В издательстве «Вече» скоро выходит книга Олеси Николаевой «Русское чудо». Эссе из этой книги мы предлагаем вниманию наших читателей.
Олеся Николаева |
И действительно – я попала туда, когда не просто вовсю шла атеистическая пропаганда, милиция у приезжавших проверяла документы, а то и задерживала, но тамошние работники идеологического фронта еще и подпаивали и натравливали комсомольцев на верующих. Те врывались во время богослужения в храм, точно как скандальные «пусси», дергались, размахивали руками и ногами, мяукали, гавкали, пьяные, раскачивались из стороны в сторону, растягиваясь цепью. Вокруг была мерзость запустения. Где-то поблизости орудовали секты – на кладбище нашли ребенка, из которого была выпущена вся кровь. Помимо сектантов, были здесь и бабки-ворожеи, и колдуны, и всякая нечисть. Это поистине была духовная пустыня! Пустынька. Хотя если смотреть по карте, то – да, действительно, райцентр!
Другой внимательный читатель сетует, что истории об одном и том же событии, рассказанные архимандритом Тихоном (Шевкуновым) в его книге «Несвятые святые» и мной в «Небесном огне», не во всем совпадают.
Но – странно было бы требовать от нас абсолютно аналогичных воспоминаний и интерпретаций! Даже святые Евангелисты расходились в некоторых словах и деталях. Что уж говорить о нас, многогрешных!
Да, мы с отцом Тихоном, каждый со своего холма, описали одну и ту же историю о лжемонахе. Какие-то подробности, о которых он упоминает, совершенно прошли мимо моего рассказа, (либо улетучились из памяти, либо показались несущественными) и наоборот. Таково свойство человеческого сознания и, в частности, этого жанра.
Или вот в книге у архимандрита Тихона есть коротенькая история (на одну страничку) о том, как моему мужу – протоиерею Владимиру Вигилянскому – в присутствии архиепископа Павла Рязанского и самого отца Тихона позвонил писатель Андрей Битов и поведал, что ему явилась во сне его покойная мать.
Она сказала, что ему надо поисповедоваться у некоего старца Авеля. Андрей как человек с «мистическим измерением», пребывал в трепете и недоумении и поначалу – несколько раз в течение нескольких месяцев! – все спрашивал у меня про этого старца. Я хорошо знала его мать – Ольгу Алексеевну – удивительно красивую, изящную женщину, рафинированную, интеллигентную – подлинную дворянку. За несколько лет до ее смерти мы с ней и с Андреем ездили на беседу в Даниловский монастырь к архимандриту Зинону, а почти накануне смерти я привозила к ней в Переделкино, где она жила в ту пору жила, иеромонаха Агафангела: она хотела поисповедоваться и причаститься, что ей и удалось.
Словом, Андрей, потрясенный сном, все будоражил нас своими рассказами о явившейся ему во сне Ольге Алексеевне и вопросами о старце Авеле, который – увы! – был нам неизвестен и о котором никогда не слышали дружественные нам священники и монахи.
И вот когда Битов в очередной раз обратился ко мне, не отыскала ли я этого чудного старца, я и предложила ему позвонить моему мужу – ведь он тогда работал в пресс-службе Московской Патриархии и мог там на месте хоть что-то разузнать о загадочном отце Авеле.
Итак, Битов звонит, у моего мужа – повторяю – сидят владыка Павел и архимандрит Тихон. Отстраняясь от трубки, отец Владимир переадресовывает вопрос Андрея к ним. На что владыка отвечает, что старец Авель очень даже ему хорошо знаком, поскольку подвизается в монастыре как раз в его Рязанской епархии. Только он очень стар и немощен и почти никого уже не принимает. Но в то же время владыка тут же выказывает готовность лично попросить старца принять писателя Битова. Мало того, он великодушно приглашает Андрея Георгиевича остановиться там же в монастыре, как только тот найдет возможность туда приехать. А архимандрит Тихон, который как раз накануне вечером навещал отца Авеля, принимает в этом деятельное участие, обещает дать сопровождающего и помочь с машиной. Это – первая часть его истории.
А вторая часть – о том, что Андрей Георгиевич такой возможности не нашел, и через весьма малое время (немногим больше полугода) старец отошел к Господу.
Такая простая история о невстрече. Отец Тихон даже не написал, ибо не знал об этом, что покойная мать, посылая сына на исповедь к старцу, словно предупреждала о грядущих страданиях, которые неожиданно через несколько месяцев обрушились на него: смерть жены, совсем еще не старой и крепкой женщины, трудный подростковый возраст младшего сына, поджог прекрасной дачи под Питером…
Писатель Андрей Битов |
А он – забыл! Пять лет прошло! Пять лет тяжких испытаний, болезней и скорбей! Напрочь забыл, хотя несколько месяцев до того, как мы все-таки отыскали местонахождение старца, он при каждой встрече все допытывался о нем, искал!..
Итак, Андрей Георгиевич отвечает корреспонденту, что нет, покойная мать ему не являлась и о старце Авеле он, якобы, слышит впервые. Тот, конечно, поднимается шум, что отец Тихон-де «все о Битове напридумывал» и «как ему можно после этого верить».
Ну ладно. Звонит Андрею Георгиевичу мой муж, с которыми они не только друзья, но и, можно сказать, духовные родственники, и ему все это напоминает – как он весьма настойчиво все спрашивал о старце, как старец неожиданно отыскался, как Битову об этом сообщили по телефону, как самого Битова ждали в Рязанском монастыре… И тут Андрей Георгиевич признается, что он что-то стал все забывать. И что совсем недавно он видел сон, в котором мать его, стоя между корней со свечкой, сообщила ему час его рождения. И что он проснулся и кому-то это сказал. А сам – забыл. И час своего рожденья, и кому он это сообщил.
– А ведь, – добавил он, – это очень важно для гороскопа!
Ну и еще какие-то отзывы о книге я получала, слышала эхо. Одна из читательниц, которая одним абзацем фигурирует в моей книге, очень смутилась, оттого что я написала о ней, что она «вроде бы была человеком церковным». «Вроде бы» – вот что уязвило ее. А другой читатель, напротив, обиделся, что я нигде его не упомянула, хотя могла бы, – ведь он тоже участвовал в описанных мною событиях, он тоже там был!
Приходили и письма, полные дружественных чувств, чудесные письма! Было и письмо от некоего «друга, с которым я пока еще не знакома», но который хочет мне довериться. Потому что за ним идет слежка. Отовсюду – из радиоточки, из монитора, из СВЧ. Он просит меня принять участие в борьбе и написать воззвание, чтобы из квартир в его доме изъяли все электроприборы. Но, пока он писал мне письмо (восемь страниц – бисерным почерком), он вдруг… усомнился. Не я ли писала ему в блоге под именем некой Алены Водоплясовой? Поэтому он должен проверить. Он должен перечитать все записи, начиная с 2008 года. И поэтому заканчивает письмо… А то написал бы еще…
Приходили мне письма, в которых мои читатели рассказывали мне свои чудесные истории. Да это и не удивительно: у каждого верующего человека есть такие. Но один сюжет особенно меня поразил, поскольку был так или иначе связан с моей книгой и подарен мне людьми, которых я хорошо знаю и люблю. Привожу его в оригинальном изложении.
***
Ларнака, Кипр. Церковь святого Лазаря |
И вот отдыхая в этом году только в составе нашей семьи, без друзей, мы задались целью найти компанию нашим чадам, что нам и удалось. Мы познакомились с семьей, где младшее поколение было представлено семилетними братиком и сестричкой – Женькой и Агушей, Августой. Наш Данилка быстро нашел с ними общий язык, Августа «влюбилась» в Дашу, и они стали одной командой буквально с первой встречи. Родители ребят – Таня и Костя – оказались чуть-чуть моложе нас, хотя и выглядели старше. С ними мы тоже быстро нашли общий язык, тем более, что у них тоже свое маленькое семейное дело, да и к тому же они тоже оказались людьми верующими. Последнее обстоятельство стало крайне важным по следующей причине.
Мы путешествуем за границей, разъезжая по стране на взятой в аренду машине. Наши новые друзья медики-предприниматели предпочитали отдыхать лежа на пляже в границах арендованного отеля. Путешествовать одним, конечно, весело и интересно, но с компанией – еще лучше. Поэтому нам удалось уговорить Костю и Таню тоже взять в аренду машину, соблазнив их (главным образом – жену) поездками, в том числе, по монастырям, которые для пешего паломника недоступны.
Пришлось приложить некоторые усилия, к тому, чтобы сбалансировать паломнические устремления наших друзей (особенно Тани) и «обычный человеческий» отдых в виде поездок не только по храмам, но и замкам, красивым природным местам, иногда - весьма удаленным.
И тут, кстати будет сказать, что христианские взгляды и юмор наших новых друзей сподвигли нас на то, чтобы дать им почитать книгу Олеси «Небесный огонь и другие рассказы», которую мы взяли с собой.
Итак, начались наши далекие поездки, о которых сохранилось много теплых, веселых, порой – просто незабываемых воспоминаний, вызывающих улыбку и удивление у всех участников этих путешествий до сих пор.
А последнее наше паломничество было в г. Ларнаку, где мы хотели посетить церковь Святого Лазаря.
Святой мученик Трифон |
Ларнака от Пафоса, где мы проживали, расположена довольно далеко, и на эту поездку все настраивались несколько дней. По дороге желали заодно заехать и на «место рождения» Афродиты (живописную бухту с пенной бурной и холодной, обжигающей водой, в которой, тем не менее, не простужаются и дети), и в цивилизованный шумный Лимассол, и в средневековый замок Колосси, и на соленое озеро, поскольку все это было нам по пути.
Все задуманное мы осуществили: после посещения церкви Св. Лазаря, побывали везде, везде фотографировались, перекусывали, купались.
И вот, вернувшись вечером в отель, переодевшись и встретившись вновь за ужином, мы узнали неприятную новость – Костя в этот день где-то потерял портмоне с деньгами, правами и тремя кредитными картами. Не то чтобы кто-то излишне драматизировал этот факт, но приятного в таком событии мало. Ситуацию усугубляло и то, что Костя последний раз держал свое портмоне в руках в Ларнаке, а что с ним было дальше, – не помнил.
Мы строили разные предположения о том, где Костя мог оставить или потерять портмоне (причем довольно приличных размеров): то ли в Ларнаке, то ли в Лимассоле, то ли в замке, то ли на берегу соленого озера, то ли на пляже Афродиты… Короче говоря, это могло случиться везде – на протяжении всего нашего пути, на расстоянии восьмидесяти километров от Пафоса могло валяться Костино портмоне.
Владик предложил поехать в полицию заявить о пропаже, а на следующий день проехать по близлежащим местам «боевой славы», разыскивая кошелек. Так и сделали. В полиции, переписав все предполагаемые нами места пропажи, девушка-полицейский без энтузиазма заметила, что кошелек найдут… может быть, но слишком уж широка и пространна география поиска.
Вот тебе и рассказ про Трифона-мученика, прочитанный накануне… Таня и Костя стали молиться ему тут же и не переставали молиться после. Однако кошелек мы так и не нашли нигде, где бывали и спрашивали о нем, а через два дня наша семья улетела в Москву.
Костя и Таня вернулись с детьми в Москву неделей позже. История с кошельком стала уже темой для наших совместных шуток. Но, как выяснилось, они, вернувшись в Москву, не только не переставали молиться Святому мученику Трифону, но и посетили храм Знамения Божией Матери, о котором рассказано в книге «Небесный огонь», – именно там находится его чудотворная икона с частичками мощей.
И вот сегодня, шестого сентября, по прошествии двух с половиной месяцев, мы получаем от наших новых друзей письмо по электронной почте, в котором они сообщают нам, что на днях им в Москву доставили потерянный Костей на Кипре кошелек – со всей наличностью!!!»
А еще через несколько дней я получила еще одно письмо – в дополнение к истории о потерянном кошельке, где описывались подробности его обретения.
«В социальной сети "В контакте" Костю нашла совершенно никому не известная незнакомая девушка. Она сообщила, что в Никосии (до которой мы так и не доехали – этот город находится от Пафоса на приличном расстоянии), в Представительстве лежит кошелек с документами на имя Константина Х., и спросила, не он ли это. Костя сообщил, что это – он, описал содержимое кошелька. Далее она поинтересовалась, не будет ли он в обозримом времени на Кипре. Он ответил, что, возможно, будет через год. После этого переписка прекратилась.
А еще через некоторое время Косте позвонили из представительства Кипра в Москве, и сообщили, что ему надлежит встретиться с некоей дамой в посольстве и забрать свой кошелек, что он и сделал. Раскрыл его и… Все было на месте! Даже евро – ровно столько, сколько было на момент потери: ровно сто одно!
Да, и никто даже не намекал на какую-либо благодарность!»
Как Трифон-мученик все это устроил – Бог весть!
А как хорошо,что Вам нравиться Кипр!!
У меня на душе радость,что я смогу знакомиться с Вашим творчеством.
Впереди пост и так много дней ,которые подарят радость общения с Вами.
Храни Бог Вас и Ваших близких
Я купила Вашу книгу "Исполнение желаний", так как в нее вошла не только книга "Небесный огонь" ,но и другие рассказы.Вы замечательная рассказчица, Вы удивительный человек, наполненный счастьем,которое Вы дарите людям, даете нам надежду, утешение, Веру. Только очень искренний,талантливый человек, может так написать. А еще Вы человек, с большим чувством юмора. И книга очень хороша еще и тем, что в ней виден характер автора.Такое чувство, будто не я читаю книгу, а Вы мне ее рассказываете.
Спасибо Вам огромное за те часы, которые я провела с Вами.Спасибо за подсказку о Трифоне-мученике. Мне он тоже помог. Пишите, пожалуйста пишите для Ваших читателей.
Алла
Наше поколение (рожденные в 50-х г.) выросло не зная слова Божия, теперь понимаем что мы потеряли. Конечно трудно понимать и с возрастом уже и панять нета, но душа просит. И такие книги как Ваша помогают нам познать слово Божие.
Спаси Вас Господи!
P.S.Не знаю, как других, а меня раздражает постоянное яканье, книга-то не о себе любимой.
Некоторые истории вызывают большое смущение. Как вам такое: похоронили писателя, а он во сне стал являться покойной жене. Та вскрыла могилу и оказалось, что гроб водой залило и у него крышка треснула. Крышку обновили, гроб поставили в склеп, муж по ночам являться перестал. Это вообще о чем??
А вот еще про гороскопы и Битова? Может мне кто-то объяснит...
Н.Н. Между Церковью и бедными нет проблем, есть проблема отношения людей к бедным и богатым.
Ну да, участники международной конференции эту проблему выдумали... И в церковь не люди ходят.
Оказывыется,не только мы со Светланой замкчаем эту проблему...
Н.Н. Господь не делит людей на богатых и бедных,...
Вера, а я разве написала, что Господь делит людей на бедных и богатых?
Но проблема эта существует независимо от нашего нежелания её видеть. Можно пытаться её сгладить, а можно обострять.
Ведь берутся откуда-то недоброжелатели у Олеси?
Никакой иронии, для меня привычней: во-первых матушка, а потом писательница.
"Можно быть "основательно воцерковленным", но не быть христианином. Вывод один - "страшно далеки" такие комментарии от православного христианства."
Согласна абсолютно: во мне больше ветхого человека, чем христианина, всё время упоминаю о своём маловерии, стараюсь-стараюсь - но никак не получается, обязательно что-нибудь не так! Понимаю, что не угодила - простите -что думала, то и написала. Или надо было слукавить? Или промолчать? Не портить общей картины?
Иван, прочитаете - у Вас будет своё мнение; для меня естественнее, когда: МАТУШКА о.Даниила Сысоева Юлия, которая написала "Бог не проходит мимо" и др.
Я книгу Олеси Николаевой еще не читал, а потому у меня просьба: скажите, пожалуйста, что вы имели в виду?
Светлане. Простите меня,Светлана,но в Ваших словах прозвучала зависть...
Возможно, но не уверена. Проблема гораздо глубже, и странно, что МАТУШКА Олеся её не чувствует. Перефразируя известное высказывание, получаем "Узок круг таких православных. Страшно далеки они от народа". Для людей основательно воцерковлённых не важно, где и сколько денег помог вернуть мчн. Трифон, а для неофитов (а их сейчас подавляющее большинство), да ещё с очень скромным достатком, которые могут позволить себе только 3 свечки по 10 руб - искушение. Не по наслышке знаю.
Не смею давать никаких советов, но по мне - лучше бы было подождать другого случая, поближе к нашей, народной действительности. Не искушать. Наверное, Олесе это в голову не приходило (у чистого всё чисто), но лишний раз подумать - не помешает...
В этом рассказе нужно было увидеть помощь святого мученика Трифона,...
Это-то как раз не проблема - только безбожник не заметит.
И Корфу - Керкира теперь связаны еще и с Вами. Спасибо
Это сейчас стало модно - рассказывать про православных богатеньких и про то, как они вымаливают свои 101 евро??
Там ещё 3 кредитные карты были.
А что - богатые тоже плачут, и они люди...
Светлана, я Вас понимаю: Дивеево, Печоры, Оптина, Шамордино - кто-то только может мечтать там побывать; а кто-то может "...потерять портмоне (причем довольно приличных размеров): то ли в Ларнаке, то ли в Лимассоле, то ли в замке, то ли на берегу соленого озера, то ли на пляже Афродиты…".
Так и живём - кому-то супчик жидковат, а кому-то - жемчуг мелковат...
Но это ещё цветочки; ягодки собирать будем, когда православные русские будут вымаливать свои еврики исключительно на английском языке!
Конечно, я - ворона. Может быть, совпадение. Но - Слава Богу! И тропарь я выучу.
Матушка Олеся! Помогай Вам Господи всегда и во всем!
Присоединяюсь. Мне книжка понравилась. Единственно, что я там не увидела - это матушки о. Владимира. Но это так, к книге не относится...
Да, история про Августина в изложении о.Тихона изложена более интригующе, но...готов все простить за роскошнейшую, просто фантастически насыщенную чувствами последнюю главу.
А история знакомства ваших родителей тронула до слез. Даже мама призналась, что у нее "мурашки по коже" от того, что так бывает )
Уважаемая Олеся! Спасибо за книгу. Прочитала один раз с удовольствием на одном дыхании. Да и теперь время от времени перечитываю любимые странички. Архимандриту Тихон низкий поклон за его книгу. Прочитала и перечитываю! Пишите для нас грешных. Ваши книги делают нас чище.