В ответах священников на вопрос о "Гарри Поттере" стоит ссылка на статью диакона Андрея Кураева. Я тоже очень уважаю мнение отца Андрея и его миссионерскую деятельность, но не могу согласиться с его рассуждениями о данной книге. Конечно, если бы ребенок после прочтения "Гарри Поттера" мог бы выслушать изощренную экзегетику опытного богослова, то православные родители не имели бы оснований беспокоиться. Но, к сожалению, этого ждать не приходится. А потому лучше честно дать оценку самой книге, а не ее трактовкам.
Сравнение "Гарри Поттера" с "Илиадой", "Гамлетом", сказками Андерсена и "Словом о полку Игореве" не выдерживает никакой критики. Если внешне какие-то мотивы и могут совпадать, то неужели не очевидна та пропасть между безвкусным массовым чтивом и подлинной классикой? Тем более смешно говорить о том, что Роулинг продолжает традиции "английской христианской книжности". Это все равно что утверждать, будто дико популярная сейчас Маринина "продолжает традиции глубокого психологизма Достоевского и Толстого". Лучше все-таки воспитывать детей на высоких образцах искусства, пусть даже и сказочного, чем на низкосортных подделках.
Конечно, не стоило бы преуменьшать и опасности воздействия на детей "магической атмосферы" в книге. Там постулируется деление магов на "добрых" и "злых". При этом с подчеркнутой неприязнью говорится о не-магах, которые ни в коем случае не должны догадываться о мире магии. Книга написана таким образом, что ребенок вместе с самим главным героем узнает о мире магов больше и больше, входит в него и сам оказывается "хорошим волшебником".
Вообще то, о чем говорит Елена Андрулаки в своей статье, заставляет нас всерьез задуматься о том, как оградить своих детей от подобных произведений. Но здесь встает главная проблема - что именно предложить ребенку в качестве увлекательного чтения. И это, на мой взгляд, - повод к более важной дискуссии.