Как добродетели превращаются в карикатуру

Источник: Радонеж

Известно, что добродетели превращаются в свою противоположность при отсутствии такого качества, как рассуждение. Если рассуждения нет, то легко назвать скряжничество – бережливостью, храбрость – дерзостью, а трусость – предусмотрительностью. Все добродетели превращаются в карикатуру при отсутствии рассуждения духовного. Вот почему великие отцы называли рассуждение большей и высшей добродетелью. Иначе, вся жизнь – «Мишкина услуга», когда муху желая убить, раскраивают череп спящему другу. Иначе – «на блох осердясь, и тулуп - в печь». Это очень не простой и непраздный вопрос. Человека можно сгноить и замучить под видом христианского воспитания, стоит только криво уразуметь что-то из отеческого наследия.

Примеры? Сколько угодно. Спившиеся и затравленные попы под крылом у «странных» святителей; беглые монахи, нигде места найти не могущие; люди, горевшие в юности, но начавшие коптить в зрелости и откровенно смердеть под старость – все это не случайные типы нашей церковности. Почему Алеши Карамазовы превращаются в Смердяковых? В чем здесь дело? Предлагаю такой взгляд на вопрос: какая добродетель наиболее нами превозносится?

Ответа долго искать не придется. Смирение и послушание. Вот они-то и извращаются у нас столетиями, портя всю жизнь так, как зловонные мухи портят мазь мироварника.

Мы ничего не имеем против подлинного смирения, вознесенного Господом, и послушания, Им Самим во имя Отца исполненного. Но спросим себя: во что извращается смирение, зная, что всякая добродетель извращается во что-то? Щедрость ведь извращается в мотовство, а аскетизм – в изуверство. Смирение, следовательно, извращается в трусость, затюканность, безынициативность. Прошу вас, не путайте эти понятия и состояния. Совершенный Божий человек, по учению Апостола Павла, должен быть смирен, но он должен быть и на всякое благое дело приготовлен, как говорится несколько раз в послании к Титу. Кроток был Моисей, водивший Израиля и убивавший врагов. Смирен был Суворов, не проигрывавший сражений. Не надо кислый вид, прошу вас, рифмовать со смирением. Смирение, это – другое.

Если человек ни на какое доброе дело не готов, не бодр, но напротив – загнан под некий плинтус, унижен, бессловесен, лишен инициативы, низведен до состояния мебели, то какое же это смирение? Тот, кто сознательно культивирует среди своих послушников подобный «подвид» смирения – просто преступник. Конечно, духовный преступник, поскольку светский закон в тонкости духовных дефиниций не вникает, да и не может.

Есть, ой, есть у нас немало духовных лже-вождей, которые только об одном смирении и разглагольствуют, сами будучи гордыми, как демоны, и любящие данную тему только из одного желания иметь под рукой безмолвное стадо, шелестящее одеждами при удалении на исполнение любого приказа. Может, при благоверных царях немецких кровей и при загруженной трудами Тайной канцелярии сей вид смирения и признавался за единственно верный, но пора уже поставить вещи на свои места. Пора перестать называть тьму – светом, а сладкое - горьким. Смиренный человек это все еще человек, то есть существо, наделенное свободной волей и само за себя перед Богом отвечающее. Кто мыслит иначе, тот, видимо, записал себя преждевременно во святые, но «мощи» его никто эксгумировать не потщится.   

Так же, как смирение, можно извратить и послушание. Кто-то где-то вычитал, что послушник поливал сухую палку посреди пустыни пока на ней апельсин не вырос, или – лимон. Какая красота! И вот уже некий начальник, близко не стоящий рядом с тем отцом древнего Патерика и даже отдаленно не разумеющий образ его мыслей, рад стараться. Он готов втыкать сухие палки в какую угодно землю и заставлять людей их поливать в надежде обрести «плод послушания». Жизнь многих самодуров как раз и заключается в том, чтобы утыкать вокруг себя все сухими палками и заставить всех их поливать. Сию гадость можно временами терпеть на пределе возможностей, но называть ее нормой и культивировать есть грех против самой Церкви и Духа, Ею управляющего.

Люди добрые! Поймем ли мы, что всякое слово это не только то, «что сказано». Это еще и нечто, о чем спрашивают: «кем сказано?» Если сказавший нечто – просто попугай, повторяющий звуки чужого голоса, то должен ли я бросаться на исполнение звуков? Звуков, но не слов. Совесть велит не метаться на исполнение. Совесть велит трезвиться и не дерзать на повторение великих дел, не имея великой жизни.

Насколько часто мы слышим слова о послушании и смирении, настолько часто мы сталкиваемся с извращенными понятиями об этих родных для Евангелия добродетелях. Царство антихриста это и есть, напомним, не царство цифр и кодов, но царство извращенных добродетелей, возвещенных Евангелием.

Память святителя Игнатия (Брянчанинова) празднуется повсеместно. Иногда даже – с любовью и пониманием. Не он ли говорил, что прежде вверения старцу своей души, нужно испытать старца на предмет соответствия его духовного устроения Слову Божию и Преданию. Это нужно, чтобы вместо врача не ввериться убийце, и вместо пастыря не найти волка. Так вот – владыка Игнатий писал все верно и сдержанно, точно и аккуратно. Пером его двигал Утешитель. Нужно вникнуть в его словеса, особенно в части таких тем, как «послушание и смирение».

Нельзя калечить народ Божий извращенно понимаемыми добродетелями. Нельзя бредить временами всевластия ушедших веков и плевать на бороду в благодушной самоуверенности, тогда как новые тучи уже собираются на горизонте. Или Церковь – Тело Иисусово и Она постоянно учится жить деятельной любовью, или Церковь – всего лишь некий админаппарат, собирающий налоги, снимающий шкуру с подчиненных, маринующий просителей в прихожих, ищущий защиты властей и проч. Тогда революции оправданы. Тогда и кровь неизбежна. И неужели историю не учат те, кто сегодня командуют жизнью. Ведь их кровь, при пренебрежении множеством повседневных ошибок, прольется в числе первых.

Нельзя Бога гневить. Он долго ждет, но больно бьет. Культивируя смирение, нужно самому смиряться. Говоря о послушании, нужно самому вслушиваться в голос совести и голос Слова.

Иначе я даже плакать откажусь со временем над трупами тех, кто слишком долго пользовался Евангелием, не исполняя Его слова на деле. Так уже было в истории, и было это, до боли, недавно.

Протоиерей Андрей Ткачев

Источник: Радонеж

10 июля 2012 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
игорь29 апреля 2013, 14:33
и на повестке моей духовной жизни этот вопрос стоит.низкий вам поклон
Данила17 сентября 2012, 09:11
Хорошая статья, правильная, нужная
Таисияanto 3 сентября 2012, 22:04
Очень долго искала батюшку "по-душе"....Нашла,"прилепилась"и СЧАСТЛИВА....Теперь на службы церковные не хожу,а бегаю.Много батюшек,но мало ПАСТЫРЕЙ ДУХОВНЫХ...Т
Елена_В.26 августа 2012, 11:18
Смирение - это хорошо, только вот народ, который сейчас идет в храм такого слова не знает. Новоначальных много и с каждым годом все больше. Люди все гордые, закаленные житейскими бурями, сами себе голова. Батюшка не так сказал, не так посмотрел, бабушка хмурая сделала замечание, цены на все - ого-го! все - конец света, "больше к ЭТИМ попам и бабкам не пойду!". Люди, действительно уверовавшие, всегда найдут ответы на свои вопросы.
А батюшки у нас замечательные, просто им очень тяжело с нами, гордыми и своенравными.
Павел15 августа 2012, 17:30
Спасибо Вам, отец Андрей, огромное! Вам пожелаю во всем добром помощи Божией, а себе и другим почаще находить возможность читать Ваши поучительные статьи, причем читать с внутренним рассуждением, и только после этого бросаться рассуждать в разделе "ваш комментарий", впадая в многоглаголание и празднословие! Отдельное спасибо за набатный призыв читать Св. Писание! Каюсь, грешен, давно не читал...
Сергей 3 августа 2012, 14:39
Статья опоздала на 20 лет,а сейчас поздно уже.
Ирина 2 августа 2012, 11:22
Прочитала два раза статью отца Андрея Ткачева - и оба раза благодарю его за простоту и лаконичность сказанного, прямо в душу - по адресату. НО... прочитала и комментарии к статье - "чем дальше в лес, тем больше партизан" - беда отсутствия "горячих" батюшек почти у всех налицо (и я в их числе). Батюшки - это тоже мы с вами, люди из нашего общества вышедшие, но (надеюсь, что так) горящие любовью ко Христу и несущие Истину нам - всем остальным. Недостатки режут глаз и больно ранят сердце, но Истина - Господь и Он всё устроит, молиться нам нужно усерднее самим и верить. По делам нашим да будет нам. Спасибо всем!))
Дарья20 июля 2012, 02:37
Спаси Господи, о. Андрей!
Где-то у св.отцов сказано: "Смирение - это не самоунижение, а восприятие себя таким, каков ты есть." Мы не должны внушать себе, что мы хуже, чем мы есть. Мы должны понять, какие мы по Божьему замыслу.
А среди батюшек хороший больше, чем плохих. Не нравится один - иди к другому. Главное разум не выключать и побольше читать Св. Писание и св. отцов. А главное - молиться, чтоб Господь удержал на пути истинном. И все у нас будет хорошо!
Людмила17 июля 2012, 06:41
Ваша мудрость батюшка дороже золота и алмазов - многие лета! И человеку, чтобы уразуметь мудрость, нужны очи сердечные. И когда эти очи видят, тогда и смирение и добродетели настоящие и идут только во спасение человеку. А вот когда человек духовно слеп и фальшив и добровольно не хочет прозреть - так и все его добродетелии и смирение ни к чему. Так и помрет в розовых очках. А прозреть можно очень просто - попросить Господа об этом! И сердце станет зрячим и дородетели не фальшивы. Люди чаще смиряются пред людьми, а не пред Господом и в этом их главная ошибка.
Наталия К Москва12 июля 2012, 02:24
Слава Богу, о. Андрей. Пришло, видно, время начать так говорить трезвую правду.Многие понятия в церкви приняли уродливую форму. В монастырях также. На приходах на священников прихожане смотрят - ах, батюшка так сказал, благословил. Удобно от батюшки рецепт жизни получить - по благословению, по послушанию. А потом, если раздоры в семье и с ближними, недоумение , ропот, осуждение этого же батюшки. И в монастырях так же. Почитайте обсуждение на "богослов.ру" обсуждение проекта о монастырях и монашествующих. Слов нет... Да, пришло время говорить ПРАВДУ. Спаси Вас, Господи, о Андрей. Наталия
Юлия12 июля 2012, 00:07
Фраза полоснула: "Может, при благоверных царях немецких кровей и при загруженной трудами Тайной канцелярии сей вид смирения и признавался за единственно верный".
Стало тошно. И неинтересно - что там дальше написано.
Людмила11 июля 2012, 22:28
2.И,конечно же,беда в том,что многое мирское сейчас привносится в церковь.Искажаются многие правила поведения,люди приходят в церковь как в музей или в магазин и при этом нельзя делать замечаний(причем вежливым тоном),не говоря о том,что за 20 лет можно научиться.А в результате-панк шоу в храме.Дал приказ архиерей давать эпитимьи за аборты-духовный отец отлучает от причастия на год, а то и на 2 тяжело больных людей,причем уже далеко не детородного возраста.Отказалась тяжело больная прихожанка(до этого со дня открытия храма много лет работавшая в церковной лавке)придти на дежурство-выгнал из храма.Рыба гниет с головы.И если грозятся отлучить от церкви,когда присутствуешь на панихиде родственника другого вероисповедания,то пусть объяснят почему Патриарху можно ездить на экуменические собрания.Страх Божий -начало премудрости.Плохо,если это начало отсутствует,храмы разрушались уже не однажды и не только у нас.И виноваты были в этом и низы и верхи.С каждого спросится.
Людмила11 июля 2012, 21:53
Да,видать 70 лет совка вытравили в наших душах христианские добродетели.Что особенно тяжело дается нам,так это именно смирение.Гордыня заполняет нас,как жидкость сосуды,а часто фонтанирует через край.И пишу я это именно потому,что с этой гадиной я борюсь уже больше 10 лет( с воцерковления),и особыми успехами,увы,похвалиться не могу.А происходит это во многих случаях(несмирение),что не приучены мы с детства благодарить,заботится,думать прежде всего о других,не завидовать чужим успехам и богатству,иметь свое мнение и не боятся его высказать начальству,не было у нас(были исключения)христианского воспитания.Но,благодаря совку все же некоторые хорошие человеческие качества(у большенства) были.Ну то,что творится с людьми сейчас,это уже даже не духовная,а душевная катастрофа.Исчезают элементарные нормы поведения,хамство,обман,беспардонность,нетактичность,грубость уже становятся привычными.И все это на разных уровнях и сферах.А еще появилась "мода"(ясно откуда)заменять христианские качества этикетом,хладнокровной вежливостью- внимание,сочувствие; неосуждение толерантностью и т. д.
Александр11 июля 2012, 17:27
Смирение - это когда смиряешься с позиции силы. Когда сам себя укрощаешь, зная собственный потенциал дать сдачи. Как Господь имея власть призвать на помощь легионы ангелов не стал это делать.
Иначе не смирение, а скорее на армейскую дедовщину похоже.
Андрей11 июля 2012, 16:11
А самый большой бред это когда мирянин говорит, что все нужно делать только по благословению своего духовника, т.е. надо жить полность в послушании своему духовнику. Делать все с благословения духовника и по послушанию должен только монах, т.к. он давал обет послушания, (но даже и монах, если видит, что те послушания какие ему дают превосходят его меру и возможности, то может от них отказаться) мирянин же вообще обета послушания не давал, поэтому то, что говорит ему батюшка, он может воспринимать как совет, т.е. если посчитает нужным исполнить, то исполнит, не посчитает, не исполнит. Тот же свт. Игнатий и говорит: "послушание - великое иноческое делание". Обратите внимание ИНОЧЕСКОЕ, но не мирянское! Поэтому те духовники, которые требуют от мирян бесприкословного послушпния это действительно преступники, заслуживющие расстрела, если не физического, то духовного, врочем, я думаю, что они его рано или поздно получат...
Андрей11 июля 2012, 16:08
Слава "А как быть если батюшка священник настоятель несет бред и ересь? Что прикажете делать?"
Менять батюшку-приход-монастырь.

"Если человек ни на какое доброе дело не готов, не бодр, но напротив – загнан под некий плинтус, унижен, бессловесен, лишен инициативы, низведен до состояния мебели..." Так многим такое состояние очень нравится и лишь его они и считают спасительным и душеполезным, а любое противление или критику нелепых приказов духовника они воспринимают, как проявление душепагубной гордыни... что поделаешь, не хотят люди рассуждать, им проще не спорить и бездумно поливать палку, ведь рассуждение приводит к тому или иному выводу, за выводом должен следовать поступок (например, отказ от выполнения дурацкого послушания), а поступок это ответсвенность, вот этого-то (т.е. ответсвенности) люди большего всего и не любят, боятся и избегают. Поэтому для многих лучше лежать забитым под плинтусом и поливать палки, чем начать рассуждать и взять на себя ответсвенность. Поэтому то, что у нас так много духовников-каррикатуристов вполне естественно, как говорится: спрос рождает предложение, не хотят люди рассуждать и брать на себя ответвенность за свои поступки и свою жизнь, а хотят чтобы за них кто-нибудь все решил (куда поехать, куда не ездить, за кого выходить за муж, за кого нет), вот и появляются такие, кто этой человеческой безответсвенностью пользуется, совершенно кощунственно называя это смирением и послушанием...
Виталий11 июля 2012, 14:24
Это важная тема, ибо о смирении говорят в Церкви ВСЕ, но обычного терпения (а ведь с него все начинается) очень сложно найти у церковных людей. А со временем у этих людей Вера превращается в свод правил, из которых "выпадает" Христос, и они становятся самоцелью!
Люди! Не нужны Богу роботы: он их умеет делать получше нас, не нужна ему приказная любовь. Ему нужна наша Любовь, но добровольная, являющаяся актом нашей свободной воли, той самой, что делает нас подобными Ему, она должна быть нашим Даром - самым лучшим, что в нас есть, ибо Богу в Дар приносят только все лучшее!
Татиана11 июля 2012, 13:11
Нельзя с Вами не согласиться, о. Андрей.
Смирение и послушание без рассуждения - это огранка "духовного алмаза" (если можно так сказать) и превращение его в бриллиант руками талантливого мастера.И
совершенно нелепым, бесполезным или даже вредным может быть этот труд в неумелых руках да еще и на искусственных, бесформенных и безцветных материалах.
Благодарны Вам за неутомимые и пламенные ваши труды.Да дарует Вам Господь творческое горение, здравие и благоденствие на долгие и благая лета!
Гостья11 июля 2012, 12:48
Дай Вам Бог здравия и спасения, отец Андрей!
Наконец-то трезвые рассуждения!

И низкий поклон за святителя Игнатия (Брянчанинова)!!!

Некоторые священники чуть ли не запрещают читать творения Святителя, говорят, что устарел, что не богослов, а рекомендуют читать отца Александра Шмемана. В результате некоторые неокрепшие, начитавшись отца Александра, впадают в странное состояние - отрицают нужность святых отцов, критикуют Церковь и ее богослужения, да и много еще чего...
Господи, прости!
Елена Гурьева11 июля 2012, 12:37
Как важно понимать все это, изложенное в статье, родителям. Особенно тем, кто хочет воспитать детей в вере и благочестии (по возможности). Если хочешь, чтобы дети были смирны и послушны, надо и самим подавать им такой пример, причем реального смирения и истинного послушания, смиряться с любовью и радостью.
Серега11 июля 2012, 09:04
Спасибо! Кое-что прояснили вполне однозначно.
Валентина11 июля 2012, 08:14
Как потеряет священик уважение, и все-не вернешь. Спаси Господи Вас отец Анлрей!Все верно написали-смело!
velikoross11 июля 2012, 03:43
Спасибо за такую статью. Настоящее утешение, после того как был послушником у одного "ревностного до смирения и послушания" архиерея. После вашей статьи и книги архимандрита Тихона, где этому человеку уделено не мало внимания, понимаю, что это не норма, обижаться и делать обобщений из этого не следует.
Слава11 июля 2012, 00:19
Можно примеры из жизни.
А как быть если батюшка священник настоятель несет бред и ересь? Что прикажете делать? Другие оправдывают.
Восстанешь так тебя же и сделают виновным.
Геннадий10 июля 2012, 22:18
Отец Андрей. В моем представлении достигнутая добродетель не может извратиться и выродиться в свою противоположность: ее просто и не было.
Прибегнем к абсурду для наглядности: если я люблю свою мать, то что заставит меня ее возненавидеть, тем более, если я ее любил всегда, хотя она меня продавала и убивала. И вот теперь она умерла, а я каждый день вспоминаю ее с любовью. Спрашивается, что же со мною должно произойти, чтобы мне сказать: "я ненавижу свою мать" и начать постоянно проклинать ее? Может быть до этого момента я уже сошел с ума? Но в любом случае любовь к матери не выродилась, выродился я - я стал другим человеком, я целиком превратился в что-то иное и причиной тому была не моя любовь к матери, а, например, развратный образ моей жизни или пьянство, что с неизбежной необходимостью превратил меня в том числе и в духовного урода. А любовь к матери возможно была единственной добродетелью, спасающей меня от погибели.
Может не совсем убедительно, но Иисус Христос сказал: "у не имеющего отнимется и то, что имеет". Значит Господь дает смирение, но если ты зарываешь его в землю, т.е. на самом деле не владеешь им, а только вроде как играешься иногда. Тогда оно просто забирается, а ты остаешься тем кем был и есть, и в этом смысл - смирения у тебя никогда и не было: не оно извратилось, ты остался со своими страстями.
Александр Д.10 июля 2012, 21:01
Премного благодарен автору и модераторам разместившим на сайте эту проповедь, прекрасные слова и очень вовремя сказаны.Обычно на проповеди отца Андрея многочисленные и восторженные отклики,а тут тишина,видимо задумались смиренные,послушные и правильные,вместить не могут.
Владимир (Винница)10 июля 2012, 19:56
Как прав Андрей Ткачёв! И как он не похож на основную массу "батюшек". Печально.
Олег10 июля 2012, 19:21
Ну всё! Сейчас Ткачева запишут в раскольники или как Кураева на "политбюро" "разберут". И сделают это те, "... кто слишком долго пользовался Евангелием, не исполняя Его слова на деле ...". Если уж ко внешней критике закрыты, то уж хоть внутреннюю не душите!
Елена_К10 июля 2012, 17:32
Особая, сугубая благодарность отцу Андрею за то, что добром помянул свт.Игнатия (Брянчанинова), а то его уже в "вождя опричников" потихоньку записывают. В родоначальника прелести "прелестефобии". Я уж было испугалась, когда его имя в тексте увидела. Но слава Богу! Кстати, перечитаю святителя о смирении, спасиБо за подсказку.

Сама же проблема очень актуальна. "Если человек ни на какое доброе дело не готов, не бодр, но напротив – загнан под некий плинтус, унижен, бессловесен, лишен инициативы, низведен до состояния мебели, то какое же это смирение?" Замечательно.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×