Православный календарьПравославный календарь
«Тот, кто убил моего мальчика, жив...»
Две истории о прощении
Плакала Василиса Васильевна. И гладила по голове этого человека, который Ваську ее убил.
«И исчезнет страх, с которым взираем мы в завтрашний день»
О новой книге по трудам архим. Иоанна (Крестьянкина)
Только живая вера способна оградить нас от волны страха, который захлестывает весь мир.
Мысли о «Декларации об учении о русском мире»
Протодиакон Владимир Василик
Понятие «Русского мира» – культурное и историософское, оно не может быть догматизировано.
«Обопрись на Бога! Он не оставит!»
Елена Кучеренко
В это страшное время либо ты веришь Богу и молишься, либо просто сойдёшь с ума.
«Когда все еще было хорошо»
Елена Кучеренко
Парадокс в том, что счастливым можно быть только в настоящем. Больше никогда.
Образцовые христианские семьи
Анна Сапрыкина
Людям удавалось создавать христианские семьи, строить добрые и крепкие отношения, учить детей вере и идти всей семьей к совершенству в самых разных условиях.
Любовь Божия и вечные муки
Священник Валерий Духанин
Терять отведенное здесь время жизни, думая, что потом нам и так всё простят, – безрассудно и глупо.
Патриарх Тихон и комсомолка Маша
Марина Бирюкова
Не одну только салфетку вынесла она тогда из Донского монастыря, но нечто гораздо более важное.
Не стрелять в сердца
Елена Кучеренко
Люди стали ближе. Ближе – не против кого-то, а за то, чтобы все, везде и всегда были живы…
Архимандрит Нектарий (Хаджипетропулос): «Мы служим народу Божию и Церкви, и весь наш заработок направлен на это»
Мы, монахи, не кладем деньги себе в карман, не копим их, всё идет на нужны нашей общины.

Не много ли чести Гарри Поттеру?
(к статье: Гарри Поттер: посвящение в магию)

Не могла не написать по поводу полемики об "Амели", "Гарри Поттере" и время от времени критикуемого православными "Властелине колец". Хочется поддержать автора последней полемической заметки на эту тему "Лучшее из худшего" (к "Амели"). Действительно, почему мы ожидаем, что западные кинематографисты должны снимать православное кино? Есть такая тенденция у православных критиков - обличать в "нехристианстве" авторов, явно не имеющих отношения к христианской Церкви. Также и греческий автор статьи о Гарри Поттере говорит о том, что Гарри Поттер "совершает чудеса без помощи истинного Господа", но это уж как-то совсем странно читать. Не много ли чести Гарри Поттеру? По большому счету общество-то вокруг нас языческое, тем более общество западное, есть лишь какие-то рудименты христианства. И что же мы хотим от обычной язычницы Миссис Роулинг, которая решила заработать денег? Чтобы она прославляла чудеса Господни?

"Гарри Поттер" - обычное развлекательное произведение, коммерческое, поэтому неглубокое, растянутое, как латиноамериканский сериал, жвачка, не лишенная, однако, местами некоторой выдумки и понимания детской психологии. Магию миссис Роулинг, на мой взгляд, все-таки просто использовала как экзотику, для того, чтобы создать увлекательный образный мир. По сравнению с черепашками Ниндзя и Покэмонами, которыми питаются современные дети, "Гарри Поттер" - это определенный прогресс, так как его мир и герои гораздо более человечные, он похож (только похож! коммерческий суррогат!) на старую добрую волшебную сказку, этим отчасти и объясняется его большая популярность.

"Гарри, несомненно, был создан, чтобы походить на нового спасителя"... Ну, точно, много чести! Языческое общество дня не может прожить без кумиров, главный герой создан по шаблону кумира, страдалец, борец со злом и т.п. - суррогат святости. Современное безбожное общество вообще все построено на суррогате: современные отношения мужчины и женщины - суррогат любви, телевизор - суррогат общения, даже питаемся мы суррогатными продуктами. Я бы и сама не уделяла так много внимания этому чтиву, если бы православная критика была более конструктивной и достигала своей цели.

Сатанизм-то не в том, что у Гарри Поттера зигзагообразная молния-шрам на лбу, а в том, что издатели, кинопрокатчики, производители компьютерных игр и сувениров эксплуатируют этот креатив, раскручивая его, устраивают массовый психоз среди детей и зарабатывают на них деньги. Дети для них - пушечное мясо. Вот что нужно обличать и этим отвращать людей (современных прагматиков!) от увлечения подобными произведениями. Что же касается чудес, то они - неотъемлемая часть такого древнего жанра словесности, как волшебная сказка. Причем без указания, что они сотворены Господом.

Финист-ясный сокол преврещается из птицы в молодца и обратно, Змею Горынычу отрубают три головы и вместо них вырастает шесть новых, Баба Яга летает на помеле, жизнь и смерть Кощея содержится в игле, которая внутри яйца (магический предмет!), сердце Кая превращается в льдышку (поищите более христианский образ!), к Золушке прилетает фея и взмахом волшебной палочки делает из тыквы карету. Или это тоже оккультизм? Это просто образная игра для детей, и если ребенок играет в казаков-разбойников, это не значит, что он станет разбойником.

Сказка, правда, научает детей жизненной мудрости, но старые сказки писались христианами или народом вообще, а современная неоязыческая сказка христианских детей мало чему может научить. "Властелин колец" же выпадает из этого ряда, так как написан каким-никаким, но христианином (Толкиен - лучший друг философа и писателя К.С. Льюиса, приведший его к вере), и не имел целью своего написания коммерческий успех.

Толкиен - профессор Оксфорда, исследовавший древние языки и кельтскую, валлийскую мифологию (отсюда образный ряд, если бы он преподавал фольклористику в МГУ, то у него были бы сплошные Бабки-Ежки, Кощеи и Горынычи) сочинял сказки поначалу для своих детей в воспитательных целях, в том числе. Положительным героям "Властелина колец" свойственно большое мужество, они постоянно преодолевают безвыходные ситуации, а отрицательным - подлость и т.д. Есть мнение, что общая картина борьбы Добра со Злом в этом произведении отражает христианское понимание бытия мира. Шоу-бизнес, правда, и это произведение оседлал и сейчас выжимает все возможные дивиденды из его раскрутки.

В заключение хотелось бы сказать, что современная культура очень далека от христианства, она мелка, расслаблена, а зачастую агрессивно порочна. Человек, активно ее потребляющий, сильно осложняет себе задачу спасения души. Христианского художественного слова в современной культуре практически не слышно. Но хотелось бы, чтобы христианская критика была более адекватной. Газетчики приучили нас судить о многообразии мира Божия примитивно, дилетантски-самонадеянно и на все развешивать ярлыки. Но мы - не светские журналисты и будем более вдумчивы.

Анастасия Верина

15 мая 2002 г.

Рейтинг: 5.8 Голосов: 104 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×