Русская Православная Церковь ХХ век
9 июня

"Демонстранты-безбожники
Демонстранты-безбожники сжигают иконы. Подольск, Московская обл.
1929 год – 2-й съезд Союза воинствующих безбожников объявил о массированном наступлении на религию.

Созданный в 1925 г. Во главе с Е. М. Ярославским (Минем Губельманом) Союз безбожников теперь, в 1929-м, получил свое «историческое» название.

Тогда же, в июне, на совещании Антирелигиозной комиссии при ЦК ВКП(б) было заявлено о беспощадной борьбе с Церковью. В ЦК партии было подготовлено специальное письмо “О мерах по усилению антирелигиозной работы”, в котором четко просматривались ближайшие планы, на основании которых Центральный совет Союза воинствующих безбожников (ЦС СВБ) принял решение провести не одну, а две “безбожные пятилетки”. Задачи, которые поставил перед атеистами страны главный безбожник Е. М. Ярославский,  сводились к следующему:

  • развернуть состязание за полное обезбоживание фабрики, села, очищение их от всех остатков религиозного быта;
  • организовать соревнование за количество проведенных антирелигиозных лекций, докладов, бесед;
  • организовать соревнование за количество охваченных ими слушателей;
  • соревноваться за повышение читаемости антирелигиозной литературы в библиотеках;
  • соревнование за лучшее проведение антирелигиозных кампаний (за выход из религиозных общин, за отказ от приема на дому попов и проповедников, за отказ от расходов на церковь;
  • соревноваться за лучшее проведение безрелигиозных свадеб, похорон, октябрин и т. д.

Психологический прессинг беспощадных борцов с религией был настолько мощным, что под их знамена встали даже В. Д. Бонч-Бруевич и А. В. Луначарский, незадолго до этого говорившие о пагубности “войны с религией”.

"Внутренний
Внутренний вид воронежского Владимирского собора, превращенного в зернохранилище. 1929 г.
Идеологи воинствующего атеизма хорошо понимали: одной пропагандой ничего не добьешься. Поэтому всем ячейкам СВБ предлагалось активно вторгаться в хозяйственную жизнь. Вот какие рекомендации давал журнал “Антирелигиозник” сельским активистам: “Безбожники на селе так же организуют ударные группы по проведению агроминимума на полях, организуют колхозы безбожников, создают группы по обслуживанию полей крестьян-бедняков в посевную и уборочную кампании, группу по утеплению хлевов и т. д. и т. п. Надо только, чтобы эти задачи были теми же, которые проводятся в плане пятилетки в данном районе, селе органами советской власти. Вокруг этих мероприятий также должна быть развернута разъяснительная антирелигиозная работа. О каждом достижении на поле безбожников в их хозяйстве должно быть широко оповещено население, население должно узнать, как это достижение было получено без богов и попов”. Надо отметить, что некоторые сельские партийные руководители были категорически против начавшегося антирелигиозного наступления и не хотели увязывать урожаи с вопросами безбожной агитации. Судьба этих “уклонистов” печальна.

О “большой войне” с церковью Е. М. Ярославский заявил в своем докладе: “О пятилетнем плане работы безбожников” 29 января 1930 г. на заседании Исполнительного бюро ЦС СВБ: “Некоторые представляют себе, что можно вести борьбу против такой организации, как церковь, так, чтобы нигде не было никакой драки. Это утопическая задача. Обязательно кое-где будет драка. Это есть один из видов классовой борьбы, ожесточенной классовой борьбы”.

Далее он сообщил присутствующим, что во многих районах закрыто 50% церквей, и призвал успешно продолжить начатое дело в течение “безбожной пятилетки”, доведя до полного закрытия: “Процесс сплошной коллективизации связан с ликвидацией если не всех церквей, то, во всяком случае, значительной части церквей, с урезкой, по крайней мере, наполовину численного выражения всякого рода религиозных организаций. Значит, мы не можем отрывать этот процесс развертывания нашей работы от выполнения нашего пятилетнего плана. Он идет рядом с процессом коллективизации... Он должен помогать этому процессу. Таким образом, мы можем сказать, что если основные районы у нас будут коллективизированы, то это значит, что в основных районах, по крайней мере наполовину, будет сокращено влияние церковных организаций”. Ярославский озвучивал партийную стратегическую линию. Об этом тогда же говорили В. М. Молотов и А. А. Андреев. А спустя два года на 1-м съезде колхозников-ударников Л. М. Каганович заявил: “Кулак, поп и антиколхозные люди — наши враги”.

"Экспонаты
Экспонаты антирелигиозной выставки в Академии наук СССР. Ленинград. 1936 г.
Трагедия и фарс всегда идут рядом. Главный безбожник страны Ярославский должен был постоянно искать аргументы для доказательства всепобеждающий силы антирелигиозного движения. То он назовет 2 млн крестьян-безбожников, и это в то время, когда в стране шел процесс раскулачивания и депортации сельских труженников, то он называл фантастическую цифру в 10 млн (довести СВБ за пятилетку). Правда, рапортовать ХVI съезду ВКП(б) о 6 млн безбожников в стране он все же не рискнул.

Не взяв количеством, Ярославский придумал мудрые политические объяснения: враг оказывает ожесточенное сопротивление по всем направлениям. Чтобы его сломить, необходимо “бешеными темпами двинуть дело социалистического соревнования среди безбожников”, шире пропагандировать начинания передовиков “антирелигиозного фронта”.

Все средства массовой информации стали печатать призывы с мест, типа письма женщин-колхозниц сельхозартели “Труд” (один из районов Московской обл.): “Мы ясно осознали, что религия — это яд для народа, и дали слово в 1931 г. окончательно искоренить у нас в артели религиозные обряды и церковные праздники”.

Пропагандисты Днепростроя призывали организовать безбожные бараки, а ленинградские активисты начали сбор денег на танк “Безбожник” и тракторную колонну под тем же названием.

Но, несмотря на размах воинствующего атеизма в стране, руководители СВБ на Всесоюзном совещании по антирелигиозной пропаганде в 1935 г. вынуждены были признать, что в стране все еще существуют десятки тысяч религиозных организаций, у многих миллионов людей не потеряна вера в Бога, а ячейки безбожников, напротив, теряют своих членов”.

В июне 1936 года – В СССР опубликован проект новой, “сталинской” Конституции

Ст. 124 проекта Конституции провозглашала свободу “отправления религиозных культов” и свободу “антирелигиозной пропаганды”. Вместе с тем именно опубликование этого проекта стало толчком для активизации церковной жизни.

В первые же месяцы после публикации увеличился поток жалоб и ходоков в постоянную комиссию по делам религиозных культов при ЦИК СССР (по сравнению с теми же месяцами 1935 г. — в 1,3 раза). Требовали прежде всего открыть закрытые церкви, а также разрешить собрания религиозных обществ, крестные ходы, публичные молебны. Почти в каждом заявлении были ссылки на ст. 124 и 125 Конституции. По признанию членов комиссии, “тон заявлений стал требовательнее, настойчивее”. Ходатайства об открытии церквей не прекращались (хоть и были большей частью безответны) вплоть до 1943 г.

Не нужно забывать, что религиозному подъему 1936 г. предшествовала апатия рубежа 1920–1930-х гг., вызванная церковными разделениями конца 1920-х гг., принятием репрессивного законодательства 1929 г. и последовавшими вслед за тем повсеместным закрытием храмов (проходившим на фоне сплошной коллективизации), массовыми арестами священнослужителей и верующих, всплеском антирелигиозной пропаганды.

1998 год – Состоялось заседание Священного Синода.

По вопросу о предстоящем захоронении 17 июля в Санкт-Петербурге «екатеринбургских останков» члены Синода постановили:

«Подтвердить позицию Церкви, выраженную в Определении Священного Синода от 26 февраля сего года, в котором, в частности, говорится: “1. Оценка достоверности научных и следственных заключений, равно как и свидетельство об их незыблемости или неопровержимости, не входит в компетенцию Церкви... Решение Государственной комиссии об идентификации найденных под Екатеринбургом останков как принадлежащих семье императора Николая II вызвало серьезные сомнения и даже противостояния в Церкви и обществе... В связи с этим Священный Синод высказывается в пользу безотлагательного погребения этих останков в символической могиле-памятнике. Когда будут сняты все сомнения относительно “екатеринбургских останков” и исчезнут основания для смущения и противостояния в обществе, следует вернуться к окончательному решению вопроса о месте их захоронения». 2. Учитывая вышеизложенное, считать невозможным участие в захоронении “екатеринбургских останков” предстоятеля Русской Православной Церкви или любого иного иерарха».

Синод назначил насельника Свято-Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии игумена Иосифа (Македонова) епископом Шацким, викарием Рязанской епархии.

9 июня 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×