Святая мученица Кириакия

Память 7 / 20 июля

Святая Кириакия родилась в царствование императора Диоклетиана (284–305). Ее родители, Дорофей и Евсевия, были зажиточными благочестивыми христианами. Долгие годы они не имели детей и молили Бога даровать им потомство, обещая посвятить Ему народившееся дитя. По их молитве родилась девочка, и поскольку это случилось в воскресный день, ей дали имя Кириакия[1]. Крестив дочь, Дорофей и Евсевия воспитывали ее «в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6: 4), сохраняли в непорочности, чтобы, согласно обету, отдать на служение Богу.

Однажды богатый местный язычник, услышав похвалы красоте и благочестию юной девы, решил женить на ней сына. Но когда они пришли свататься, Кириакия сказала, что она невеста Христова и желает умереть целомудренной. Знатный человек разгневался и отправился к Диоклетиану сообщить, что Кириакия и ее родители противятся власти императора.

Правитель призвал их к себе и спросил, почему они не признают богов империи. Дорофей бесстрашно отвечал, что научился у своих родителей почитать единственного Бога – Творца неба и земли, воплотившегося во имя нашего спасения. За это его подвергли бичеванию, но и тогда он не перестал отвергать идолов. Император, видя, что от него ничего нельзя добиться, отослал его с Евсевией к Иусту, правителю Митилены в Малой Армении. Тот подверг христиан пыткам, после чего повелел обезглавить. Так они удостоились мученического венца.

Кириакию Диоклетиан отослал в Никомидию к своему зятю, кесарю Максимиану. Увидев девушку, император изумился ее ослепительной красоте и пообещал выдать ее замуж за одного из своих родственников, если она согласится почитать идолов. Но хрупкая дева была тверда и неколебима, заявив, что ничто не заменит ей любовь ко Христу. Тогда тиран повелел привязать ее к четырем кольям, вбитым в землю, и хлестать до смерти воловьими жилами. Трижды обессилевшие палачи сменяли друг друга, а святая оставалась бесчувственной к ударам и только ярче сияла благодатью Божией. Максимиан решил, что воины из жалости щадят деву, и обрушил свой гнев против них. Тогда мученица обратилась к нему со словами: «Не обольщайся, Максимиан! Никогда ты не заставишь меня подчиниться твоей воле, ибо мне помогает Бог». Боясь новых насмешек, император отослал Кириакию к Илариону[2], правителю Вифинии, известному жестокостью по отношению к христианам.

Прочитав послание Максимиана, Иларион стал угрожать святой неслыханными пытками. Кириакия отвечала, что легче согнуть железо, нежели сломить ее саму. Когда мученицу подвесили за волосы и стали жечь ее тело пылающими факелами – но она вновь осталась нечувствительной к боли, словно уже облаченная в неприступный покров, уготованный избранным.

В ночь после пыток в тюрьме Кириакии явился Христос, исцелил раны и обещал освободить от всех испытаний Своей благодатью. Наутро тиран был страшно удивлен, увидев деву невредимой. Он приписал это чудо божествам и велел отвести христианку в языческое капище. Войдя туда, святая пала на колени и вознесла молитву к Спасителю. Тотчас стены содрогнулись, а идолы попадали на землю и рассыпались в прах, в храм ворвался вихрь и развеял прах по воздуху. Испуганные язычники обратились в бегство. Только Иларион продолжал посылать проклятья. Тогда небо разверзлось, блеснула огненная молния, опалила лицо правителя, после чего он упал и испустил дух.

Новый судья, Аполлоний, узнав о событиях, столь взволновавших провинцию, велел привести к нему святую и приговорил ее к сожжению заживо. По его повелению раскалили большую сковороду и на нее бросили святую. Несколько часов мученица молилась, воздев руки к небу, и осталась невредимой, без единого ожога. После этого при чистом летнем небосклоне на небе появилась темная туча, и сильный ливень загасил жар огня. Аполлоний приказал бросить Кириакию на растерзание двум львам, но те, подойдя к святой, стали тихими, словно агнцы, и улеглись у ее ног. Многие язычники, ставшие свидетелями этих чудес, уверовали во Христа и были тут же казнены.

На следующий день деву вновь привели на допрос к правителю, и опять его усилия остались тщетными. Поняв, что славную воительницу Христову не соблазнить лестью, не сломить пытками, Аполлоний приговорил ее к усечению мечом. Когда мученицу вывели за пределы города, она попросила палачей дать ей время на молитву. Упав на колени, она долго молилась Христу, Который дал ей силы свидетельствовать о Его имени перед властителями (ср.: Мф. 10: 18) и сохранил ее девство до дня небесного бракосочетания. Когда светоносные ангелы пришли забрать душу Кириакии, чтобы она предстала перед Небесным Женихом, тело ее тихо приклонилось к земле. Палачи, вознамерившись отсечь мученице голову, пришли в крайнее удивление, увидев, что она мертва. В это время с неба послышался голос: «Братия, идите и расскажите все о великих делах Божиих». Когда воины ушли сообщить правителю обо всем, что видели, христиане, спрятавшиеся из страха перед язычниками, забрали тело святой и погребли в достойном месте, прославляя Господа.

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

20 июля 2012 г.

[1] Кириакия по-гречески означает «день Господень», то есть воскресенье. Ее имя можно перевести и как «Господня».
[2] Или Иларию.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Святой мученик Лазарь Болгарский Святой мученик Лазарь Болгарский
Ага велел посадить юного христианина в тюрьму и в течение многих дней пытать, надеясь получить значительную выгоду, если удастся обратить его в ислам. Так как юноша остался непреклонен, ночью 22 апреля 1802 года ага приказал палачам проявить всю возможную лютость, чтобы поколебать решимость святого. Но мужественный воин Христов держался стойко, взывая о помощи к святому Георгию.
Святая мученица Евфалия Святая мученица Евфалия
Аудио
Св. Евфалия жила в гор. Леонтине близ Сиракуз на Сицилии. Ее мать, тоже Евфалия, исцелилась от кровотечения после явления святых мучеников Алфия, Филадельфа и Киприана. Тогда обе женщины приняли крещение.
Мученики Маврикий и семьдесят воинов, с ним пострадавших Мученики Маврикий и семьдесят воинов, с ним пострадавших
Аудио
Святые мученики были подвергнуты жестоким пыткам: их бичевали бычьими жилами с такой силой, что куски пло­ти отрывались от тел, затем, привязав к столбам, раздирали бока железными когтями, а потом бросили в раскаленную печь. (MP3 файл. Продолжительность 4:18 мин. Размер 2.1 Mb)
Мученичество и молитва Мученичество и молитва
Диакон Владимир Василик
Евхаристия и евхаристическая жизнь формировали сознание и психологию христиан первых веков, определяя их отношение к мученичеству. Мученический подвиг как бы становится совершением евхаристии, в некотором смысле – второй анафорой. Мученик соучаствует в Голгофских страданиях Христа и сопричащается евхаристии, осмысляемой как кровавая жертва. Особо следует сказать о влиянии на сознание ранних христиан церковной гимнографии.
Церковь в эпоху гонений Диоклетиана и Галерия Церковь в эпоху гонений Диоклетиана и Галерия
Протоиерей Владислав Цыпин
Церковь в эпоху гонений Диоклетиана и Галерия Церковь в эпоху гонений Диоклетиана и Галерия
История Европы дохристианской и христианской
Протоиерей Владислав Цыпин
Почти два десятилетия Диоклетиан весьма терпимо относился к христианам. Более того, христианами были некоторые придворные вельможи, а также многие центурионы, военные трибуны и высокопоставленные чиновники. Радикальная ревизия религиозной политики, произведенная Диоклетианом в 303 году, современникам представлялась внезапной и даже загадочной. У историков однозначного ответа на вопрос о причинах столь резкого изменения отношения к христианам тоже нет.
Комментарии
М20 июля 2019, 14:22
Святая мученица Кириакия,моли Господа Бога о нас грешных!
Фаина19 июля 2017, 16:46
Святая мученица Кириакия! Моли Бога о нас грешных!
Татьяна20 июля 2012, 21:51
Память 7 / 20 июля - желательно сделать кликабельным с переходом на этот день в календаре.

Уже так заинтриговали изданием, что хочется приобрести, вопрос как?
(Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря)

PS: Модераторам. Комметарий этот можно и удалить.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×