора Элисты возвестили о начале первой в истории храма Божественной литургии. Особенно радостным и памятным стало это событие для местных жителей потому, что первую литургию в храме совершил предстоятель Русской Православной Церкви. Его Святейшеству сослужили архиепископы – Краснодарский и Новороссийский Исидор, Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон, Истринский Арсений, епископы – Астраханский и Енотаевский Иона, Элистинский и Калмыцкий Зосима. Храм с трудом вмещал всех желающих присутствовать на богослужении, а количество желающих приобщиться Святых Христовых Таин было столь велико, что исповедь совершалась несколькими священниками прямо на улице, под открытым небом. Святейший Патриарх Алексий II причастил в этот день за литургией сотни человек.

По окончании богослужения епископ Элистинский и Калмыцкий Зосима обратился к Святейшему Патриарху Алексию II со словами сердечной благодарности за его приезд в епархию и за понесенные молитвенные труды. В дар Его Святейшеству владыка Зосима передал символический ключ от Казанского кафедрального собора. Святейший Патриарх Алексий II поздравил епископа Зосиму с освящением кафедрального собора епархии и с началом богослужений в нем. «Мы будем сохранять в своем сердце и в душе радость того молитвенного общения, которое имели здесь в эти дни. Молитвенно воспоминая друг друга, мы будем помогать друг  другу исполнять наше служение, наш жизненный подвиг во славу Божию», — сказал Первосвятитель Русской Православной Церкви.

Из Казанского собора Святейший Патриарх направился в буддийский центр Элисты «Сякюсн-Сюме», где состоялась его встреча с вице-президентом объединения буддистов Калмыкии Ринчен Дагвой. В ходе встречи (в ней также принял участие президент Калмыкии К. Н. Илюмжинов) были затронуты насущные проблемы межконфессионального диалога православных и буддистов на территории Республики. Отдельной темой стало обсуждение вопроса возрождения калмыцкого казачества, в среде которого традиционно сосуществовали представители двух религий.

Программу пребывания Святейшего Патриарха Алексия II в Калмыкии завершила передача с его участием в прямом эфире по  местному телевидению. В ходе передачи состоялась беседа Святейшего Патриарха и министра культуры Республики Н. Д. Санджиева, посвященная итогам визита Его Святейшества в Калмыцко-Элистинскую епархию. Святейший Патриарх ответил на многочисленные вопросы телезрителей.

Визит Предстоятеля Русской Православной Церкви, несомненно, стал событием огромного значения как для Элистинско-Калмыцкой епархии, так и для Республики в целом. Пребывание Святейшего Патриарха на земле Калмыкии внесло весомый вклад в упрочение добрососедских отношений русского и калмыцкого народов, содействовало их более глубокому взаимопониманию и согласию. Развивая и сохраняя самобытные национальные традиции, калмыцкий народ неизменно ощущает духовное единство с Россией, считая себя частью нашей великой страны. С приездом Святейшего Патриарха вписана новая яркая страница в историю молодой Элистинской епархии. Главным итогом визита Святейшего Патриарха в Калмыкию стало то, что в душах верующих жителей Республики укрепилось православное самосознание, а это послужило новым импульсом к возрождению здесь Православия.

6 июня 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×