Православный календарьПравославный календарь
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.

Гимн против Вардесана

От переводчика. Преподобный Ефрем Сирин (306-373) написал несколько полемических сочинений против еретиков, и, в особенности, против Вардесана (154-222), последнего крупного гностика на Востоке. Вардесан, в молодые годы крестившийся и принявший диаконский сан, многое сделал для проповеди христианства в Эдессе, чему способствовала и его близость к царю Авгару. К сожалению, он оказался под влиянием идей гностика Валентина, и его собственное учение приобрело гностический оттенок. Впоследствии Вардесан был, по некоторым сведениям, отлучен от Церкви. Он написал много сочинений и оставил после себя немало последователей, влияние которых в Эдессе было очень велико и во время преподобного Ефрема. Святой Ефрем в представленном ниже коротком гимне полемизирует с Вардесаном, который вопреки христианской вере в Бога Творца учил о мировых субстанциях как вечных сущностях. По большей части преподобный Ефрем излагает положительное учение, а собственно полемике места уделено немного. Ради точности передачи мысли святого перевод осуществлен в прозе.

***

Преподобный Ефрем Сирин
Преподобный Ефрем Сирин
Есть [лишь] один Существующий, Который знает Себя и видит Себя, Он обитает в Себе Самом и из Себя проявляется. Слава имени Его! Сей Сущий по собственной Своей воле [пребывает] на всяком месте, будучи невидимым и видимым, явным и тайным. Он вверху и внизу. По милости Своей снизойдя и смешавшись с нижними, Он по славе Своей [остается] превосходнее и величественнее высших. Ни быстрый не превзойдет Его быстроту, ни медленный не превозможет Его терпение. Он прежде всего и после всего, и посреди всего. Он подобен морю, в котором движутся все создания. Как вода окружает рыб во всех их движениях, так Творец облекает все созданное, как великое, так и малое. И как рыбы сокрыты в воде, так же сокрыты в Боге высота и глубина, далекое и близкое, и все обитатели их. Как вода встречает рыб, куда бы они ни направились, так Бог встречает каждого, кто идет. И как вода касается рыбы в каждом ее изгибе, так Бог сопровождает и видит всякого человека во всех делах его.

Люди не могут сдвинуть землю, которая [несет] их [подобно] колеснице, также никто не может уйти от этого Единственного [нашего] спутника. Этот Единственный Благой – объединитель [нашего] тела и свет очам [нашим]. Невозможно человеку убежать от души своей, ибо она [всегда] с ним, также не под силу человеку скрыться от Бога, ибо Он всегда окружает его. Как вода обволакивает рыбу, и та ощущает это, так и все создания ощущают Бога.

Он распространен в воздухе и через твое дыхание входит в твою грудь. Он смешан со светом и через твое зрение проникает в твои глаза. Он связан с твоим духом и через него испытывает тебя, к чему ты склоняешься. В твоей душе Он обитает и ничто из приходящего тебе на сердце не утаится от Него. Как ум предшествует телу во всяком месте, так Он испытывает твою душу прежде, чем Ты испытаешь ее. И как мысль намного предшествует делу, так Его мысль заранее знает то, что ты предполагаешь [на будущее].

По сравнению с Его неосязаемостью твоя душа – это тело, а дух – плоть. Душа твоей души, Дух твоего духа, Он – Тот, Кто создал тебя. Далекий от всего и соединенный со всем, и явленный превыше всего, великое Чудо и Диво сокрытое, непостижимое. Он есть Тот, чье существо ни один человек не в силах объяснить. Это Сила, глубины которой невыразимы. Среди вещей видимых и среди вещей сокрытых нет ни одной, что сравнилась бы с Ним. Он Тот, кто создал и образовал из ничего все, что есть.

Бог сказал: да будет свет! И создал его. Он создал тьму, и настала ночь. Заметь: создал это. И огонь в камнях, и воду в скалах, – Сущий создал их. Есть лишь одна Сила, которая воздвигла их из ничего.

Смотри: даже сегодня огонь не в каком-либо складе на земле [собран], а беспрерывно создается ударением кремней. Это Сущий предрешил ему такое существование. Он зажигает [огонь] когда хочет, и гасит его когда хочет, с целью возразить упрямому [еретику].

В большой роще от трения палкой огонь разгорелся. Пламя пожирает, растет, а в конце концов нисходит на нет.

Если огонь и вода суть [изначально] сущие, а не создания, то на чем же покоились основы их прежде появления земли?

Кто собирается разрушить свою жизнь, открывает уста свои, чтобы рассуждать обо всем. Кто ненавидит себя, и не собирается [достойно] описывать Бога, тот придерживается столь великого нечестия, полагая себя мудрее [Творца].

И если он думает, что сказал [нечто] новейшее, [в действительности] он [лишь] достиг язычества. О Вардесан, сын реки Десан, чей ум [такой же] жидкий, как и его имя!

Рейтинг: 9.9 Голосов: 26 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Церковь эпохи апологетов. Часть 4 Церковь эпохи апологетов. Часть 4
Прот. Владислав Цыпин
Церковь эпохи апологетов. Часть 4 Церковь эпохи апологетов. Часть 4
История Европы дохристианской и христианской
Протоиерей Владислав Цыпин
Появление гностицизма и монтанизма, опиравшихся как на действительно священные книги, так и на выдаваемые за откровенные писания сочинения собственного изготовления, поставило перед Церковью задачу первостепенной важности – установить точный перечень Священных Писаний Нового Завета параллельно с выявлением их аутентичного текста, очищенного от интерполяций, включенных злонамеренно – ради его «усовершенствования» – или по ошибке – из добросовестного заблуждения.
Церковь эпохи апологетов. Часть 3 Церковь эпохи апологетов. Часть 3
История Европы дохристианской и христианской
Протоиерей Владислав Цыпин
Как и в апостольский век, Церковь II столетия сталкивалась и с такими расхождениями в самой вере, которые не допускали примирения: ересями гностиков и монтанистов. Гностицизм рекрутировал в свои секты лиц, принадлежавших к интеллектуальной элите, начитанных как в священных книгах, так и в сочинениях греко-римских философов. Систематической критике гностических конструкций посвятил свой главный труд «Против ересей» епископ Лионский Ириней.
Нео-евразийство и вера отцов Нео-евразийство и вера отцов
Эдуард Зибницкий
Эта статья не имела бы смысла, если бы Дугин не взялся "пасти народ", взывая к его исторической и священной памяти, к вере отцов. Если бы он ограничился геополитикой и историческим анализом, научным исследованием традиций, то и наши обвинения были бы неуместны. Но Дугин вторгается в область мистических понятий и очень смело, как Учитель, распределяет "правоту" и "неправоту" в прошлом и указывает "правые" пути в будущем. Именно поэтому, прежде чем "пасти" Святую Русь, Дугин сам должен предстать перед судом веры отцов.
Комментарии
пономарь Владимир15 марта 2013, 20:21
Про трёх китов -- это миф. А вот что говорит книга Иова 4 000 лет назад:
"Он распростер север над пустотою, повесил Землю
ни на чём."(Иов 26:7) Напрасно древние народы считаются глупыми и невежественными у возбесившихся гордыней безбожных учёных.
Дмитрий (Девятихвостый)12 февраля 2013, 12:45
Очень интересно, что св.Ефрем Сирин представлял себе землю как колесницу, которая несет нас.
Т.е. Очень близко к правильному астрономическому устройству. А ведь в то время все считали что земля плоская и она стоИт на китах, а не летит в пространстве.
р.б.Сергий10 февраля 2013, 23:28
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Низкий поклон отцу Георгию за точность изложения (перевода в прозе) таких актуальных ныне мыслей преподобного Ефрема Сирина.
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Виталий Я-ЗА10 февраля 2013, 22:14
Редакции портала спасибо за преподобного Ефрема Сирина, а также за статьи ниже (Эдуарда Зибницкого и Виктора Аксючица).
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Преподобные Ефрем и Исаак Сирины Другие материалы сюжета:

Новые материалы

Выбор читателей

×