Русская Православная Церковь ХХ век
5 июня

1922 год – Александр Введенский выступил на епархиальном собрании петроградского духовенства.

Он заявил, что расстрел пяти священников по приговору по делу московского духовенства — ответ на его, Введенского, отлучение и что, если собрание не сделает правильных выводов, это будет последнее собрание петроградского духовенства.

Духовенство и миряне поддержали первого викарного епископа Алексия (Симанского), вступившего в управление епархией.

1923 год – Состоялось заседание Антирелигиозного комитета (АРК).

АРК постановила: «Не возражать против написания Тихоном ряда статей относительно его отношения к Соввласти в настоящее время и об “условиях, в которых он содержится под стражей”. Всю корреспонденцию поручить просмотреть тов. Попову».

"В.
В. Н. Меркулов
1943 год – И. В. Сталин принял в Кремле наркома госбезопасности В. Н. Меркулова.

Согласно ранее полученным указаниям Меркулов представил проект совершенно секретного документа, именуемого “Мероприятия по улучшению зарубежной работы разведывательных органов СССР”.

Сталин внимательно прочитал все 14 пунктов, сделал кое-какие поправки и тут же подписал постановление Государственного Комитета Обороны за №3522 “СС” (совершенно секретно) об утверждении мероприятий. Этот документ означал новую веху в истории политической разведки СССР. В нем расписывались конкретные задачи и цели по сбору сведений надлежащего характера. Впервые в категорию серьезных задач советской внешней разведки помимо политической разведки попал сбор сведений о религиозных организациях. И, конечно, далеко не случайно. Это стало необходимо Советскому государству и лично Сталину. В преддверии грядущих преобразований в Европе он трезво взвешивал шансы СССР в условиях мирного противостояния общественных систем. С одной стороны, симпатии народов Европы, государственных и политических лидеров к СССР как государству, спасшему европейскую цивилизацию от германского фашизма, с другой — настороженность, недоверие к СССР как большевистскому государству, печально известному своими репрессиями, своими преследованиями религии.

Как максимально использовать эти симпатии и как нейтрализовать недоверие? Морально-этической основой сближения разных государств и народов в новых условиях могла стать только религия с ее универсальными ценностями и идеалами. Но для этого надо было показать уважение к ней, терпимость к “чуждым социализму ценностям”. Однако внешнеполитические планы не ограничивались задачей завоевания симпатий европейских народов. В своих имперских амбициях Сталин претендовал и на победу над умами и душами народов. “Два Рима пали, третий стоит, а четвертому — не быть!” Этот тезис Сталин,  бывший семинарист,  помнил хорошо, понимая, что в Европе “правит” могущественный Ватикан. Сталин задался целью сломить римо-католическую империю. Возможности для этого, казалось, были.

До Октября 1917 г. Русская Православная Церковь имела паству во многих странах. Действовали Церкви в Северной и Южной Америке, епархия в Бельгии, русские духовные миссии в Иерусалиме, Китае, Японии, Персии, благочиния в Австрии и Венгрии, подворья в Белграде и Софии. Сталин решил превратить Русскую Православную Церковь в центр международного Православия с политическим уклоном, своего рода “православный Ватикан”, который мог стать духовно-нравственной опорой международной политики Кремля. Создание “православного Ватикана” путем объединения Автокефальных Церквей вокруг Московского Патриархата и перенесение центра вселенского Православия в столицу коммунистической империи должно было идти под личным контролем Сталина. А право на “оперативную инициативу” в осуществлении плана было предоставлено “куратору” Церкви — председателю Совета по делам Русской Православной Церкви, полковнику госбезопасности Г. Г.  Карпову и “специалистам” по внешним сношениям с Лубянки.

Таковы были главные цели так называемого “нового государственного курса” в государственно-церковных отношениях, начало которому положила сентябрьская встреча священноначалия Российской Церкви патриарха Сергия (Страгородского), митрополита Алексия (Симанского), митрополита Николая (Ярушевича) со Сталиным в Кремле.

"В.
В. М. Васнецов. Крещение Руси. Подготовительная роспись над входом на хоры в соборе во имя св. Владимира в Киеве. 1885—1886 гг.
1975 год – Скончался митрополит Иоанн (Кухтин), б. Пражский и всей Чехословакии.

1988 год – В Москве, Киеве, Ленинграде и Владимире, а также во всех епархиях Русской Православной Церкви прошли юбилейные торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси (5–12 июня).

Они включали в себя не только церковные службы, но и торжественные собрания духовенства, членов зарубежных религиозных делегаций и представителей общественности и органов власти, концерты духовной музыки, конференции, выставки и др. Юбилейные торжества подробно освещали все центральные и местные средства массовой информации.

В канун юбилея были переданы Церкви св. иконы и мощи, хранившиеся в музеях, в том числе мощи святителя Феодосия Черниговского, преп. Феодосия Тотемского, гробница  святителя Питирима Тамбовского.

"Празднование
Празднование 1000-летия Крещения Руси. Божественная литургия в Богоявленском кафедральном соборе. 6 июня 1988 г.
Официальное празднование 1000-летия Крещения Руси началось 5 июня с Божественной литургии в Богоявленском патриаршем соборе в Москве. За богослужением молились делегации братских Автокефальных Православных Церквей: Антиохийской – во главе с Блаженнейшим Патриархом Игнатием IV, Иерусалимской – во главе с Блаженнейшим Патриархом Диодором I, Грузинской – во главе со Святейшим и Блаженнейшим Католикосом-Патриархом Илией II, Сербской – во главе с епископом Шумадийским Саввой, Румынской – во главе с Блаженнейшим Патриархом Феоктистом, Болгарской – во главе со Святейшим Патриархом Максимом, Кипрской – во главе с Блаженнейшим Архиепископом Хризостомом, Польской – во главе с Блаженнейшим Митрополитом Василием, Чехословацкой – во главе с Блаженнейшим Митрополитом Дорофеем, Православной Церкви в Америке – во главе с Блаженнейшим Митрополитом Феодосием; делегации Автономных Православных Церквей: Финляндской – во главе с Высокопреосвященным Архиепископом Иоанном, Японской – во главе с Высокопреосвященным Митрополитом Феодосием, – а также участники и гости Поместного Собора Русской Православной Церкви. В Богоявленском соборе присутствовал председатель Совета по делам религий при Совете министров СССР К. М. Харчев; здесь же находились дипломаты, корреспонденты крупнейших  информационных агентств, газет и журналов. 

"Празднование
Празднование 1000-летия Крещения Руси. Москва. Свято-Данилов монастырь. 12 июня 1988 г.
1990 год – В Киеве состоялся «Всеукраинский собор» УАПЦ (5–6 июня).

На «соборе» принят Устав УАПЦ. Иоанн (Боднарчук) поставлен «митрополитом Львовским и Галицким», избран «местоблюстителем патриаршего престола». «Патриархом Киевским и всея Украины» избран Мстислав (Скрыпник), проживавший в США и возглавлявший УАПЦ за границей (эта «церковная» группа наследников лыпкивцев и поликарповцев была осуждена Собором Русской Православной Церкви в 1942 г. и осталась не признанной во всем православном мире). «Всеукраинский собор» руководствовался не канонами Православной Церкви, а так называемыми «лыпкивскими канонами», принятыми в 1921 г. таким же «Всеукраинским собором».

1995 год – Совет по делам религий при Кабинете министров Украины  восстановил регистрацию Устава УАПЦ.

5 июня 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×