Андрей Рогозянский ищет выход из замкнутого круга
Сизифов труд |
Даром человеку теперь ничего не даётся. Всё, что доставляет телу питание, тепло и уют, добывается напряжённым усилием. С течением времени зарождается культура труда, поэтика труда. Труд из проклятья и тяжкой ноши получает значение положительной ценности, ибо ему человек обязан выживанием.
Указывают на психолого-этическую ценность труда — «труд облагораживает». В условиях, когда у человека нет необходимости трудиться, его скоро затягивают апатия и лень. Пример этического парадокса являет «трудолюбие». Хорошо не просто – трудиться, хорошо и правильно – любить труд. Вот он, образ человека как нравственного существа, обретающего удовлетворение в самой драме жизни, в самопреодолении.
В философии стоиков и в христианских аскетических практиках труд – это духовное средство. Вместе с молитвой он очищает душу и возвышает к истине, к Богу. «Возлюби труд, — учил преподобный Антоний Великий, — он, в соединении с постом, молитвой и бдением, освободит тебя от всех скверн. Телесный труд доставляет сердцу чистоту; чистота сердца служит причиной того, что душа приносит плод».
Совсем иной образ мы находим в Новое время: труд как способ для человека доказать самодостаточность. В понятия о труде проникает порча, трудовой пафос перерастает в пафос утверждения своего «я», подчинения сил природы. В протестантской морали преуспеяния народы работают в интересах буржуазии, марксистская теория пускает огромные человеческие усилия в постройку идеологического колосса. Хорошо ли для христианина в данных условиях – много работать? Результаты работы отчуждены, падают в копилку отнюдь не богоугодного свойства. Прообраз этого уже был в истории: строительство Вавилонской башни.
Правильно ли много работать сегодня, во времена, когда мы уже не изобретаем perpetuum mobile и не возводим корчагинского светлого завтра? Работа – новое "наше всё", принцип наиболее простой и удобной организации во времени и пространстве. Удобной, но для кого и зачем?
Ежедневно, в течение длительного времени в моем дворе бабушка прогуливалась с внучкой. Ребеночек был совсем ещё крохой. Мама, знакомая мне молодая особа, появлялась редко. "Работает, нагрузка большая", – поясняла бабуля и как бы сочувственно вздыхала. За этим следовали сетования на дороговизну жизни, рассказы о хорошем месте бухгалтера в фирме и способностях дочери, из-за которых её ценит начальство.
С течением времени, пока малышка вставала на ноги и училась произносить фразы, в окнах квартиры засверкал пластик, а из мебельного фургона грузчики вынули и подняли наверх кухонный гарнитур и бытовую технику. Бабушка переменилась. На прогулках она выглядела экспертом, говорила чинно и в нос, как бы поневоле снисходя к коллегам по выгулочному цеху.
– Что-то тебя не видно, – бросил я однажды пробегающей мимо бухгалтерше, – прелестная у тебя дочка растет.
– Да, – отвечала она, – работы невпроворот, сижу вечерами.
– А чего делаешь? Коммунизм строишь? – подтрунил я.
– Нет, – рассмеялась она, не проникая впрочем в иронию, – Сейчас годовой отчет, а перед этим налоговая. В общем, голова идет кругом…
Последнее – возможность проводить время дома – было аргументом и очень весомым. Подумать только, в наши дни это может вызвать ужас: половину времени в доме! Общение с детьми, уроки, домашние дела, уборка, готовка, посуда... Основное преимущество работы как раз в том, чтобы не приходилось думать ни о чём больше. Я на работе и – баста! Я делаю то же, что делают все остальные.
Думаете, отчего нам так сложно дается рождение детей? Откуда потом все проблемы со школой? А почему даже в морозный январь старые лыжи остаются задвинуты на глубину антресолей? И приходская жизнь отчего замирает с воскресным отпустом? Правильно. Все потому, что все упомянутые вещи крайне вредны и противопоказаны:
а) для работы;
б) для отдыха после нее.
Я не собираюсь преуменьшать ценность общественного труда и рисовать пасторали. Прекрасен порыв учёного и конструктора, исполнены благородства служения врача и учителя. Сам автор данных строк наверняка не сделал бы многого без профессионального увлечения, так что свеча в одиноком окне, бывает, не гаснет до утра. Однако, "работа" как феномен общественного сознания, как социологический маркер – это нечто особенное. Преимущественная самоидентификация по полу, профессии и служебному положению неоднократно отмечалась социологами. "Работа" есть центр и скрепа; место, через которое, как через символическую пуповину, современный человек прикрепляется к жизни, воспринимает действительность, обменивается с нею энергиями. "Работа" теснит дом, родных и друзей из числа жизненных приоритетов. От "работы" как от базовой категории современный человек исчисляет жизненные пропорции; вне отнесения себя к конкретной вакансии-должности он ощущает себя пораженным, дезориентированным, стоящим как бы вне существующего миропорядка.
На практике смещение акцентов выглядит так, что семья из провинции в поисках работы готова уехать в столицу, в перспективу, исполненную рисков, но не решает вопрос занятости на своей малой родине тем или иным способом, опираясь на обжитое место и налаженные связи. Нередки примеры, когда в семьях, не испытывающих материальных затруднений, женщина отправляется на работу, оправдывая это теми или другими причинами. Хотя настоящая причина проста: без работы не знаешь, что делать… У себя в доме, на своей территории наш современник оказывается неспособен как следует развернуться душой, ощутить себя в роли ответственного лица, творца и хозяина. Домашнюю роль не поставишь в один ряд со служебной. В доме я кто? Кухарка и поломойка? Забиватель гвоздей и сантехник? А там я – начальник отдела! Сравнения, как говорится, излишни…
Чем же чревато подобное положение и почему нельзя удовлетвориться тем, каким образом в настоящий момент решаются вопросы о заработке и занятости?
Первое неприемлемое – это, конечно, "самоидентификация через работу". Печально видеть, когда мирская табель о рангах переносится и на церковную реальность. Волей-неволей мы привыкаем к тому, что человек, приезжающий к храму на дорогой автомашине, считается более благополучным и состоявшимся, нежели многие. Волей-неволей в компании собратьев мы опускаем разговоры о вере и предпочитаем мирские темы, в которых важнейшую роль играют работа и приобретения.
Второе, что должно настораживать, касается роли "работы" как универсального заменителя остальных типов активности – активности церковной, духовно-аскетической, познавательной (интересует лишь то, что относится к специальным профессиональным типам знаний), педагогической (нет желания заниматься воспитанием и вообще уделять время детям), домостроительной, общенческой, мастеровой, помогающей (не хочется овладевать навыками, принимать участие в типах деятельности и поручениях вне рабочего «функционала»). Редко, когда человек думает о служении и деле жизни. Почувствовав вкус к карьере, православные, увы, перестали искать особых путей, а стали просто «ходить на работу», довольствуясь общим ощущением занятости и материальных возможностей.
Для Церкви было бы странно возражать против стремления к большему благополучию. В каждом примере замучишься объяснять: чем вредна для души замена изношенных "Жигулей" на новенькую иномарку. Пожалуй, в смене "Жигулей" нет ничего предосудительного, когда перед нами стоит четкое представление о христианской жизни, а жизнь в семье, церковной общине наполнена, развернута в разнообразных активности и взаимосвязях. Не возникает двух мнений, что считать главным, а что вспомогательным, второстепенным. Но поскольку образ христианской жизни размыт, а давление мира нарастает, стремление к заработку и приобретениям означает секуляризацию и откат к массовому мировосприятию.
Сумеем ли мы выйти из замкнутого круга заработка-потребления, придать слову «труд» внеэкономический смысл? Сумеет ли православная община отстоять собственное видение жизни, сохранить необщее выражение лица? Бесплодный сизифов труд по общему стереотипу, ради статусности, развлечения или утоления подступающего потребительского стресса вряд ли отвечает христианским принципам. Много трудиться для христианина – хорошо, но пусть труд этот будет многообразен. Ведь трудиться необходимо не только на рабочем месте, но и в семье, на приходе, в дружеских отношениях. Да и работа над собой – также труд и немалый.
Как уже писали другие, для решения совершенно объективных задач ( жилье, образование детей, лечение) необходимы деньги. И в системе сейчас не приветствуется работа на пол-ставки. В результате, чтобы женщина могла заниматься семьёй и домом, ей надо получить максимально возможный опыт и квалификацию, а также помочь мужу решить квартирный вопрос ( если муж есть). И тогда система сделает исключение как опытными специалисту и позволит работать меньше.
Так что не так все просто, господа.
Прошлую жизнь - белки в колесе - изматывающая до умопомрачения погоня за социально-финансовым успехом, вспоминаю с ужасом.
Сейчас 50. Кроме умного деланья ничем не интересуюсь. Иногда, правда, могу пройтись по мирским сайтам, о чем всегда сожалею.
О том, что Господь предоставит необходимый минимум, чтобы не умереть з голоду и холоду неоднократно убедился на себе. А если придется потерпеть серьезную нужду, надеюсь, что хватит сил сказать: Слава Господу за все.
Недавно взрослой, но еще не самостоятельной дочери, понадобилась крупная сумма на операцию и деньги чудным образом нашлись. Господь помогает и тем, кто от нас зависит.
Статья правильная. Как только в центре жизни становится Христос, все остальное становится ненужным, неважным, бессмысленным... "Мертвые хоронят своих мертвецов".
я стала независимой в хорошем смысле слова. завишу только от Бога и семьи.и я счастлива по настоящему. вот писала писала, а так и не смогла главную мысль выразить.человек не должен зависить от своей работы. от статуса.от корочки. от материального благополучия. только тогда он будет подниматься ввысь.сейчас скорее пойду работать санитаркой, чем прокурором.обретенную свободу не хочу менять на статус. да и грязи в работе санитаркой намного меньше.
Спаси Господи тех православных, которые умеют совмещать работу и жизнь в церкви. я бы, наверное, не смогла
простите если кого зацепила
хорошо было бы, если бы помимо работы люди находили время участвовать в жизни Церкви, чтобы у них были разносторонние интересы помимо профессии, чтобы они проводили время с семьей и друзьями и так далее...
Но ведь это же и есть "пастораль"! Дело в том, что сегодня далеко не для всех профессий такой расклад возможен.
Автор рассуждает о бухгалтере. Но разве могут здесь быть полставки? Это же ответственная должность, это же офис и никуда при такой профессии особо не денешься. Наверное, только если профессию менять, наверное так...
Может быть, нужно по-другому ставить вопрос: не почему мы работаем много, а почему мы во время работы не находим времени для молитвы в той или иной ее форме?
По работе я общаюсь со многими молодыми мамами и сердце кровью обливается, когда, почти каждая едва до полутора лет "сидит" с ребёнком дома. А дальше - в зависимости от материальной возможности - ясли или нанятая няня. Оправдание всегда одно: у меня хорошая работа, не хочу терять... Зато позже мы видим "потерянных" детей. По-разному потерянных, чаще с виду вполне благополучных...
Я это к тому,что работа для нас-это способ уйти от основных обязанностей^ вера, дом, семья, забота о ближнем, поддержание и сохранение мира, молитва. Такой наркотик "Я работаю-отстаньте".А наркотики -дело плохое.
Я тоже делала карьеру бухгалтера, были мечты о посте главбуха или даже фин.директора. Но постепенно я поняла, что в погоне за карьерой я теряю что-то важное. Может время, а может и себя. И в один прекрасный день я бросила всё, уволилась. Пришла в храм, подменяла дежурную, потом меня отправили в просфорню. Попутно мне предложили работу уборщицы на неполный день в частном стомат. кабинете в 5 метрах от храма. Я согласилась. И вот теперь я действительно счастлива. Есть время на молитву, на больных родителей, на физический труд. Доход у меня конечно уменьшился, но и этого вполне хватает. Многие не понимали как можно имея высшее образование уйти с такой должности и стать обычным трудягой: месить тесто да полы мыть. Всё просто - теперь я тружусь для Бога и Церкви, а не ради удовлетворения финансовых или материальных нужд. И вот теперь пришло душевное спокойствие, которого так не хватало мне раньше.