«Чудесам Николая сплетаю похвалы»

Древняя служба святителю Николаю: перевод и комментарии

Сегодня, в день памяти святителя и чудотворца Николая, читателям предлагается публикация древней службы, содержащейся в греческой рукописи № 89 Российской национальной библиотеки (датируется Х–ΧΙ веками; точнее – 1000 годом). Служба замечательна обилием глубоких богословских мыслей, содержащихся в стихирах и каноне праздника. Возможным автором канона считают преподобного Иосифа Песнописца. Особенность этой службы – наличие особых блаженн, посвященных святителю Николаю, что является характерной чертой раннего студийского богослужения.

Святитель Николай Чудотворец
Святитель Николай Чудотворец
          

Духовный облик святителя, явленный в каноне, поражает своим богатством, прежде всего – сочетанием многих служений. Святитель Николай – архипастырь, «иерархии благоухание» (8-я песнь, 2-й тропарь), он – воин, поборник Церкви (1-я песнь, 1-й тропарь). Но он также и подвижник, аскет, который попаляет страсти огнем воздержания и приносит себя в жертву Троице. Именно в связи с темой подвижничества в канон входят образы ветхозаветных праведников – Авраама (9-я песнь, 2-й тропарь.), символизирующего жертвенность аскета, Иакова (там же) – созерцателя небесной лествицы: согласно святому Андрею Критскому – образа деятельного восхождения[1], и, наконец, тайнозрителя Моисея, зашедшего во мрак. Но святитель Николай также и пророк, ибо, подобно Илии, возлетает на колеснице на небо. И, наконец, он равноангелен, ибо именуется в 1-м тропаре 1-й песни «Ангелом сострадания».

Л.15 об.-16

ΜΗΝΙ ΤΩ ΑΥΤΩ ΣΤ´
TΟΥ| ΟΣΙΟΥ Π[Α]ΤΡ[Ο]Σ ΗΜΩΝ
ΝΙΚΟΛΑΟΥ ΕΠΙΣΚΟΠΟΥ ΓΕΝΟΜΕΝΟΥ
ΜΥΡΩΝ ΤΗΣ ΛΥΚΙΑΣ
ΚΑΘ[ΙΣΜΑ] ΗΧΟ[Σ] Π[ΛΑΓΙΟΣ] Δ
ΕΙΣ Θ[ΕΟ]Σ ΚΥΡΙΟ]Σ
ΚΑΝΟΝΑ ΠΙΣΤΕΩΣ[2]

Месяца того же 6-го числа
память преподобного отца нашего
Николая, епископа бывшего
в Мирах Ликийских.
Седален, глас побочный 4
на «Бог Господь».
Правило веры

ΗΧΟΣ Α´ ΤΟΥ ΛΙΘΟΥ ΣΦΡΑΓΙΣΘΕΝΤΟΣ

Τοῦ Πνεύματος γενόμενος
ἀληθῶς καταγώγιον,
τῶν Ἀποστόλων ὁμόφρων
θεοφάντωρ, Νικόλαε·
ἀνθρώπων συγκλεισθέντων ἀνόμως,
πρὸς σε δὲ βοησάντων ἐκτενῶς,
ἐπέστης ἐν ὀνείροις
τῷ βασιλεῖ καὶ ἔλυσας ἄμφω φθορᾶς·
δόξα τῷ δοξάσαντι Θεῷ,
δόξα τῷ στεφανώσαντι[3]
δόξα τῷ ἐνεργοῦντι διὰ σου
πᾶσιν τὰ θαύματα.

Глас 1. Когда камень был запечатан.

Духа ты стал
воистину обиталищем,
апостолам единомысленный
богоявитель, Николае.
Когда люди, заключенные беззаконно,
к тебе воззвали прилежно,
ты предстал во сне
царю и освободил от гибели обоих.
Слава Прославившему Богу,
слава Венчавшему (тебя),
слава Совершающему тобою
всем чудеса.

ΗΧ[ΟΣ] Γ´ H ΠΑΡΘΕΝΟΣ

ΕΝ ΤΟΙΣ ΜΥΡΟΙΣ AΓΙΕ[4]

ΗΧΟΣ ΠΛΑΓΙΟΣ Α´.

ΤΟΝ ΣΥΝΑΝΑΡΧΟΝ ΛΟΓΟΝ

Τὸν σοφὸν ἱεράρχην ἀνευφημήσωμεν[5]
ἀναβὰς εἰς τὰ ὕψη τῶν ἀρετῶν[6]

Дева днесь. Глас 3

В Мирах, святе

Глас побочный 1

Cобезначальное Слово

Премудрого иерарха воспоем,
Взойдя на высоты добродетелей.

ΣΤΙΧ. ΕΙΣ Κ[ΥΡΙ]Ε ΕΚΕΚΡΑΞΑ

ΗΧ[ΟΣ] А´ ΤΩΝ| ΟΥΡΑΝΙΩΝ ΤΑΓΜΑΤΩΝ

Τῆς ἐκκλησίας τὰ ἄνθη περιιπτάμενος
Τῆς ἱερᾶς διπλοίδος
Τῶν ἀθεάτων

л. 16. об.

Ὡς ἐν ὀνείρῳ[7]
Αἱρετικῶν γλωσσαλγίας ἀποκρουσάμενος
ὀρθοδοξίαν ἄκραν τοὺς λαοὺς ἐκδιδάξας
Νικόλαε θεόφρον,
ὤφθης καὶ νῦν
μετὰ θάνατον, ὅσιε
συκοφαντίας ἀνθρώπους
λυτρούμενος πρεσβείαις σου.

Стихиры на «Господи, воззвах»

Глас 1. Небесных чинов

Церкви цветы облетая
Священной двоицы
Невидимых

л. 16. об.

Как во сне,
Еретиков языковредие ты отвергнул,
Православию высшему ты народы научил,
Николае богомудрый,
Явился ты и ныне
по смерти, преподобный,
от клеветы человеков
спасая молитвой твоей.

ΗΧ[ΟΣ] Β´| ΟΤΕ ΕΚ ΞΥΛΟΥ

Μύροις παροικήσας
Νίκῃ φερωνύμως
Ὤφθης Κωνσταντίνῳ[8]
Πλήθει πειρασμῶν[9]
Νεφος[10] ἀθυμίας σκοτεινὸν[11]

Глас 2. Когда от древа

В Мирах пожив,
Победе тезоименито
Явился ты Константину
Множеством искушений
Облако малодушия мрачное

ΗΧ[ΟΣ] Π[ΛΑΓΙΟΣ] Α´ ΧΑΙΡΟΙΣ ΑΣΚΗΤΙΚΩΝ

Χαίροις ἡ ἱερὰ κεφαλή

Л. 5

Χαῖρε, ὁ ἱερώτατος νοῦς
Χαῖρε, ὁ ζήλους[12]

Радуйся, подвижнических

Радуйся, священная глава.

Л. 5

Радуйся, священнейший ум
Радуйся, ревности

Ο ΗΧΟΣ| AΥΤΟΣ. ΠΡΟΣ.

ΟΣΙΕ ΠΑΤΕΡ, ΘΕΟΦΟΡΕ ΘΕΟΔΟΣΙΕ

Ὅσιε πάτερ, ἱερώτατε Νικόλαε
φωστὴρ τῆς ἐκκλησίας
ἀειλαμπέστατε[13]
λιμὴν χειμαζομένων ἐν πειρασμοῖς,
κρήνη προχέουσα θαυμάτων κρουνοὺς,
σπόγγος, ἀθυμίας
ὑγρότητα ἐξαίρων
ὁ περιβόητος[14] παντάχου
διὰ πολλὴν ταχύτητα καὶ ἀρρωγὴν[15]
ὁ κοσμοπόθητος[16] καὶ κόσμον διασώζων
περιστάτου μόνος
ἀνάγκαις λυτρόποιος[17]
Χριστὸν ἱκέτευε,
Χριστὸν δυσώπει πάντοτε
δωρῆσαι εἰρήνην τῇ ἐκκλησίᾳ.

Глас тот же. Подобен

Преподобный отче, богоносный Феодосие

Преподобный отче, священнейший Николае,
светило Церкви,
вечносиятельнейший,
пристань обуреваемых в искушениях,
источник, изливающий потоки чудес,
губка, малодушия
сырость отирающая,
восхваляемый повсюду,
ради многой быстроты и помощи
мировожделенный и мир спасающий
от беды[18] единый,
в нуждах избавляющий,
Христа моли,
Христа умоляй всегда
даровать мир Церкви.

ΜΑΚΑΡΙΣΜΟΙ ΗΧ[ΟΣ] Δ´ ΔΙΑ ΞΥΛΟΥ

Ταῖς τῶν θαυμάτων ἀστραπαῖς
φωταγωγῶν[19] τοὺς πίστει προστρέχοντας
καὶ περιστάσεις πυρπολῶν
καὶ ἐκ σκιᾶς θανάτου λυτρούμενος[20].
ἀστὴρ ἀπλανέστατος
τοῖς ἐν ἀνάγκαις ὤφθης
πάτερ Νικόλαε, καμὲ τοῖς πταίσμασι
ἐν σκότει καθεύδοντα
καὶ δεσμούμενον
καταύγασον τῷ φωτὶ ταῖς πρεσβείαις σου

Блаженны. Глас 4. Древом…

Чудес молниями
световодительствуешь[21]
с верой прибегающих,
и беды попаляешь,
и от тени смертной избавляешь.
Звездой незаблуждающей[22]
в бедах ты явился,
отче Николае, и меня в паденьях
во тьме спящего[23]
и связанного
просвети светом, молитвами твоими.

Ἐκ τοῦ ποιμένος τοῦ καλοῦ
τὴν βακτηρίαν πίστει δεξάμενος,
καὶ τὴν στολὴν τὴν ἱερὰν
ἐξ ἀρετῆς ἱδρότων δρεψάμενος,
ἐκτρέφεις τὸ ποίμνιον
ἐπὶ νομὰς καὶ ὑδωρ τῆς ἀναπαύσεως[24],
καὶ τοῦτο κατ’ ὄνομα
καλὸν ἐν τῇ σύριγγι τῇ τοῦ Πνεύματος
τοὺς λύκους αποσοβεῖς τῶν αἰρέσεων

От Пастыря Доброго
жезл верою приняв,
и одежду священную,
от добродетели труды пожав,
питаешь стадо
на пастбищах и воде упокоения
и, согласно имени
прекрасному, свирелью Духа
волков отгоняешь еретических.

Τῇ τῶν δογμάτων σου βοῇ
κατεβροντίσθη φρένας ὁ Ἄρειος
καὶ θεολόγοις σου πλοκαῖς
κατεδεσμήθη γλῶσσαν Εὐνόμιος.
Τριάδα γὰρ συνάναρχον, Πατέρα, Λόγον,
Πνεύμα συνομοούσιον[25]
τρανῶς ἀνεκήρυξας·
καὶ τούτους κατέκρινας
τῷ βυθῷ τῆς σιγῆς
τῇ κτίσει συναριθμοῦντας τὸν κτίσαντα

Учений твоих гласом
поражен был в сердце[26] Арий
и богословскими твоими сетями
был связан язык Евномия
Троицу Собезначальную, Отца, Слово
Духа Соединосущного
пространно ты проповедал.
И осудил
на глубину молчания
к твари сопричисляющих Создателя.

Θ. Τῶν οὐρανῶν ὁ ποιητὴς
καὶ γηγενῶν καὶ πάσης τῆς κτίσεως
ἐν τῇ νηδΰι σου, σεμνή,
πλαστουργηθεὶς[27] χωρεῖται ὡς εὔσπλαγχνος·
καὶ τίκτεται ἄνθρωπος,
ἵνα Θεὸν τὸν ἄνθρωπον ἀπεργάσηται,
καὶ κτείνει τὸν δράκοντα
τὸν πάλαι τὴν θέωσιν
μοὶ φθονήσαντα,
διὸ σὲ, Μῆτερ Θεοῦ, μακαρίζομεν.

Небес Творец
и земнородных, и всякой твари
во чреве Твоем, Чистая,
Созданный, вмещается, как Милостивый[28].
И рождается, как Человек,
чтобы сделать человека Богом,
и убивает змея,
древле обожению
моему позавидовавшего.
Посему Тебя, Матерь Божия, ублажаем.

Л. 5 об. (с. 10).

ΚΑΝΩΝ ΕΙΣ AΓΙΟΝ ΝΙΚΟΛΑΟΝΦΕΡΩΝ
ΑΚΡΟΣΤΙΧΙΔΑ ΤΗΝΔΕ
ΤΟΥΣ ΝΙΚΟΛΑΟΥ
ΘΑΥΜΑΤΩΝΠΛΕΚΩ ΚΡΟΤΟΥΣ

Канон святому Николаю,
несущий следующий акростих:
Чудесам Николая
сплетаю похвалы

ΩΔ[Η] Α´ ΧΡΙΣΤΟΣ ΓΕΝΝΑΤΑΙ
Τῆς ἐκκλησίας τὸν πρόμαχον[29],
τὸν ἱερωσύνῃ[30] μυρίζοντα,
τὸν τῆς συμπαθείας ἄγγελον,
νίκην τοῦ εὐσεβοῦντος
θείου λαοῦ,
τὸν ἀρχιποιμένα,
εὐφημήσωμεν ᾠδαῖς,
πιστοί, Νικόλαον.

Песнь 1. Христос рождается
Церкви поборника
священством благоухающего,
сострадания Ангела,
победу благочестивого
народа божественного,
архипастыря
прославим в песнях,
верные, Николая.

Ὁ μύρῳ χρισθεὶς τοῦ Πνεύματος
καὶ Μύροις παροικήσας, ποιμὴν εὐκλεής[31],
μυρίζων θαυμάτων εὔοσμον,
μύρον ἡμῖν προχέει,
τὴν δυσαχθῆ
τῶν κινδύνων ζάλην,
ἐκδιώκων κραταιῶς[32]
σαφῶς, Νικόλαε.

Миром помазанный Духа
и в Мирах пожив, пастырь славный,
благоухая[33] чудесами, благовонное
миро нам изливает,
свирепую
бурю опасностей
изгоняя властно,
ясно, Николае.

Ὑπέδυς γνόφῳ τοῦ Πνεύματος
ὡς ἄλλος δὲ Μωσῆς, νόμον εἴληφας[34],
κἀκεῖθεν ἡμῖν ἐτράνωσας
νίκην λαῷ τῷ θείῳ,
τρέπων[35] δεινὴν
πλάνην ψυχοφθόρον
τῶν αἱρέσεων σαφῶς,
πάτερ Νικόλαε.

Зашел ты во мраке Духа,
как иной Моисей, ты приял закон,
и оттуда ты нам ниспослал
победу народу божественному,
отвращая ужасную
душетленную прелесть
ересей ясно,
отче Николае.

Σὲ βάτον Μωσῆς ἑώρακεν[36]
καὶ ὄρος Ἀμβακοὺμ δὲ κατάσκιον[37],
νεφέλην ἄλλος[38],
κόρην ὁ Ησαΐας[39]
τὴν ἐκ Δαυὶδ
τίκτουσαν ἀσπόρως,
βασιλέα τὸν Χριστὸν
παρθένον μένουσαν.

Тебя купиной Моисей узрел,
и Аввакум горой приосененной,
облаком иной,
Деву Исаия,
из рода Давида,
родившую бессеменно
Царя Христа,
Девой пребывшую.

ΩΔ[Η] Γ´ ΠΡΟ ΤΩΝ ΑΙΩΝΩΝ

Νίκῃ φερωνύμως[40]
εὐσεβούντων ἐδώθης, Νικόλαε,
τὴν δυσαχθῆ γὰρ ψυχολέτην[41]
τῶν αἱρέσεων μάχην
αὐτὸς μύρΣ τῶν δογμάτων σου
τῆς ἐκκλησίας ὡς λύμην ὠθῶν[42],
ἅπαντας διέσωσας.

Песнь 3. Прежде веков

Победе благочестивых
ты был тезоименно дарован, Николае,
ибо, лютую, душегубительную
ересей битву
сам миром догматов твоих
низвергнув, как Церкви пагубу,
ты всех спас.

Ἱεραρχικῶς σε
ὡς τῇ κλήσει καὶ τρόπῳ, Νικόλαε,
πατροπρέπεσιν[43] ἐγκωμίοις
ἠτησίοις τὰ τέκνα
τερπνῶς ἄνθεσιν μυρίζομεν[44],
ταῖς σαῖς πρεσβείαις ἀεὶ
ζάλης ἐκλυτρούμενοι[45].

Иерархически тебя
по призванию и нраву, Николае,
отцу приличествующими хвалами
ежегодными, твои чада, сладостно
как цветами миром помазываем,
молитвами твоими всегда
от бури избавляемые.

Κόσμον ἐκλαμπρύνας,
τὸ[46] τῆς ἱερωσύνης ἐφαίδρυνας,
νικητικῶς ἀποκαθάρας
ἡδονῶν ψυχοφθόρων τοῖς σοῖς
δάκρυσιν, Νικόλαε,
ὡραίως κάλλει Χριστῷ παραστάς,
ἔργοις μυριζόμενος.

Мир ты просветил,
священство облистал,
победительно очистив
от удовольствий душетленных
твоими слезами, Николае,
прекрасно красотою Христу предстал,
делами благоухая.

Л. 17

Θ. Ὅλον με φορέσας
ὁ ἐκ σοῦ σαρκωθείς, Ἀειπαρθένε,
ὅλον θεοῖ τὸ κατ’ εἰκόνα
τῷ Πατρὶ συγκαθίσας Χριστός,
Λόγος ὑπέρθεος[47],
ὁ ἐκ γαστρός σου τὴν σάρκα λαβὼν
Πνεύματος δυνάμει, σεμνή.

Л. 17

Во всего меня облекся
из Тебя воплотившийся, Приснодево,
всего обоживает по образу
со Отцем посадив, Христос,
Слово Пребожественное
от чрева Твоего плоть восприняло
силою Духа, чтимая.

ΩΔ[Η] Δ´. ΡΑΒΔΟΣ ΕΚ ΤΗΣ ΡΙΖΗΣ ΙΕΣΣΑΙ.

Λύμην τῶν αἱρέσεων πικρὰν
τῷ μύρῳ τῶν δογμάτων σου,
μύρῳ χρισθεὶς τοῦ Πνεύματος ἔνδοξε,
τὰ Μύρα ὡς παροικῶν,
ἐμύρισας ἄμυρον
δύσμυρον[48], αὐτὸς
εἰσάγεις μύρραν[49],
Νικόλαε, τοῦ Χριστοῦ,
μύρου νοητοῦ σκεῦος τίμιον.

Песнь 4. Жезл из корня Иессеева

Язву ересей горькую
миром учений твоих,
миропомазанный Духом славный,
в Мирах живя,
ты умастил, как терновник
неблаговонный, и сам
вносишь смирну Христову,
Николае,
мира духовного сосуд честной.

Ἄνωθεν ἡ ψῆφός[50] σοι σαφῶς
οὐ κάτωθεν γεγέννηται
ἐκ τῶν ἀνθρώπων, ὦ Νικόλαε,
καὶ μύρῳ τρισσοφεγγεῖ[51]
μυρισθείς[52], πανεύφημε
μύρον τὴν σεπτὴν
ἐνθέως ποίμνην
μυρίζειν ἱκετικῶς
ἔλαχες ἐνθέοις πράξεσιν.

Свыше жребий твой явственно
явился, не снизу,
не от человеков, Николае,
и миром трисиятельным
помазанный, всехвальне,
миром честное
помазать стадо божественно
ты получил жребий молитвенно
божественными делами.

Οἱ τῶν σῶν ἀγώνων ὀχετοὶ
μυρίζοντες πανεύπνοα,
καὶ οἱ ἱδρῶτες τῶν καμάτων σου
βαλσάμου ὑπὲρ ὀσμὴν
εὐωδίασαν[53] πᾶσιν
στάζουσιν πιστοῖς,
θεόφρων πάτερ
Νικόλαε, εὐσεβῶς
ἐν τοῖς κινδυνεύουσιν, ὅσιε.

Подвигов твоих реки[54],
благоухающие всеблаговонно,
и поты трудов твоих
свыше бальзама благовонием
облагоухали для всех
жаждущих верных,
богоносный отче
Николае, благочестно
в бедствиях, преподобный.

Θ. Ὕδωρ ἐκ γαστρός σου προελθόν,
τὸ ζῶν[55], Θεογεννήτρια[56],
πλάνης βωμοὺς[57] κατέκλυσεν Κύριος
ἁλλόμενον ἐν πιστοῖς.
ὕδωρ γὰρ ἐγνώρισε
δίψης ἐν Ἐδὲμ
τῆς ἐκφλεχθείσης,
ὡς ἴαμα γεγονὼς
πλάνης τῶν εἰδόλων σβεστήριον.

Господь – Вода из чрева Твоего произошедшая
живая, Богородительнице,
прелести алтари потопила,
скачущая в верных.
Вода утолила
жажду в Эдеме
воспламененную,
став исцелением,
погашающим лесть идольскую.

ΩΔ[Η] Ε ΘΕΟΣ ΩΝ ΕΙΡΗΝΗΣ ΠΑΤΗΡ| OΙΚΤΙΡΜΩΝ

Θαυμάτων
τοῖς Μύροις, Νικόλαε,
ποταμοὺς μυριπνόους[58] ἀένναον
προχέων, εὐωδίασας
τὸ στίφος τῶν πιστῶν
ἀφ’ οὗ[59] μεμυρισμένοι,
πατέρα ὥσπερ τέκνα
ὀρθοδόξως ὑμνοῦμεν
τὸν[60] ἐν κινδύνοις ὑπέρμαχον[61].

Песнь 5. Бог мира, Отец щедрот

Изливая реки чудес
в Мирах, Николае,
миродышущие вечно,
ты облагоухал
множество верных.
Сего ради миропомазанные,
отца как чада
православно воспеваем
в опасностях поборника.

Ἀρετῶν
μυρίζων ἐν κάλλεσιν
καὶ θαυμάτων ἀστράπτων ἐν τέρασιν,
ὡραῖος ἐξανέτειλας
ἀστὴρ τῇ τοῦ Χριστοῦ,
Νικόλαε τρισμάκαρ,
αὐγάζων ἐκκλησίᾳ,
σκοτομήνην[62] διώκων
τῆς ἀδικίας ἱλαρώτατα.

Благоухая
красотами добродетелей
и блистая знамениями чудес,
ты воссиял прекрасной
звездой Христовой,
Николае треблаженный,
сияя Церкви,
безлунную тьму отгоняя
неправедности радостно.

Ὑπέρθεν
ὡς ἅρματι[63] μύρῳ τῷ σῷ
τῶν ἀγόνων διφρεύσας,
κατέσπευσας εἰς μένοντα
παράδεισον, Νικόλαε,
λαμπρῶς βασίλειον εἰς θεῖον
χαρᾶς εἰς εὐφροσύνην
διὰ μένουσαν δόξαν
καὶ ἀπαράλλακτον ἀπόλαυσιν.

Ввысь,
как на колеснице, на мире твоем
подвигов помчавшись,
ты поспешил в ожидающий
рай, Николае,
пресветло, в Царство Божественное,
в веселье радости,
для ожидающей славы
и неизменного наслаждения.

Θ. Μητέρα,
παρθένον Θεὸν ἐν γαστρὶ
συλλαβοῦσαν ἀσπόρως
καὶ τέξασαν ἡ φύσις σε
ἐγνώρισεν ὑπὲρ νοῦν
σαρκὶ συνειληφυῖαν
τὸν Λόγον ὑπὲρ λόγον[64],
διὰ τὸν λόγον
ὑπὲρ νοῦν κόσμον κοσμήσαντα[65].

Матерью,
Девой, Бога во чреве
Восприявшей бессеменно
и Родившей, природа Тебя
показала, паче ума
плотью Зачавшую,
Слово паче слова,
чрез слово[66], паче ума,
мир украсившее.

ΩΔ[Η] ΣΤ´. ΣΠΛΑΓΧΝΩΝ ΙΩΝΑΝ

Ἄιδει σοι τερπνῶς
ἡ Μύρων μητρόπολις,
σωρὸν θησαυρὸν
λειψάνων ἔχουσα
τῶν ἁγίων σου,
Νικόλαε ἔνδοξε,
πιστῶς πανηγυρίζουσα,
θαυμάτων ροαῖς
μύρΣ ποταμοῦ προχέουσα,
ἐκκλησίας μυρίζουσα σύστημα.

Песнь 6. Из утробы Иону

Поет тебя сладостно
Мир митрополия,
сокровищем прах
мощей имея
святых твоих,
Николае славный,
верно празднуя,
чудес потоками
миро рекой изливая,
церковное помазует собрание.

Л. 17 об.

Τέμενος σεπτόν,
δοχεῖον τίμιον,
τοῦ μύρου Χριστοῦ
φανεὶς ἐπάξιον[67],
εὐωδιάσας
τῶν θαυμάτων σταγῶσιν σου,
ὅσιε Νικόλαε,
τὸ στίφος τῶν ὀρθοδόξων,
χάριν ἐκ Θεοῦ γὰρ εἴληφας
τοῦ μυρίζειν τὸν κόσμον τοῖς θαύμασιν.

Л.17 об

Храм чтимый,
вместилище драгоценное,
мира Христова
явления достойное,
ты облагоухал каплями
чудес твоих,
преподобный Николае,
оплот православных,
благодать от Бога ты воспринял
миропомазать мир чудесами.

Ὥσπερ εὐθαλὴς
ἐξήνθησας, ὅσιε
Νικόλαε, φοῖνιξ[68]
ἐκκλησίᾳ Χριστοῦ,
καὶ ἐμύρισας
τοὺς πικρίᾳ κινδύνων
ἀλγοῦντας δεινῶς,
ἀντιλήψει θερμότητι,
μέγας ἐν ἀνάγκαις πρόμαχος
μυροτρόπως γὰρ πᾶσιν ἐγνώρισας.

Как благоцветный финик
ты процвел, преподобный
Николае,
для Церкви Христовой
и помазал
горечью бед
болеющих люто, услаждая
заступничеством теплым,
великий в скорбях защитник
мирообразно всем ты явился.

Θ. Νέκρωσιν ἡμῶν,
ζωὴν ἡ κυήσασα,
Παρθένε ἁγνή,
μόνη ἀπέβαλες
καὶ ἐζώωσας
ἐν τῷ τόκῳ σου φύσιν
τὴν βρότειον, τὸν ἄϋλον
ἐν μήτρᾳ γὰρ ἐχώρησας
Λόγον τὸν Πατρὶ συνάναρχον[69]
καὶ τῷ Πνεύματι, Κόρη, ὑμνούμενον.

Мертвенность нашу,
Ты единая отвергла,
Жизнь родив,
Дево Чистая,
и оживила
Рожденным Тобой
смертную природу, Невещественного
в утробе вместила,
Слово Воспеваемое, Дево,
Собезначальное Отцу и Духу.

ΩΔ[Η] Ζ´ ΟΙ ΠΑΙΔΕΣ ΕΥΣΕΒΕΙΑ

Παθῶν ἱλὺν ὡς σκῦλα
ἐκνικήσας, Νικόλαε, εἴληφας,
τῆς ἐγκρατείας τῷ πυρὶ
καταφλέξας, δὲ ἀνάθημα
σεαυτὸν Τριάδος φέρεις
μυροδόχον[70] βοῶν
ὁ τῶν πατέρων ἡμῶν Θεός,
εὐλογητὸς εἶ.

Песнь 7. Отроки благочестию совоспитанные
Страстей тину попалив
воздержания огнем, Николае,
как бы добычу ты взял,
победив, в жертву
себя Троице приносишь,
мироприемлющую, взывая:
«Отцов наших, Боже,
благословен еси».

Ληφθέντες ἀβουλίᾳ
οἱ στρατάρχαι ἐκ φθόνου πρὸς φόνον δεινόν,
τὸν ἐν τοῖς Μύροις σὲ λαμπρὸν
ὑφαπτόμενον ἀστέρα βοαῖς
εὐμυρίσαντες, ζωῆς
αἴτιον[71] ἔψαλλον
ὁ τῶν πατέρων ἡμῶν Θεός,
εὐλογητὸς εἶ.

Схваченные по неправедному совету
военачальники из зависти для убийства лютого,
В Мирах тебя пресветлую
засветившую звезду
призывами помазав (миром),
Виновника жизни воспевали:
«Отцов наших, Боже,
благословен еси!»

Ἐλαίῳ τῆς ἁγνείας
τὴν λαμπάδα μυρισθείς, Νικόλαε,
κόρας ὡς ἔσωσας τὸ πρίν,
ναυτιλλίας τὲ τὸ ὕστατον τῆς ἀγνοίας[72]
φῶς τοὺς ἄνδρας
ἐφελκύεις βοᾷν
ὁ τῶν πατέρων ἡμῶν Θεός,
εὐλογητὸς εἶ.

Елеем чистоты
светильник помазав, Николае,
как дочерей ты спас прежде,
так и в конце мужей
мореплавания от неведения к свету
ты извлекаешь, чтобы взывать:
«Отцов наших, Боже,
благословен еси».

Θ. Κραταίωμα σε, Κόρη,
καὶ ἱσχὺν καὶ δυναστείαν ἔχοντες
ὅπλον, ῥομφαῖαν, θυραιὸν
πρὸς ἐχθροὺς, Θεόπαις[73], ἄτρωτον
ἐκτροπούμενοι αὐτοὺς
πιστῶς κραυγάζομεν
ὁ τῶν πατέρων ἡμῶν Θεός,
εὐλογητὸς εἶ.

Державой Тебя, Дево
и силой, и владычеством имея,
доспехом, мечом, щитом
на врагов, Богоотроковице,
несокрушимым, обращая в бегство их,
верно вопием:
«Отцов наших, Боже,
благословен еси».

ΩΔ[Η] Η´. ΘΑΥΜΑΤΟΣ ΥΠΕΡΦΥΟΥΣ

Η ΔΡΟΣΟΒΟΛΟΣ

Ὡς Μύροις ἐν τῇ ζωῇ παροικήσας,
μετὰ θάνατον μύρα προχέεις,
μυρισθεὶς γὰρ κέχρισαι,
μυροτρόπως πνευματικαῖς
εὐμυρίσας καλλοναῖς,
ἱεραρχίας ὀσμή,
καὶ ἀροματίζεις μύροις κράζοντας·
εὐλογείτω ἡ κτίσις πᾶσα τὸν Κύριον
καὶ ὑπερυψοῖ εἰς πάντας τοὺς αἰῶνας.

Песнь 8. Чуда преестественного

Росодательная

Как в Мирах ты в жизни жил,
после смерти миро изливаешь,
благоуханно ты помазан был,
мирообразно духовными
ты умастил красотами,
иерархии благоухание,
и облагоухаешь миром вопиющих:
«Да благословит тварь вся Господа
и превозносит во все веки».

Κόσμος σου κρουνοῖς ἐν τοῖς τῶν μύρων, σοφέ,
μυρισθεὶς τρόποις, Πάτερ, θαυμάτων
ἡδυπνόοις[74] ἄνθεσιν
τῶν λογίων μυριστικοῖς, ὦ Νικόλαε,
ἐξᾴδει σου τὴν
καὶ πίστει βοᾷ ἐπαγαλλόμενος
εὐλογείτω ἡ κτίσις πᾶσα τὸν Κύριον
καὶ ὑπερυψοῖ εἰς πάντας τοὺς αἰῶνας.

Мир твоими потоками мира, о мудрый,
помазанный образами чудес, отче,
сладкодышущими цветами
таинственными словес, Николае,
воспевает твое успение
и верой, ликуя, взывает:
«Да благословит тварь вся Господа
и превозносит во все веки».

Ῥείθρῳ ἀρδευθεῖσα τῶν μύρων, Πάτερ,
ἐκκλησία τερπνῶς λελουμένη
νυμφικῶς ἐστόλισται
μυριπνόοις ἐν ἀρεταῖς
σου, Νικόλαε, καὶ γήθεται,
βοᾷν τῷ Χριστῷ
τὰ τέκνα αὐτῆς πιστῶς προτρέπουσα
εὐλογείτω ἡ κτίσις πᾶσα τὸν Κύριον
καὶ ὑπερυψοῖ εἰς πάντας τοὺς αἰῶνας

Потоком орошенная мира, отче,
Церковь, сладостно омытая,
как невеста украсилась,
миродышущими добродетелями.
твоими, Николае, и радуется,
чад своих верно научая
взывать ко Христу:
«Да благословит тварь вся Господа
и превозносит во вся веки».

Ὅλην σὲ τῷ κάλλει ἀμώμητον, Κόρη,
τοῦ Πατρὸς ἐνυπόστατος Λόγος
ἐφευρὼν ἐσκήνωσεν,
ὅλως ὅλῳ ὑπερφύως
ἑνωθείς μοι, γεγονὼς σάρξ
ὡς ηὐδόκησεν,
σώζων, Θεοτόκε, τοὺς κραυγάζοντας
εὐλογείτω ἡ κτίσις πᾶσα τὸν Κύριον
καὶ ὑπερυψοῖ εἰς πάντας τοὺς αἰῶνας.

Во всю Тебя красотой, непорочную, Дево,
Отца Ипостасное Слово
обретя, вселилось,
всецело всему сверхсущностно,
соединившись мне, стал плотию,
как благоволил,
спасая, Богородице, взывающих:
«Да благословит тварь вся Господа
и превозносит во вся веки».

ΩΔ[Η] Θ´ ΜΥΣΤΗΡΙΟΝ ΞΕΝΟΝþΡΩ ΚΑΙ

Τῶν ποιμένων
ὑπέρφωτον[75] σε λαμπτῆρα, σοφέ,
ἱερέων εὔκλειαν,
κανόνα τῶν μοναζόντων θεῖον
κινδύνων τὲ ῥύστην[76],
παθῶν ἐκδιώκτην,
νόσων ἴασιν πιστοῖς
ἡ Τριάς σε κατεμύρισεν[77], Νικόλαε.

Песнь 9. Таинство странное вижу

Пастырей
пресветлым тебя светильником, мудрый,
священников похвалой,
правилом монашествующих божественным,
от бед избавителем,
страстей прогонителем,
болезней исцелением для верных
Троица тебя миропомазала, Николае.

Ὁλοτρόπως,
Πάτερ, σαυτὸν θύμα τίμιον
Ἀβραὰμ προσήνεγκας.
ὡς ἄλλον Ἰσαὰκ ἐκ πόθου
καὶ κλίμακι, μάκαρ,
τῶν σῶν θαυμασίων
ἐρειδόμενος, Θεῷ
ἐκολλήθης μυρισθεὶς τρόποις, Νικόλαε.

Всецелым образом,
отче, ты себя в жертву драгоценную
как Авраам, принес
как другого Исаака от любви
и лестницей, блаженный,
твоих чудес
утверждаемый, к Богу
ты прилепился, миропомазан образами, Николае.

Ὑπερέστης
νεφοσαρκὸς τῆς παχύτητος
καὶ φωτὶ ἀΰλῳ δέ
πάτερ, καταλαμφθεὶς σου τὴν φρένα,
Νικόλαε, μύρῳ
χρισθεὶς ἱερεὺς
πιστῶς ἐγνώρισε τῇ σῇ εὐσημίᾳ[78],
τοὺς πιστοὺς θέλγων εἰς θείας μονάς.

Ты возвысился,
небоплотский, над дебелостью
и светом невещественным
отче, просвещенный душою
Николае, миром
помазанный священник
верно явил своим избранием,
верных восхищая в божественные обители.

Θ. Σὲ τὴν μόνην
ἐλπίδα, τεῖχος καὶ στήριγμα,
καὶ ἰσχὺν καὶ σκέπην μου
καὶ σθένος καὶ ζωῆς ταμεῖον
παθῶν τε διώκτην,
σεμνὴ Θεοτόκε,
τοῖς κινδύνοις μου θερμὴν
ὡς ἀντιληψιν προστίθημι τοῦ σώζεσθαι.

Тебя единую
надежду, стену и утверждение,
и крепость, и покров мой,
и силу, и жизни сокровище,
страстей изгнание,
честная Богородице,
как в бедах мое теплое предстательство
предлагаю во спасение.



[1] Великий канон, 4 песнь, 10 тропарь

[2] Современный тропарь «Правило веры». См.: Μηναῖον τοῦ Δεκεμβρίου. Ἀθῆναι, 1993. Σ. 75 (Далее – Μηναῖον).

[3] Традиционная тропарная гимнографическая формула, восходящая к греческому Ефрему Сирину: δόξα τῷ Ἁγίῳ Πνεύματι, τῷ… στεφανώσαντι ἡμᾶς ἐν ἀγαλλιάσει ἐν φωτὶ ἀληθινῷ καὶ ὑπερβαλλούσᾳ δόξᾳ, εἰς τοὺς αἰῶνας. Ἀμήν. («Слава Святому Духу, венчавшему нас в веселии, в свете истинном и превосходящей славе во веки. Аминь»). Ephraem Syrus. De paenitentia et compunctione. P. 332.

[4] Кондак (проэмий) праздника. Μηναῖον. Σ. 93.

[5] Седален. См.: Ἐκκλησιαστικὸς Φάρος. Τ. 39. 1940. Σ. 419.

[6] Седален. См.: Ἀνθολόγιον I–III. Romae. Cura Ph. Vitali. 1738. Ἐκκλησιαστικὸς Φάρος. Τ. 39. 1940. Σ. 419.

[7] В современной службе – четыре стихиры на подобен «Небесных чинов радование» поются на «Хвалитех» службы святому 6 декабря. См.: Μηναῖον. Σ. 117.

[8] Три стихиры на подобен «Егда от древа» поются на «Господи, воззвах» службы святому. См: Μηναῖον. Σ. 76.

[9] Cтихира Октоиха на «Господи, воззвах» 2-го гласа, среда, вечер. См.: Παρακλητικὴ. Σ. 98.

[10] Νήφει – PaR 150.

[11] Там же.

[12] Три стихиры на стиховне службы 6 декабря (подобен – «Радуйся, подвижнических»). См.: Μηναῖον. Σ. 76.

[13] Здесь видно влияние Феодора Студита: φωστῆρα ἀειλαμπῆ τοῖς ἐξ ἀγνοίας καὶ ἁμαρτίας νυκτομαχοῦσιν γνωριζόμενον («Cветильник вечносветлый, распознаваемый теми, кто борется с ночью неведения и греха». – TheodorusStudites. Epistula. 11. (Anastasio episcopo Cnosiae). 67. Fatouros. Vol. 1. P. 36).

[14] Ср.: Ἰωσὴφ ὁ περιβοητὸς πανταχοῦ… («Иосиф, восхваляемый повсюду»). AndreasCretensis. Encomium in s. Nicolaum // PG. 97. 1196.

[15] Редкое слово, обозначающее помощь. ἀῤῥωγή· βοήθεια] Hesychius. A 7744.

[16] Cлово, употребительное в студийской среде. См. письмо Феодора Студита к Михаилу царю: ἡ κραταιὰ χεὶρ τοῦ θεοῦ σῴζοι σε, τὸν κοσμοπόθητον καὶ θεοφιλῆ, τὸν βασιλέα τῶν χριστιανῶν. («Крепкая рука Бога да спасет тебя, мировожделенного и боголюбивого царя христиан». – Epistula. 429, 45).

[17] Слово, нигде более не зарегистрированное.

[18] Буквально – от обстояния.

[19] Термин, типичный для Ареопагитик. Встречается также в кондаке на Иоанна Златоуста, приписываемом Роману Сладкопевцу: τοὺς πάντας φωταγωγῶν, ὁδηγῶν καὶ συνετῶν («Всех световодительствующий, наставляющий и вразумляющий»). Romanus (Dub.). Hymn. 63. 4. 12. in Johannem Chrysostomum.

[20] Аллюзия на 22-й псалом: «Если и пойду посреди тени смертной (ἐν μέσῳ σκιᾶς θανάτου), не убоюcь зла». (Пс. 22: 4). Намек на избавление св. Николаем трех граждан и двух воевод от смерти.

[21] Буквально – световодительствующий». Participium Praesentis Activi.

[22] В Новом Завете образ звезды – христологический: «Я есмь звезда светлая и утренняя» (Откр. 22: 16); в гимнографии – один из символов Пресвятой Богородицы: χαῖρε, ἀστὴρ ἐμφαίνων τὸν ἥλιον· («Радуйся, звезда, являющая Солнце») (Акафист, 1-й икос).

[23] См. RomanusMelodus. Hymnus in Joannem Theologum:τοὺς ἐνβυθῷ ἀπωλείας κα σκότ καθεύδοντας καὶ ζάλῃ ἁμαρτημάτων κρατουμένους ἀνείλκυσας, ἔνδοξε («Во глубине погибели и тьме спящих и бурей грехов одержимых, ты извлек, славнее»). Hymnus 60. 22.

[24] Пс. 22: 2.

[25] διὸ καὶ τὸ γεννώμενον ἐκ σοῦ ἅγιον κληθήσεται υἱὸς θεοῦ, σύμμορφος, συνομοούσιος, συναΐδιος τῷ πατρί («Посему и рождаемое от Тебя святое наречется – Сын Божий, сообразный, соединосущный, совечный Отцу»). Gregorius Nyssenus. In Annuntiationem. L. 49.

[26] Буквально – в утробы.

[27] ὁ πλαστουργιθείς

[28] Буквально – как благоутробный.

[29] Cм.: AndreasCretensis. Encomium in Sanctum Nicolaum: Καὶ γὰρ οἷόν τις ὁπλίτης στρατάρχος κατὰ τῶν ὁράτων ἐχθρῶν στρατευσάμενος («И как будто некий воин или военачальник, воинствующий на врагов невидимых»). PG. 97, 1197 B.

[30] ἱεροσύνῃ

[31] εὐκλεής

[32] Возможно, этот тропарь связан с чудом cв. Николая, связанным с поражением арабов, о котором упоминает Феофан Исповедник в «Хронографии» за 805 г.: ἐν δὲ τῷ ἐπανέρχεσθαι Χουμεὶδ φανερῶς κατεπολεμήθη ὑπὸ τοῦ ἁγίου καὶ θαυματουργοῦ Νικολάου. ἐλθὼν γὰρ εἰς τὰ Μύρα καὶ τὴν ἱερὰν αὐτοῦ συντρίψαι πειραθεὶς λάρνακα ἄλλην ἀντ’ ἐκείνης πλησίον παρακειμένην κατέκλασεν· αὐτίκα τε πολλὴ ἀνέμων καὶ θαλαττίων κυμάτων, βροντῶν τε καὶ ἀστραπῶν ἀνωμαλία τὸν στόλον κατέλαβεν, ὡς ἱκανὰ συντριβῆναι σκάφη, αὐτόν τε τὸν θεομάχον Χουμεὶδ ἐπιγνῶναι τὴν τοῦ ἁγίου δύναμιν καὶ παρ’ ἐλπίδα τὸν κίνδυνον ἐκφυγεῖν («Когда же Хумейд возвращался, то он явно потерпел поражение от святого и чудотворца Николая. Ведь когда он пришел в Миры и попытался сокрушить его раку, то он разбил другой саркофаг, находившийся рядом. И немедленно великая буря, с ветрами и морскими волнами, громами и молниями охватила его флот, сокрушила достаточное число кораблей. И сам богоборный Хумейд признал силу святого и сверх надежды спасся от опасности»). Theophanis. Chronographia / Ed C. de Boor. Lipsiae, 1883. P. 483. Сам образ изливаемого мира, укрощающего бурю, связан с практикой выливания масла за борт в шторм. Вероятно, в самом образе есть отголоски чуда об Артемиде и рассказа о Танаисских купцах.

[33] Глагол μυρίζω – полисемантичен. Означает как «благоухаю», так и «помазую», «умащаю».

[34] Cм.: Исх. 18: 19. Образ Моисея в этом месте не случаен, отчасти он обусловлен 1-й библейской песнью канона (Исх. 15).

[35] τρέπον

[36] Исх. 3: 2–5.

[37] Авв. 3. Cм. Также: Св. Ефрем Сирин (греческий): ὄρος ἀρεταῖς κατάσκιον, ὃ προεῖδεν Ἀββακούμ· ὄρος ἀλατόμητον τοῦ Δανιήλ· («Гора, добродетелями осененная, которую провидел Аввакум. Гора, не секомая Даниила»). Precationes ad Dei Matrem. Ὁσίου Ἐφραὶμ τοῦ Σύρου ἔργα, Τ. 7 / Ἐκδ. Κωνσταντίνος Γ. Φραντζόλης. Θεσσαλονίκη: Το περιβόλι της Παναγίας, 1998. Σ. 366.

[38] Прообраз, восходящий к Ис. 19?: 1. В колоне не хватает четырех слогов.

[39] Ис. 7: 17. Программа ветхозаветных цитат во многом совпадает с 9-й песнью Благовещенского канона (особенно 6-й тропарь).

[40] Наречие φερωνύμως весьма типично и частотно для студийской традиции. Только в письмах св. Феодора Студита оно встречается 14 раз.

[41] Данное слово встречается только у Геродиана: γιγαντολέτης· βροτολέτης· ψυχολέτης. Herodianus. Partitiones / ed. J.F. Boissonade, Herodiani partitiones. London, 1819 (repr. Amsterdam: Hakkert, 1963) P. 211.

[42] ὀθῶν

[43] Cлово встречается только у св. Феодора Студита: εἰπὲ αὐτῷ πατροπρεπεῖ διαλέξει («Скажи ему отцеподобающей речью»). TheodorusStudites. Epistula. 471, 4. Fatouros. Vol. 2. P. 677.

[44] Возможно, эти слова указывают на Мир Ликийских заказчиков канона.

[45] Редкая лексема, в значении «избавляться от опасностей» присутствует только у св. Иоанна Дамаскина в энкомии св. Варваре: καὶ πάντων ἐκλυτροῦνται κινδύνων καὶ περιστάσεων. См.: PG. 96. 797; также PG. 96. 813.

[46] τὸν

[47] Cлово ὑπέρθεος типично для Ареопагитик. В богословской литературе употребляется в основном применительно к Троице. Относительно одного Сына встречается у Иоанна Дамаскина: ὁ ἀγαπητὸς αὐτοῦ υἱὸς Ἰησοῦς ὁ ὑπέρθεος («возлюбленный его сын Иисус Пребожественный). Epistula de hymno trisagio / Die Schriften des Johannes von Damaskos, B. 4 / Ed. B. Kotter (Patristische Texte und Studien. B. 22). Berlin: De Gruyter, 1981. S. 326. Формула ὁ ὑπέρθεος Λόγος присутствует в каноне Николая Мистика в честь преподобномученика Григория, написанном в кон. IX – нач. Х в.

Ἄχραντε θεοτόκε,
ἡ σεσαρκωμένον τὸν ἀίδιον
καὶ ὑπέρθεον λόγον
ὑπὲρ φύσιν τεκοῦσα, ὑμνοῦμέν σε.

Непорочная Богородице,
Воплощенное, Вечное
и Пребожественное Слово
Сверх природы Родившая, поем Тебя.

Opuscula diversa / Ed. L.G. Westerink. Nicholas I, Patriarch of Constantinople, Miscellaneous Writings (Corpus Fontium Historiae Byzantinae, Series Washingtonensis 20). Washington, D.C.: Dumbarton Oaks, 1981. P. 204.

[48] Здесь весьма показательна связь между Мирами Ликийскими и неблаговонным Ликийским терновником.

[49] μίραν

[50] ψίφός

[51] Термин τρισσοφεγγής присутствует в каноне Иоанна Дамаскина (или Иоанна Арклийского) на Пятидесятницу: τρισσοφεγγής τῆς Θεαρχίας τύπος ib. – PG. 96. 837A; Πεντηκοστάριον χαρμοσυνόν. Ἀθῆναι, 1992. Σ. 224. Само сочетание «трисиятельного мира» говорит о явлении синестезии. У Иосифа Песнописца в каноне апостолам 8-го гласа (3-я песнь, 2-й тропарь) присутствует близкий термин – τρισσοφαής. Этот образ проявляется также в первом кондаке св. Николаю:

μυρίζων πάντας τούς σοι προστρέχοντας
τῷ μύρῳ τῆς χάριτος
τοῦ παναγίου πνεύματος, ὅσιε,
μύρῳ νοητῷ, μύρῳ φωτίζοντι

Умащая всех к тебе прибегающих
миром благодати
Всесвятаго Духа, преподобне,
миром духовным, миром просвещающим.

(Kond. 77. Sect. 6).

[52] μυρισθὴς

[53] εὐοδίασαν

[54] Буквально – русла рек. Возможная аллюзия на Быт. 2: 10 – река, вытекающая из Эдема и орошающая землю.

[55] Ин. 7: 39. Возможная аллюзия на праздник Преполовения.

[56] Термин крайне редкий. Впервые встречается у греческого Ефрема Сирина: Δέσποινα, ὑπεραγία μου Θεοτόκε, κεχαριτωμένη Θεογεννήτρια («Владычице, Пресвятая моя Богородице, благодатная Богородительнице»). Ephraem Syrus. Precationes ad Dei matrem. 4. P. 362.

[57] βομοὺς

[58] Редкое слово. Впервые встречается в Сивиллиных оракулах: τὴν Λυκίης ἄμυρον καὶ τὴν μυρίπνουν ποτε χέρσον («ликийский терновник и мироблагоухающую некогда сушу»). Oracula Sybillina. 5. Встречается также у св. Григория Богослова в «Нравственных поэмах»: Εἴπες ἄν, ὡς «Ὁ πατὴρ ἦν καλὸς, ἢ μυρίπνους» («Скажешь ты: “Отец был прекрасен или миродышущ”«). PG. 37. 851.

[59] ἀφ’ ᾧ

[60] τῶν

[61] Применительно к иерарху встречается в письмах св. Феодора Студита: ἀλλ’ εὐλογητὸς ὁ θεός, ὃς ἐν τοιούτῳ σεισμῷ ἀσεβείας τηλικοῦτον ὑπέρμαχον ὁμοῦ καὶ κυβερνήτην τῇ ἑαυτοῦ ἐκκλησίᾳ ἐδωρήσατο («Но благословен Бог, Который в таковом землетрясении нечестия даровал Своей Церкви такого поборника и кормчего»). TheodorusStudites. Epistula 423. 3. Nicetae hegumeno. Fatouros. Vol. 2. P. 592.

[62] Возможная аллюзия на 10-й псалом: ὅτι ἰδοὺ οἱ ἁμαρτωλοὶ ἐνέτειναν τόξον, ἡτοίμασαν βέλη εἰς φαρέτραν τοῦ κατατοξεῦσαι ἐνσκοτομήν τοὺς εὐθεῖς τῇ καρδίᾳ («Ибо се, грешники напрягли лук, приготовили стрелы в туле стрелять во мраке правых сердцем»). Пс. 10: 3. См. также у св. Феодора Студита: Γενοίμεθα, ὦ ἀδελφοί, ἐν τῇ γενεᾷ ταύτῃ τῇ σκολιᾷ καὶ διεστραμμένῃ ὡς φωστῆρες αὐγάζοντες τοῖς ἐν σκοτομήνῃ τῆς αἱρέσεως («Да будем, братие, в роде сем лукавом и извращенном как светильники, сияющие тем, кто пребывает во мраке ереси»). Epistula. 301. 6. Fatouros. Vol. 2. P. 440.

[62] О связи с образом пророка Илии. см. введение в публикацию. См. также первый кондак св. Николаю:

Ὁ Θεσβίτης ποτὲ ἐπιδίφριος ἤγετο,
σὺ δέ, πάτερ, ταῖς σαῖς ἀρεταῖς ὡς ἐν ἅρματι
ἐπιβὰς ἀνῆλθες ἔνδον τῶν ἀδύτων

Илия некогда колесничник возносился,
Ты же, отче, на добродетелях, как на колеснице,
Взойдя, взошел внутрь Недоступного.

Hymnus 77, 14.

[63] См. 1-й кондак св. Николаю:

Ὁ Θεσβίτης ποτὲ ἐπιδίφριος ἤγετο,
σὺ δέ, πάτερ, ταῖς σαῖς ἀρεταῖς ὡς ἐν ἅρματι
ἐπιβὰς ἀνῆλθες ἔνδον τῶν ἀδύτων

Илия некогда колесничник возносился,
Ты же, отче, на добродетелях, как на колеснице,
Взойдя, взошел внутрь Недоступного.

Hymnus. 77. 14.

[64] Возможная реминисценция из тропаря на малое освящение воды: Θεοτόκε, ἡ τεκοῦσα τὸν Λόγον ὑπὲρ λόγον

(«Богородице, родившая Слово паче слова»).

[65] Об игре словами см. выше. Возможно, она восходит к Астерию Софисту: καὶ μόνος ὁ κόσμος οὐκ ἔχει τὸν κοσμήσαντα («И только один мир не имеет украсившего его»). Asterius. Commentaria in psalmos. 25, 9. В этой строфе присутствуют метрические неправильности, в последнем стихе не хватает одного слога, в предпоследнем – двух.

[66] Аллюзия на формулу 1-й главы книги Бытия (Шестоднев). «И сказал Бог…» (Быт. 1: 3 и далее), а также – на учение о творении мира через Слово Божие.

[67] Ср.: Роман Сладкопевец. Кондак на Великую среду: Δός μοι, εἰ ἔχεις, ἐπάξιον μύρον τοῦ φίλου μου («Дай мне, если имеешь миро, достойное Друга моего»). Hymnus. 21. Sect. 9.

[68] Цитата из 91-го Псалма: δίκαιος ὡς φοῖνιξ ἀνθήσει («Праведник, яко финикс, процветет»). Пс. 91: 13.

[69] Возможная цитата из воскресного тропаря 5-го гласа: Τὸν συνάναρχον Λόγον Πατρὶ καὶ Πνεύματι. («Собезначальное Слово Отцу и Духу»). Παρακλητική. Σ. 238. См. также слово Иоанна Златоуста на Рождество: τέξῳ υἱὸν συνάναρχον τῷ Πατρὶ, τέξῳ υἱὸν συναΐδιον τῷ Πνεύματι («Родишь Сына, собезначального Отцу, родишь Сына, совечного Духу»). JoannesChrysostomus. In Christi die natalem // PG. 61. 738.

[70] Крайне редкое слово. См. у Псевдо-Афанасия: ὦ θεοφίλεια ψυχῆς! ὦ μυροδόχον σκεῦος («О боголюбие души! О мироприемлющий сосуд»). Athanasius. In nativitatem praecursoris // PG. 28. 908.

[71] Реминисценция из 7-й песни 2-го тропаря Пасхального канона: καὶ σκιρτῶντε ὑμνοῦμεν τὸν αἴτιον, τὸν μόνον εὐλογημενον πατέρων Θεὸν («И играя, воспеваем виновного, Единого благословенного отцов Бога»). Πεντηκοστάριον. Σ. 4.

[72] Основное чтение текста – ἀγνείας. Чтение ἀγνοίας – более поздняя правка черными чернилами.

[73] В значении «Богоотроковица» впервые встречается у св. Феодора Студита: Στεῖραι, εὐέλπιδες ἔστε πρὸς τὴν πρὶν στειρεύουσαν, εἶτα θεόπαιδα γεννήσασαν ἀποσκοπεύουσαι («Неплодные, исполнитесь благих надежд, созерцая прежде неплодную, а затем родившую Богоотроковицу»). TheodorusStudites. Homilia in nativitatem Deiparae // PG. 96. 681.

[74] Χαῖρε, κρῖνον, δύπνους ῥοδωνία τοῦ Πνεύματος («Радуйся, лилия, сладкоблагоуханная роза Духа»). TheodorusStudites. In Nativitatem // PG. 96. 692.

[75] ὡς ἀρχίφωτος καὶ ὑπέρφωτος («как светоначальный и сверхсветлый»). DionysiusAreopagita. De divinis nominibus. P. 150.

[76] Ср. с 1-им кондаком св. Николаю:

ἀεὶ γὰρ σὲ πάντες προστάτην καὶ ῥύστην
ἐν πειρασμοῖς τε καὶ περιστάσεσι
συνήθως προβάλλομεν

Всегда тебя все, предстателя и избавителя,
В искушениях и обстояниях
По обычаю призываем.

Hymnus. 77. 21, 4.

[77] τῷ Πνεύματι τῷ ἁγίῳ καταμυριζόμενος, καὶ εὐωδιάζων τὰ σύμπαντα («Духом Святым миропомазанный и облагоухающий все»). JoannesChrysostomus. In sanctum Stephanum // PG. 63. 932A. Ср. также 1-й кондак св. Николаю:

μύρῳ σῶν εὐχῶν τὸ τῆς καρδίας μου
δυσῶδες ἅπαν καταμυρίζων,
καὶ καταρδεύων μου τὸν νοῦν
ὄμβροις τοῦ θείου πνεύματος

Миром молитв твоих сердца
смрад весь облагоухающий
и орошающий мой ум
дождями Божественного Духа.

Hymnus. 77. 25.

[78] Это слово есть только у Аристотеля: ἐφ’ ὧν ἂν εὐσημία γένηται. δεῖ δὲ προβούλευμα γενέσθαι καὶ περὶ τούτων («И бывает их избрание (т.е. 6 пританов). Надлежит же, чтобы и об этом состоялся предварительный совет»). Aristoteles. Politeia Atheniensium. Sect. 44. 4.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских в свете современных исследований Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских в свете современных исследований
Юлия Комлева
Заимствованием из жизнеописания Николая Пинарского ученые признают, например, имена родителей святого — Епифания и Нонны, описание крещения младенца, простоявшего два часа в купели, сказание о том, что дядя святого, архимандрит Николай, начал строительство храма во имя Святого Сиона, а племянник его окончил и по посвящении в сан пресвитера создал при этом храме монастырь, чудо укрощения бури во время путешествия в Иерусалим и воскрешения упавшего с мачты юноши по имени Аммоний, и другое.
Николай Чудотворец Николай Чудотворец
Прот. Андрей Ткачев
Николай Чудотворец Николай Чудотворец
Протоиерей Андрей Ткачев
Святитель Николай учит нас творить добро, причем втайне, не афишируя свое доброделание. Второй же его урок нам заключается в необходимости оберегать и воспитывать своего внутреннего человека. К монашескому образу жизни склонны очень немногие. Но совершать временное бегство от суеты, находить время для молчания и молитвы обязан каждый, кто не весь вывернут наизнанку и живет только внешним, кто хранит и оберегает свой внутренний мир.
«Русский бог» «Русский бог»
Александр Парменов
Видели ли вы хотя бы один храм, в котором на почетном месте не оказалось бы иконы святителя Николая? И не увидите. Да что храм, в любой благочестивой семье есть своя Николина икона. А сколько по всей земле нашей Никольских храмов, приделов, часовен! Иностранцы, недоумевая, чем это мог так тронуть таинственную славянскую душу архиерей из далекой Малой Азии, прозвали святителя Николая «русским богом».
Комментарии
Ilona22 мая 2013, 13:52
Dobryj denj,

Hristos Voskrese! S prazdnikom!

Ne mozhete pozhalujsta objasnitj mne kto takaja svjashennaja dvoica, moj russkij ne ochenj horoshij:

Церкви цветы облетая
Священной двоицы
Невидимых

S uvazheniem,
Ilona
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×