Три праздника
Второе сегодняшнее празднование — во славу Креста Христова. Оно именуется Происхождением Честных Древ Животворящего Креста Господня. Праздник этот перешел к нам из Греческой Церкви.
В Константинополе по причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился обычай торжественно выносить в начале этого месяца из великой Софийской церкви — в ограждение от эпидемий — Честное Древо Креста Господня, обходя с ним городские улицы. Отсюда и название праздника — «происхождение», или, иначе говоря, вынос, несение, предхождение Креста пред народом и всенародное ему поклонение.
С этим церковным праздничным чином обыкновенно соединялось освящение воды. Отсюда и у нас за всенощной бывает вынос Креста и поклонение ему, а после литургии — крестный ход на воду и водосвятный молебен.
Следует и здесь обратить внимание на то, как и греческий народ в бедах искал помощи в вере. Но точно так же и русский народ в несчастьях своих, в общественных и личных бедах, тем более при войнах — так же искал помощи в христианской вере. И так было с древнейших времен, что видно из третьего праздника, отмечаемого нами сегодня.
Этот праздник посвящен Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице и называется у нас, по народному обычаю, «первым Спасом». Он был установлен на Руси в двенадцатом веке — во время княжения святого князя Андрея Боголюбского.
Согласно летописям, удачный поход князя против теснивших тогда Русь поволжских болгар сопровождался необычайными чудесными знамениями — яркими огненными лучами, исходившими от святых икон Спасителя и Божией Матери, предшествовавших войску. Мы и здесь видим, что русские князья и воины в битвах своих опять-таки искали помощи прежде всего в вере, искали помощи у Единого Истинного Бога!
И из этих трех праздников уясним себе один общий урок — во всех нуждах и печалях, скорбях и бедах будем и мы искать такой же помощи только у спасительной веры нашей, у Единого Господа нашего, Ему же честь и поклонение подобает, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Епископ Феодор (Текучее)