1929 год – 2-й съезд Союза воинствующих безбожников объявил о массированном наступлении на религию.Демонстранты-безбожники сжигают иконы. Подольск, Московская обл.
Созданный в
Тогда же, в июне, на совещании Антирелигиозной комиссии при ЦК ВКП(б) было заявлено о беспощадной борьбе с Церковью. В ЦК партии было подготовлено специальное письмо “О мерах по усилению антирелигиозной работы”, в котором четко просматривались ближайшие планы, на основании которых Центральный совет Союза воинствующих безбожников (ЦС СВБ) принял решение провести не одну, а две “безбожные пятилетки”. Задачи, которые поставил перед атеистами страны главный безбожник Е. М. Ярославский, сводились к следующему:
- развернуть состязание за полное обезбоживание фабрики, села, очищение их от всех остатков религиозного быта;
- организовать соревнование за количество проведенных антирелигиозных лекций, докладов, бесед;
- организовать соревнование за количество охваченных ими слушателей;
- соревноваться за повышение читаемости антирелигиозной литературы в библиотеках;
- соревнование за лучшее проведение антирелигиозных кампаний (за выход из религиозных общин, за отказ от приема на дому попов и проповедников, за отказ от расходов на церковь;
- соревноваться за лучшее проведение безрелигиозных свадеб, похорон, октябрин и т. д.
Психологический прессинг беспощадных борцов с религией был настолько мощным, что под их знамена встали даже В. Д. Бонч-Бруевич и А. В. Луначарский, незадолго до этого говорившие о пагубности “войны с религией”.
Внутренний вид воронежского Владимирского собора, превращенного в зернохранилище. 1929 г. |
О “большой войне” с церковью Е. М. Ярославский заявил в своем докладе: “О пятилетнем плане работы безбожников” 29 января
Далее он сообщил присутствующим, что во многих районах закрыто 50% церквей, и призвал успешно продолжить начатое дело в течение “безбожной пятилетки”, доведя до полного закрытия: “Процесс сплошной коллективизации связан с ликвидацией если не всех церквей, то, во всяком случае, значительной части церквей, с урезкой, по крайней мере, наполовину численного выражения всякого рода религиозных организаций. Значит, мы не можем отрывать этот процесс развертывания нашей работы от выполнения нашего пятилетнего плана. Он идет рядом с процессом коллективизации... Он должен помогать этому процессу. Таким образом, мы можем сказать, что если основные районы у нас будут коллективизированы, то это значит, что в основных районах, по крайней мере наполовину, будет сокращено влияние церковных организаций”. Ярославский озвучивал партийную стратегическую линию. Об этом тогда же говорили В. М. Молотов и А. А. Андреев. А спустя два года на 1-м съезде колхозников-ударников Л. М. Каганович заявил: “Кулак, поп и антиколхозные люди — наши враги”.
Экспонаты антирелигиозной выставки в Академии наук СССР. Ленинград. 1936 г. |
Не взяв количеством, Ярославский придумал мудрые политические объяснения: враг оказывает ожесточенное сопротивление по всем направлениям. Чтобы его сломить, необходимо “бешеными темпами двинуть дело социалистического соревнования среди безбожников”, шире пропагандировать начинания передовиков “антирелигиозного фронта”.
Все средства массовой информации стали печатать призывы с мест, типа письма женщин-колхозниц сельхозартели “Труд” (один из районов Московской обл.): “Мы ясно осознали, что религия — это яд для народа, и дали слово в
Пропагандисты Днепростроя призывали организовать безбожные бараки, а ленинградские активисты начали сбор денег на танк “Безбожник” и тракторную колонну под тем же названием.
Но, несмотря на размах воинствующего атеизма в стране, руководители СВБ на Всесоюзном совещании по антирелигиозной пропаганде в
В июне 1936 года – В СССР опубликован проект новой, “сталинской” Конституции
Ст. 124 проекта Конституции провозглашала свободу “отправления религиозных культов” и свободу “антирелигиозной пропаганды”. Вместе с тем именно опубликование этого проекта стало толчком для активизации церковной жизни.
В первые же месяцы после публикации увеличился поток жалоб и ходоков в постоянную комиссию по делам религиозных культов при ЦИК СССР (по сравнению с теми же месяцами
Не нужно забывать, что религиозному подъему
1998 год – Состоялось заседание Священного Синода.
По вопросу о предстоящем захоронении 17 июля в Санкт-Петербурге «екатеринбургских останков» члены Синода постановили:
«Подтвердить позицию Церкви, выраженную в Определении Священного Синода от 26 февраля сего года, в котором, в частности, говорится: “1. Оценка достоверности научных и следственных заключений, равно как и свидетельство об их незыблемости или неопровержимости, не входит в компетенцию Церкви... Решение Государственной комиссии об идентификации найденных под Екатеринбургом останков как принадлежащих семье императора Николая II вызвало серьезные сомнения и даже противостояния в Церкви и обществе... В связи с этим Священный Синод высказывается в пользу безотлагательного погребения этих останков в символической могиле-памятнике. Когда будут сняты все сомнения относительно “екатеринбургских останков” и исчезнут основания для смущения и противостояния в обществе, следует вернуться к окончательному решению вопроса о месте их захоронения». 2. Учитывая вышеизложенное, считать невозможным участие в захоронении “екатеринбургских останков” предстоятеля Русской Православной Церкви или любого иного иерарха».
Синод назначил насельника Свято-Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии игумена Иосифа (Македонова) епископом Шацким, викарием Рязанской епархии.