Православный календарьПравославный календарь
«Когда все еще было хорошо»
Елена Кучеренко
Парадокс в том, что счастливым можно быть только в настоящем. Больше никогда.
Любовь Божия и вечные муки
Священник Валерий Духанин
Терять отведенное здесь время жизни, думая, что потом нам и так всё простят, – безрассудно и глупо.
«Тот, кто убил моего мальчика, жив...»
Две истории о прощении
Плакала Василиса Васильевна. И гладила по голове этого человека, который Ваську ее убил.
Патриарх Тихон и комсомолка Маша
Марина Бирюкова
Не одну только салфетку вынесла она тогда из Донского монастыря, но нечто гораздо более важное.
«И исчезнет страх, с которым взираем мы в завтрашний день»
О новой книге по трудам архим. Иоанна (Крестьянкина)
Только живая вера способна оградить нас от волны страха, который захлестывает весь мир.
Мысли о «Декларации об учении о русском мире»
Протодиакон Владимир Василик
Понятие «Русского мира» – культурное и историософское, оно не может быть догматизировано.
Не стрелять в сердца
Елена Кучеренко
Люди стали ближе. Ближе – не против кого-то, а за то, чтобы все, везде и всегда были живы…
«Обопрись на Бога! Он не оставит!»
Елена Кучеренко
В это страшное время либо ты веришь Богу и молишься, либо просто сойдёшь с ума.
Архимандрит Нектарий (Хаджипетропулос): «Мы служим народу Божию и Церкви, и весь наш заработок направлен на это»
Мы, монахи, не кладем деньги себе в карман, не копим их, всё идет на нужны нашей общины.
Образцовые христианские семьи
Анна Сапрыкина
Людям удавалось создавать христианские семьи, строить добрые и крепкие отношения, учить детей вере и идти всей семьей к совершенству в самых разных условиях.

Русская Православная Церковь ХХ век
5 июля

1915 год — Отставка обер-прокурора Святейшего Синода В.К. Саблера.

По меткому замечанию влиятельного церковного деятеля того времени протопресвитера Русской армии и флота Георгия Шавельского, «в эпоху В. К. Саблера Святейший Синод главным образом занимался наградными и бракоразводными делами». Вопросы — о церковном Соборе и о приходе, разрешения (или хотя бы попытки разрешения) которых так ожидали от Саблера правые церковные круги, — так и не были разрешены.

Как и его предшественники, Саблер в основном занимался «традиционными» обер-прокурорскими делами: бюджетом Церкви, увеличением думских ассигнований на ведомство, активным противодействием любым «поползновениям» законодателей в области «свободы совести». Не обладая умом К.П. Победоносцева, непреклонной волей князя А.Н. Голицына и властностью графа Н.А. Протасова, Саблер всегда был другом архиереев, плативших ему за это полной взаимностью. В области «церковного строительства» за четыре года пребывания у власти он не сделал ничего. Подводя общий итог эпохе саблеровского управления, о. Георгий Шавельский отмечал страшный упадок во всех отношениях (кроме количественного) ученого монашества; понижение умственного и нравственного уровня в архиерействе; расстройство и упадок духовных школ; обмирщение монастырей; огромное понижение образовательного уровня в среде сельского белого духовенства; общую отсталость церковной жизни и работы и совершенное неиспользование огромных церковных богатств, находившихся под спудом, вплоть до их разграбления большевиками.

Разумеется, во всех перечисленных нестроениях нельзя винить одного Саблера. Однако значительная доля вины лежит именно на нем: он прекрасно понимал, что православная конфессия переживает серьезные нестроения после революционных 1905–1907 гг., когда церковные язвы полностью обнажились, а необходимость проведения реформ стала очевидна. Во всяком случае, необходимо было постараться «вписать» Церковь в новые социально-политические реалии, а не заниматься методичным разрушением последних. Саблер, зная о церковных нестроениях не понаслышке, выбрал старый синодальный путь, по которому и вел Церковь в течение исключительно ответственного периода. Его отставку нельзя считать неожиданной, она ожидалась еще в 1914 г. Начавшаяся война на время сняла этот вопрос с повестки дня, однако уже в первой половине 1915 г. он снова был поднят. О необходимости отставки Саблера с государем говорили И.Л. Горемыкин, А.И. Кривошеин и Щербатов, протопресвитер Георгий Шавельский. Причем все предлагали кандидатуру А.Д. Самарина.

Таким образом, статский советник Самарин был назначен «исправляющим должность обер-прокурора Святейшего Синода, с оставлением членом Государственного совета».

Товарищем (заместителем) обер-прокурора стал также москвич — камергер П.В. Истомин (правые выдвигали на эту должность своего кандидата — известного синодального миссионера и издателя В.М. Скворцова). Самарин пользовался большой популярностью в дворянской (особенно московской) среде, сумел понравиться государю во время юбилейной поездки императорской четы в 1913 г. в первопрестольную и, ко всему, был человеком правых убеждений.

1917 год — Святейший Синод своим определением утвердил Положение о созыве Поместного Собора Православной Всероссийской Церкви.

В состав Собора входили все члены Святейшего Синода, епархиальные архиереи (викарии и находившиеся на покое участвовали лишь по приглашению). Общее руководство и надзор за выборами лежал на Святейшем Синоде, в епархиях надзирающие функции выполняли епархиальные архиереи. Выборы делегатов на Собор от клира и мирян должны были состояться не позднее 23 июля и охватить всех православных. Единоверцы (православные старообрядцы) избрали 10 депутатов и их заместителей на своем Нижегородском съезде в июле 1917 г. Корпорации каждой из духовных академий получили право делегировать по три своих представителя, не считая тех профессоров, кто участвовал в работе Предсоборного совета (все его представители также становились членами Собора).

""1922 год — Ревтрибунал вынес приговор по делу петроградского духовенства.

10 человек были приговорены к расстрелу, большая часть — к тюремному заключению, остальные подсудимые (22 человека) были оправданы. Затем шестерых из приговоренных к смертной казни ВЦИК помиловал, а четверым (митрополиту Вениамину, архимандриту Сергию, председателю правления Обществ православных приходов Ю.П. Новицкому и юристу И.М. Ковшарову) в помиловании было отказано.

В это же время обновленческое ВЦУ вынесло свой приговор по тому же делу — документ беспримерной в истории Церкви низости: «1) Бывшего Петроградского митрополита Вениамина, изобличенного в измене своему архипастырскому долгу... лишить священного сана и монашества; 2) председателей и членов правления приходов Петроградской епархии: Новицкого, Ковшарова, Елачича и Огнева, организовавших борьбу против государственной власти... отлучить от Церкви; 3) членов того же правления, священнослужителей: епископа Венедикта, протоиереев Богоявленского, Чукова, Чельцова, архимандрита Сергия, обличенных в соучастии в преступлениях вышеуказанных лиц, уволить от должности и лишить священного сана... 6) мирянина Парийского отлучить от святого причастия на пять лет; 7) мирян Королева, Соколова... отлучить от святого причастия на два года».

""1923 год — Накануне праздника в честь Владимирской иконы Божией Матери епископ Иларион (Троицкий) освятил великим чином собор Сретенского монастыря.

1928 год Синод Русской Зарубежной Церкви принял решение «о вынужденном временном административном отделении от Московской церковной власти», означавшее разрыв канонического общения.

1967 год — Состоялось заседание Священного Синода.

Протоиерей Матфей Стаднюк был освобожден от должности настоятеля Александро-Невского храма Московской Патриархии в Александрии (ОАР) с возвращением на Родину.

1992 год — Афтокефалисты попытались захватить Свято-Успенскую Почаевскую лавру.

5 июля 2006 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 1 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×