Я - обозреватель газеты "Мегаполис-Экспресс" (которую те, кто ее не читает, считает "желтой", "бульварной", хотя она давно не является таковой - скорее, это светское развлекательное и познавательное чтение). В обзоре публикаций СМИ меня привлек следующий пассаж: "...редактор газеты «Мирская жизнь» не забывает и о такой потенциальной аудитории, как журналисты: новая газета – это «попытка объяснить светским изданиям, как нужно писать о религии. Наша газета должна неназойливо влиять на светские СМИ».
Честно говоря, совсем не представляю себе, как может одна независимая газета влиять на другую, тоже независимую. Не припомню такого прецедента в истории мировой и отечественной журналистики, если, конечно, не считать повсеместное влияние ведущей партийной газеты в советские времена, по которой сверяли свой "ленинский курс" газеты рангом пониже.
Но хотелось бы сказать и о другом. У нашей газеты стабильный полумиллионный тираж, читают каждый номер 3-4 человека, мы не занимаемся саморекламой - ее и так знают. Но нет у нас автора, который писал бы на религиозную тематику. Я имею в виду священника-публициста (кто, как не выпускник духовного учебного заведения, мог бы верно и популярно дать ответ двухмиллионной читательской аудитории на вопросы, касающиеся православия, веры и всего, что с этим связано?). Несколько раз нам давал интервью о. Андрей Кураев - спасибо ему, очень занятому человеку, за это. Он понимает, сколь велика сила печатного слова. Однако хотелось бы привлечь православного публициста для сотрудничества на постоянной основе, а это, как выяснилось, недосягаемая мечта.
Все священники из тех, к кому я обращался с просьбой завести на страницах "Мегаполиса" разговор о семейных и нравственных ценностях с точки зрения православия, в не всегда вежливой форме отвечали отказом. Дескать, со светскими изданиями не сотрудничаю. То есть священник с ходу отметает огромную аудиторию, с которой мог бы поговорить как пастырь или даже миссионер. Получается, он сам себе выбирает слушателей: хочешь поговорить со мной - приходи в храм.
На днях я обратился к настоятелю вновь воссозданного столичного храма, популярному у студенческой молодежи протоиерею: пожалуйста, выступите в нашей газете. Ответ (не личный - он общался со мной через своего секретаря!) - категорическое "нет". То есть демонстрируется заведомое презрение к людям, читающим светскую прессу! К алкоголикам церковь куда более снисходительна, служит молебны об их исцелении, а читатели светской прессы, получается, абсолютно безнадежны. Не хотелось бы повторять избитую истину о том, что, обратись мы к протестантам или к католикам, - те без каких либо условий согласились бы сотрудничать с нами: они борются за каждую душу, каждую "человеко-единицу". Но ведь так оно и есть! Православные же священники в этом смысле более осторожны. Почему? Боятся? Чего?
В общем, вот в чем настоящая проблема, а не в том, что СМИ "не так" или "с позиций бульварной прессы" освещают те или иные события церковной жизни. Только квалифицированный консультант, повторяю, мог бы помочь (нам, в частности) избежать досадных ошибок (пишем ведь как можем!), но где он? Ау!