«Нужны ли современному зрителю православные передачи?»

2 сентября состоялся круглый стол известных православных медийщиков

Киевская осень встречает нас повышенной активностью в медиасфере: на несколько дней Киев стал мировой столицей профессиональных дискуссий – Украина в этом году принимает 64-й Всемирный конгресс прессы и 19-й Всемирный форум редакторов.

Не остались в стороне и православные медийщики, которые 2 сентября собрались в Галерее «Соборной» на встречу-дискуссию — «Перспективы культурного обновления Украины: роль телевидения и масс-медиа».

Во встрече приняли участие представители православных СМИ, которые вот уже много лет работают либо в церковном медиапростанстве, либо сотрудничают со светскими СМИ, организовывая миссионерские проекты или представляя официальную позицию Церкви.

Среди участников круглого стола: епископ Обуховский Иона (Черепанов) – глава Синодального отдела УПЦ по делам молодежи, главный редактор православного журнала для молодежи «ОТРОК.ua»; Антон Никитин – главный редактор журнала «Фома в Украине», с 2007 по 2009 глава компании «Национальные информацыионные системы», объединившей информационные службы ТК «Интер» и К1; протоиерей Александр Акулов – руководитель Международного фестиваля православного кино и СМИ «Покров»; протоиерей Андрей Ткачев – священник-миссионер, публицист, автор и ведущий телепередач; протоиерей Александр Авдюгин – писатель, блогер, автор и ведущий цикла телепередач на православную тематику на Луганском областном телевидении; а также протодиакон Андрей Кураев – известный миссионер и богослов.

Модератором встречи выступил протоиерей Георгий Коваленко, глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ, пресс-секретарь Предстоятеля УПЦ.

Круглый стол был запланирован на 90 минут, а продлился почти три часа. Какие же темы настолько приковали внимание слушателей и спикеров, что ни одни, ни другие не хотели расходиться по домам в воскресный вечер?

«Новостийный» принцип работы церковных СМИ – плохо это или хорошо?

Эту тему затронул епископ Обуховский Иона (Черепанов). Ведь не секрет, что церковные СМИ, как правило, работают в режиме «констатации фактов», и основной их целью является информирование. Именно в этом кроется основная причина нерейтинговости церковных медиаресурсов.

Однако, по мнению владыки, кардинально менять ситуацию не стоит, и гнаться за рейтинговостью, приукрашая или обостряя факты, православным СМИ не к лицу. «Ведь журналисты – это, прежде всего, люди, которые за каждое свое слово будут давать ответ перед Господом». Поэтому медийщикам, а особенно церковным, важно научиться виртуозно сохранять этот баланс – между привлечением как можно большей аудитории и чистотой совести перед Господом.

О рейтинговости церковного медиапродукта не понаслышке знает и Антон Никитин, несколько лет возглавлявший информационные службы на ведущих телеканалах.

Ныне главный редактор православного журнала – подчеркивает важность профессионализма подачи материала и его содержательной стороны. Как пример рейтингового церковного продукта Антон Никитин привел ток-шоу со Святейшим Патриархом Кириллом во время первого его приезда на Украину в 2009 году.

Эту же мысль поддержал и прот. Александр Акулов, который предложил создавать качественный продукт именно для рейтинговых телеканалов.

Какими качествами должен обладать священник, чтобы быть интересным для СМИ?

Об этом рассказал пресс-секретарь Луганской епархии и ведущий цикла православных телепередач прот. Александр Авдюгин: «Мы должны сами делать себя интересными для СМИ, а не ждать «у моря погоды».

Прежде всего, нужно стремиться переходить в формат прямого эфира. Это сложно, безусловно. Но бояться «неудобных» вопросов не стоит: на сегодняшний день у нас достаточно думающих, грамотных священников, которые в состоянии справиться с подобной задачей.

Мы должны откликаться на запросы современного телевидения, и даже более того – самим выступать с подобной инициативой».

Священнослужителям во время общения с аудиторией необходимо категорически избегать политических тем, а также не использовать менторскую манеру высказываний и употреблять глагол «должны» как можно реже.

«Общая тенденция современного ТВ – это движение в сторону ток-шоу»

Своими наблюдениями о тенденциях в современном телевидении поделился с аудиторией глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ прот. Георгий Коваленко.

По его словам, для телевидения сегодня все более приоритетной становится «картинка», а не ее наполненность содержанием. «Основная тенденция современного телевидения – это движение в сторону ток-шоу. Даже новости, наверно, скоро будут создаваться по заказу и сценарию ток-шоу».

А ведь в действительности ток-шоу является ничем иным, как манипуляцией, обманом. На экране, да и на самой записи телеэфира практически невозможно отличить правду от выдумки, инсценизации, а реальных людей – от «подсадных» актеров. И это, к сожалению, постепенно становится общей тенденцией телевидения.

Культура современного зрителя уже сформирована современными медиа, и теперь они взаимно влияют уже друг на друга.

Имеющий колоссальный опыт участия в телепередачах и различных ток-шоу, о. Андрей Кураев заметил, что очень часто священников на ток-шоу приглашают с определенной целью. Заранее предполагая ту или иную их позицию, ведущие или «подсадные» участники нередко провоцируют священнослужителей на резкие высказывания, часто не гнушаясь и более легкими способами получения необходимых реплик – элементарным монтажом. Именно поэтому о. Андрей считает важным заранее просчитать, какая реакция ожидается, чтобы попытаться ее избежать или грамотно использовать.

Выход на нецерковную аудиторию: «Говорящие о Господе, не умолкайте!»

«Что касается церковных СМИ, то у них в зависимости от целевой аудитории есть несколько путей развития, считает о. Андрей. - Самый простой путь избрал для себя телеканал «Союз» - это телевидение для «своих». Здесь безопасно. Пусть стерильно, но – безопасно. Не травмировать зрителей острыми темами – при определенных условиях это тоже важно.

Другой путь – это информирование о церковных событиях. В рамках церковной стилистики и, опять же, для «своих».

И есть еще третий путь – это выход на нецерковную аудиторию, которой очень часто приходится доказывать, что священник – тоже человек. И чтобы стать интересным такой аудитории, мы должны помнить о факультативности роли Церкви в современном мире (ведь далеко не все признают за священником право назидать или даже советовать), помнить о том, как мы сами воспринимали церковные новости до своего воцерковления, и стараться избегать того, что у нас самих же когда-то «коробило» и вызывало отторжение.

Важность миссионерских медиапроектов особо подчеркивал на встрече и прот. Андрей Ткачев.

Он считает, что миссионерствовать нужно постоянно: «Сейчас как никогда нужна осмысленная реакция на каждое культурное событие, бросающее вызов христианскому сознанию. Если мы не реагируем – значит нам, православным, нечего сказать в ответ, значит, мы не осмысливаем этот мир и происходящее в нем.

Это не значит, что нужно критиковать и ругать всех и вся, – необходимо осмыслять происходящее в духовных категориях, причем не сиюминутных, а мыслить столетиями и тысячелетиями. Сегодня как никогда нужна умная реакция на безбожный мир».

Фото Александра Карпюка

Любовь Дубова

Источник: Православие в Украине

5 сентября 2012 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Татиана 6 сентября 2012, 13:44
"Нужны ли современному зрителю Православные передачи?",-ОЧЕНЬ НУЖНЫ, причём, каждому человеку "для вразумления", особенно атеисту, он не понимает, что его создал БОГ, а также вся природа, окружающая НАС тоже создана БОГОМ! Повидимому атеисты не понимают и не замечают, что ВСЁ в жизни каждого человека и всё строится ЧЕЛОВЕКОМ с БОЖИЕЙ ПОМОЩЬЮ!
СПАСИ, ГОСПОДИ!
С Уважением, ТАТИАНА.
Андрей Ъ 6 сентября 2012, 00:21
Слушайте, я обомлел - кто писал эту статью? В тексте мелькают англицизмы - "спикеры", "медийщики", "модераторы".

Главная мысль статейки - что соль всех встреч православных "медийщиков" - маркетинговыми методами впихнуть Церковь в светское медиа-пространство.

Задачи перед православными "медийщиками" - первого не говорить, о втором умалчивать, о третьем изъясняться толерантными околичностями.

Не удивлюсь, если в скором времени в семинариях будут изучать предметы "православный маркетинг", "православная реклама", "разработка бизнес-плана православного телевизионного ток-шоу".

От всего этого пахнет серой....
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×