1915 год — Отставка обер-прокурора Святейшего Синода В.К. Саблера.
По меткому замечанию влиятельного церковного деятеля того времени протопресвитера Русской армии и флота Георгия Шавельского, «в эпоху В. К. Саблера Святейший Синод главным образом занимался наградными и бракоразводными делами». Вопросы — о церковном Соборе и о приходе, разрешения (или хотя бы попытки разрешения) которых так ожидали от Саблера правые церковные круги, — так и не были разрешены.
Как и его предшественники, Саблер в основном занимался «традиционными» обер-прокурорскими делами: бюджетом Церкви, увеличением думских ассигнований на ведомство, активным противодействием любым «поползновениям» законодателей в области «свободы совести». Не обладая умом К.П. Победоносцева, непреклонной волей князя А.Н. Голицына и властностью графа Н.А. Протасова, Саблер всегда был другом архиереев, плативших ему за это полной взаимностью. В области «церковного строительства» за четыре года пребывания у власти он не сделал ничего. Подводя общий итог эпохе саблеровского управления, о. Георгий Шавельский отмечал страшный упадок во всех отношениях (кроме количественного) ученого монашества; понижение умственного и нравственного уровня в архиерействе; расстройство и упадок духовных школ; обмирщение монастырей; огромное понижение образовательного уровня в среде сельского белого духовенства; общую отсталость церковной жизни и работы и совершенное неиспользование огромных церковных богатств, находившихся под спудом, вплоть до их разграбления большевиками.
Разумеется, во всех перечисленных нестроениях нельзя винить одного Саблера. Однако значительная доля вины лежит именно на нем: он прекрасно понимал, что православная конфессия переживает серьезные нестроения после революционных 1905–1907 гг., когда церковные язвы полностью обнажились, а необходимость проведения реформ стала очевидна. Во всяком случае, необходимо было постараться «вписать» Церковь в новые социально-политические реалии, а не заниматься методичным разрушением последних. Саблер, зная о церковных нестроениях не понаслышке, выбрал старый синодальный путь, по которому и вел Церковь в течение исключительно ответственного периода. Его отставку нельзя считать неожиданной, она ожидалась еще в 1914 г. Начавшаяся война на время сняла этот вопрос с повестки дня, однако уже в первой половине 1915 г. он снова был поднят. О необходимости отставки Саблера с государем говорили И.Л. Горемыкин, А.И. Кривошеин и Щербатов, протопресвитер Георгий Шавельский. Причем все предлагали кандидатуру А.Д. Самарина.
Таким образом, статский советник Самарин был назначен «исправляющим должность обер-прокурора Святейшего Синода, с оставлением членом Государственного совета».
Товарищем (заместителем) обер-прокурора стал также москвич — камергер П.В. Истомин (правые выдвигали на эту должность своего кандидата — известного синодального миссионера и издателя В.М. Скворцова). Самарин пользовался большой популярностью в дворянской (особенно московской) среде, сумел понравиться государю во время юбилейной поездки императорской четы в 1913 г. в первопрестольную и, ко всему, был человеком правых убеждений.
1917 год — Святейший Синод своим определением утвердил Положение о созыве Поместного Собора Православной Всероссийской Церкви.
В состав Собора входили все члены Святейшего Синода, епархиальные архиереи (викарии и находившиеся на покое участвовали лишь по приглашению). Общее руководство и надзор за выборами лежал на Святейшем Синоде, в епархиях надзирающие функции выполняли епархиальные архиереи. Выборы делегатов на Собор от клира и мирян должны были состояться не позднее 23 июля и охватить всех православных. Единоверцы (православные старообрядцы) избрали 10 депутатов и их заместителей на своем Нижегородском съезде в июле 1917 г. Корпорации каждой из духовных академий получили право делегировать по три своих представителя, не считая тех профессоров, кто участвовал в работе Предсоборного совета (все его представители также становились членами Собора).
1922 год — Ревтрибунал вынес приговор по делу петроградского духовенства.
10 человек были приговорены к расстрелу, большая часть — к тюремному заключению, остальные подсудимые (22 человека) были оправданы. Затем шестерых из приговоренных к смертной казни ВЦИК помиловал, а четверым (митрополиту Вениамину, архимандриту Сергию, председателю правления Обществ православных приходов Ю.П. Новицкому и юристу И.М. Ковшарову) в помиловании было отказано.
В это же время обновленческое ВЦУ вынесло свой приговор по тому же делу — документ беспримерной в истории Церкви низости: «1) Бывшего Петроградского митрополита Вениамина, изобличенного в измене своему архипастырскому долгу... лишить священного сана и монашества; 2) председателей и членов правления приходов Петроградской епархии: Новицкого, Ковшарова, Елачича и Огнева, организовавших борьбу против государственной власти... отлучить от Церкви; 3) членов того же правления, священнослужителей: епископа Венедикта, протоиереев Богоявленского, Чукова, Чельцова, архимандрита Сергия, обличенных в соучастии в преступлениях вышеуказанных лиц, уволить от должности и лишить священного сана... 6) мирянина Парийского отлучить от святого причастия на пять лет; 7) мирян Королева, Соколова... отлучить от святого причастия на два года».
1923 год — Накануне праздника в честь Владимирской иконы Божией Матери епископ Иларион (Троицкий) освятил великим чином собор Сретенского монастыря.
1928 год — Синод Русской Зарубежной Церкви принял решение «о вынужденном временном административном отделении от Московской церковной власти», означавшее разрыв канонического общения.
1967 год — Состоялось заседание Священного Синода.
Протоиерей Матфей Стаднюк был освобожден от должности настоятеля Александро-Невского храма Московской Патриархии в Александрии (ОАР) с возвращением на Родину.
1992 год — Афтокефалисты попытались захватить Свято-Успенскую Почаевскую лавру.