Православный календарьПравославный календарь
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.

Святоотеческое зеркало

Я не очень часто захожу в светские книжные магазины. Но все же захожу. И какой бы необходимостью или же просто интересом ни было это вызвано, каждый раз удивляюсь: что за макулатура стоит на стеллаже (или лежит на столике) с самыми ходовыми изданиями? Самое ходовое — самое «раскрученное», а по содержанию — самое острое, самое «жареное» и нередко — самое примитивное. Читать классику, тем более русскую, не то чтобы немодно, это вроде бы даже как-то чудно сегодня. До того чудно, что любящие ее представляются окружающим чудаками… А я, размышляя об этом, думаю о другом: не выглядят ли в наши дни такими же чудаками в глазах своих братьев и сестер верующие люди, излюбленное чтение которых — святые отцы?

Святоотеческое наследие — чтение в современной церковной среде не самое распространенное. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить тиражи отеческих книг и всевозможных «Урожай растим с молитвой» или «Молитвослов православной женщины». Нет, святоотеческие творения нередко приобретаются, занимают свое место на книжных полках… Но далеко не всегда место на полке обеспечивает место в жизни и место в сердце. Даже среди читающих, стремящихся к познанию своей веры прихожан мало кто по-настоящему начитан в отцах. Наиболее ревностные знают «Лествицу», «Душеполезные поучения» преподобного аввы Дорофея, почитывают святителя Игнатия и святителя Феофана. Но обширнейшее море аскетической литературы остается и для них неисследованным, таинственным и… бесконечно далеким.

И мне кажется, что это и симптом, очень печальный, и беда, крайне серьезная. О чем писали отцы-подвижники, чему учили? Писали о едином на потребу: о том, как найти дорогу к Царствию, сокровенному, по слову Спасителя, в нас. Учили, как преодолеть, победить все то, что идти по этой дороге мешает. Что есть важнее сего в жизни христианской? И христианская ли она, когда в ней это все отсутствует или хотя бы просто отходит на второй, на третий, на четвертый план?

Не буду спорить: во многом это и наша, пастырская вина. Священник должен прививать своим чадам любовь к духовному чтению, учить их находить в этом чтении утешение, радость, а для этого он сам, в свою очередь, должен любить читать духовных авторов, хорошо знать их. Однако это по нынешним временам тоже редкость. Горько, но факт. А пускаться в одиночку в путешествие по миру аскетических творений — без совета, без руководства — тоже не всегда хорошо: требуется своя логика, своя постепенность. Ведь серьезная духовная книга — это пища, лекарство, которое нужно принимать в определенное время, в определенных условиях, в определенных дозах.

И все же повторюсь: то, что и священники зачастую не весьма начитаны в святых отцах, не только и не столько вина, сколько симптом и беда. Я вижу, насколько непросто бывает убедить вчерашних школьников, сегодняшних семинаристов в том, что чтение святых отцов — самое важное и самое нужное.

Задаю на четвертом курсе вопрос:

— Кто ответит, что такое духовная жизнь и в чем она заключается?

Ответы крайне неопределенные.

Спрашиваю:

— А святителя Феофана «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» читали?

Один или двое читали, а остальные смотрят на меня с обидой: чего это я их обличаю? Договариваемся, что прочтут. Многие договор выполняют, и о духовной жизни говорить становится проще — хотя бы уж говорить… Но в конце концов, это нормально: они учатся, и наша задача — помочь им уяснить, чему учиться в первую очередь.

Бывает хуже. Тоже в семинарии, на экзамене у заочников, отвечает уже не первый год служащий на приходе священник, настоятель. Вопрос, как мне кажется, простой, но очень существенный: что посоветовать почитать человеку, который хочет узнать, как бороться со страстями и очищаться по благодати Божией от них?

Священник думает. Долго и трудно.

— «В помощь кающемуся», — наконец отвечает он.

— Да?.. А еще?

— Еще?

— Ну, например, такого автора, как преподобный Иоанн Лествичник, знаете?

— Конечно!

— А что он написал?

— …

— Хорошо, а почему его Лествичником назвали?

— По месту жительства.

И даже еще хуже бывает. Помню крупного православного книготорговца, которого один очень точно подбирающий определения архимандрит, а ныне архиерей, называл «книгопрод`авцем». Называл в шутку, любя. А тот без шуток, совершенно всерьез, говоря о святых отцах, именовал их «эти товарищи»… С некоторой досадой именовал: «товарищи» не так хорошо расходились со склада, как хотелось бы. Кто-то из его сотрудников ворчал с еще большей досадой:

— Да куда их издавать-то, кому они нужны!

И правда, с коммерческой точки зрения абсурд: зачем издавать какого-нибудь Петра Дамаскина, когда можно календарь подготовить «Мысли о воспитании детей в православной семье на каждый день года»? Или сборник «Готовим вкусно и с молитвой».

А не абсурд, когда это все говорит и так думает крещеный, верующий человек, который, к тому же, регулярно ходит в храм, исповедуется и причащается?

Самый важный труд в жизни христианина — это труд над собственным сердцем. Он и самый мучительный. И первоначально — самый непонятный. Это своего рода искусство, художество, как называли его святые отцы. И требует научения — или непосредственного, от наставника, или по крайней мере через книгу, которая есть выражение опыта того или иного преуспевшего на стезе духовной брани подвижника. Наставники, опытные и искусные, редки. А в книгах недостатка нет, только читай.

И пользу от этого чтения преувеличить трудно. Читая отцов, мы познаем законы борьбы со страстями, научаемся видеть их действие в себе, начинаем угадывать козни нечистых духов, злоухищряющихся обмануть, прельстить, погубить нас. Получаем утешение, успокоение, как после беседы со старым, бесконечно мудрым и добрым другом, и сами становимся мудрее и добрее. Благодаря этому чтению мы хотя бы ненадолго выныриваем из омута повседневных забот, дел, нужных, но увлекающих в суету, которая выматывает душу. Истрезвляемся, вспоминаем о Боге, об ответе перед Ним, о Суде и воздаянии. Душа оживает, и в ней раз за разом обновляется и укрепляется расположение и влечение к добру.

Почему трудно это чтение, почему порой не хочется читать святых отцов — понять несложно. Их книги — словно зеркало, в котором мы видим себя без прикрас, такими, какие есть. Зрелище не всегда приятное, так что устает от него человек, от чтения устает, от труда над собой. И подчас бежит от отцов, как мальчишка от добрых, но требовательных учителей. Хотя требуют на самом деле не они, а наша собственная совесть. И это от нее мы бежим, когда закрываем книгу, ставим на полку и неуверенно обещаем — то ли себе, то ли святому автору: «Потом, в другой раз, попозже…».

Как часто можно слышать: «Куда нам до святых! Мы никогда так жить не будем… Зачем нам об этом читать! Душу только травить…». В монастыре одном довелось мне даже как-то столкнуться с братом, который сетовал на то, что за трапезой какого-то «плачевного» святого отца читают:

— Поесть хочется, а он все о плаче и о плаче… Не могу это слушать!

Но нельзя нам бежать от совести и с отцами нельзя расставаться надолго. «С кем поведешься, от того и наберешься». Точно! А с кем нам по большей части водиться приходится? Пусть и с неплохими, может быть, людьми, но ведь с грешными, немощными, такими же, как мы. И грехов, и немощей от них набираемся, словно своих не хватает. А от кого святости так набраться, или не святости, а добрых расположений хотя бы, духа покаянного, сердца сокрушенного, как от святых отцов? Необходимо нам общение с ними — постоянное, полноценное, сердечное.

Чтение святоотеческих творений должно быть регулярным, как чтение молитвенного правила и Священного Писания. В нем необходима также мера и зависящая от нашего духовного возраста правильная избирательность. На этот счет лучше, конечно, как я уже сказал, посоветоваться со священником, знающим жизнь и, до какой-то степени, внутреннее устроение обратившегося к нему человека. Но если такового нет, то общий принцип следующий: от более простого к более сложному, от книг о деятельной жизни к книгам о жизни созерцательной.

Надо, впрочем, сделать очень важную оговорку. Нередко бывает так, что мы начинаем читать святых отцов, находим в этом вкус, чувствуем воодушевление, подъем, полны энтузиазма. Нам радостно, интересно… А потом вдруг все это пропадает, читать становится скучно, неохота и возникает ощущение, что все пишут об одном и том же и читай не читай… «Вдруг» — это когда мы читаем, а живем так же, как и прежде, когда не читали, ничего в нас не меняется. Это и в отношениях с духовником бывает: ходит человек на исповедь и ждет от священника «слова» — совета, наставления, даже откровения какого-то. И… и ничего из того, что слышит, не исполняет. А через какое-то время обязательно происходит такой диалог:

— Батюшка, скажите мне что-нибудь.

А батюшка уже все, что можно было, сказал. Несколько раз по кругу прошел — об одном и том же максимально разнообразно говоря. По преподобному Амвросию Оптинскому: «Ты гусям: “Тежа, тежа”, а они все те же, те же». И нечего ему больше сказать, кроме как: «Иди и трудись, внимая себе, чадо. Ты уже все знаешь».

И чадо идет — искать нового духовника и совершать новые круги. А потом, пройдя уже не одного, не от одного отказавшись, уверяется: «Нечего священников слушать, никакой пользы нет, надо просто жить, как живется».

То же и с чтением отцов происходит. Поэтому надо усвоить одно простое правило: читать святых отцов нужно делами. Как это? А примерно так. Читаешь немного, затем останавливаешься и говоришь себе:

— Вот пишет этот святой отец… А как у меня в жизни с тем, о чем он пишет? В какой мере подвержен я сей страсти, насколько порабощен ею? Вот советует он, как с ней бороться. А я борюсь ли так? Нет? Что же мне мешает?

И за таким размышлением должны следовать дела. Они могут быть очень несовершенными, могут быть неуспешными, но они должны быть! Тогда, при неисправности, родится по крайней мере сокрушение сердечное, которое будет ходатайствовать о милости к нам Божией, по слову псалма: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19), и не даст душе очерстветь. А пока не очерствела душа, пока сокрушенна и смиренна она, слова отеческие сеются в нее, словно семена в землю удобренную, плодоносную. И плод приносят во время свое. Точнее, мы приносим — по благодати Божией и по молитвам отцов.

Журнал "Православие и современность", №23 (39), 2012 г.

Рейтинг: 9.5 Голосов: 17 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Николай Бреев, директор издательства «Никея»: наш ответ Стиву Джобсу Николай Бреев, директор издательства «Никея»: наш ответ Стиву Джобсу
Андрей Кульба
Новые технологии потеснили традиционную книгу. Но генеральный директор молодого издательства «Никея» Николай Бреев не видит в этом большой проблемы.
Нужна ли книга в современном мире? Нужна ли книга в современном мире?
Иеромонах Симеон (Томачинский)
Современный стиль жизни неизбежно порождает поверхностность в восприятии явлений, постоянную спешку, неумение слушать и слышать другого. Книга же помогает «остановить мир», вырваться из круговерти, внимательно выслушать собеседника-писателя, подумать. По-другому и невозможно разговаривать с блаженным Августином или аввой Дорофеем, подвижниками или философами. Это то самое богословие свидетельства, о котором много говорят в последнее время.
Православная книга сегодня Православная книга сегодня
Антонина Мага
Главная наша цель – донести книгу до молодого человека. К сожалению, сейчас резко сокращается количество читающей молодежи. Телевизор, компьютер и прочие технические новшества вытесняют книгу. Но если, например, компьютер, просто «загружает» информацией, то книга – развивает, заставляет работать воображение. Читайте хорошие книги – и вы научитесь правильно жить!
Святые отцы Церкви о войне и воинском служении. Часть 2 Святые отцы Церкви о войне и воинском служении. Часть 2
Протоиерей Александр Григорьев
«Отправляясь на бой с супостатами, подобает остерегаться всех недобрых слов и дел, направить мысль свою к Богу и молитву сотворить и сражаться в ясном сознании, ибо помощь дается от Бога светлым сердцам. Не от большей силы победа в бою, а в Боге крепость», – так учили святые отцы.
Святые отцы Церкви о войне и воинском служении. Часть 1 Святые отцы Церкви о войне и воинском служении. Часть 1
Протоиерей Александр Григорьев
Святитель Феофан Затворник пишет, что «на воинах и войнах часто видимое Бог являл благословение… И у нас сколько князей прославлены мощами, кои воевали. В Киево-Печерской лавре в пещерах есть мощи воинов. Воюют по любви к своим, чтобы они не подвергались плену и насилиям вражеским». А священномученик Иоанн Восторгов говорил о необходимости «проникнуться благодарною любовью к нашим героям-воинам, умирающим за нас на полях брани, к раненым, больным и прийти к ним с посильной помощью».
Комментарии
Мария18 декабря 2012, 14:36
Всё правильно, но для многих проблема в том, чтобы правильно выбрать из святоотеческого изобилия. К примеру, некоторых святых отцов, которые писали о Богосозерцании, о практике сердечной молитвы, о пустынножительстве и т.д., не советуют читать, чтобы не впасть в мечтательность. Люди просто не ориентируются, и часто кроме Аввы Дорофея и Иоанна Лествичника не знают святых отцов "рекомендованных" к чтению. Хорошо, если бы был какой-то каталог по святым отцам для обычных христиан (да и для богословов не помешает), где содержались бы рекомендации, краткое содержание и информация о том, для какой категории была написана книга. В большинстве случаев, не имея богословского образования, людям приходится выбирать почти наобум, кого читать. Конкретной рекомендательной информации очень-очень мало.
В общем, необходимо руководство. К сожалению, и в семинариях почти не учат ориентироваться в практической духовной литературе. Поэтому даже священники редко советуют читать святых отцов.
Игумен Нектарий18 декабря 2012, 00:55
Святых отцов трудно читать... Сердце смиряется и дух сокрушается, когда мы видим высоту их жизни и мудрования и низость и убожество собственные. Но смирение и сокрушение это спасительно...
Виталий Я-ЗА16 декабря 2012, 00:02
р.Б. Александр писал:
"А в чём заключется духовная жизнь подобает спрашивать у тех кто уподобился Духу, а не у семинаристов."
А говорить о смерти с теми, кто помер :-) Поразили, чесслово!

Отцу Нектарию спасибо за статью.
Мало мы читаем и изучаем отцов, да и не только. Мало, и в смысле чтения, и в смысле опытного приложения прочитанного в жизни.
Оттого в суетливый наш век, несомненная и сугубая похвала тем богословам, которые преподают нам, мирским христианам, сокровищницу святоотеческой мысли в системном и сконцентрированном виде, но без опрощения, без утраты красоты, высоты, изящества отеческих творений. И своей примером, что важно, показывают то же.
Очень удачен, на мой взгляд, в этом плане цикл лекций профессора МДАиС, представленный Учебным комитетом Русской Православной Церкви.
Заур15 декабря 2012, 19:34
р.Б. Александр
Перед тем, как умничать и давать автору свои советы, вы бы "маненко" почитали святых отцов(о чем и пишет автор)...тогда бы и поняли, что разницы между духовной и христианской жизни нет
р.Б. Александр14 декабря 2012, 22:29
"Задаю на четвертом курсе вопрос:
— Кто ответит, что такое духовная жизнь и в чем она заключается? "

А вы попробуйте не семинаристов спросить этот вопрос, а себя. Только вопрос маненько поменяйте. Так и спрашивайте себя:
Что такое христианская жизнь и в чем она заключается?

А ответы найдёте в первоисточнике - Евангелии Господа нашего.

А в чём заключется духовная жизнь подобает спрашивать у тех кто уподобился Духу, а не у семинаристов.
р.б.Сергий14 декабря 2012, 17:08
"Священник должен прививать своим чадам любовь к духовному чтению...", а родители своим детям...
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Игумен Нектарий (Морозов)

Новые материалы

Выбор читателей

×