Православный календарьПравославный календарь
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.

Антиохийский патриархат в эпоху арабского и латинского господства

Источник: Святая Гора

После убийства в 695 году патриарха Александра II начался период сорокалетнего безвременья – Церковь никем не управлялась, а многие христиане в условиях давления со стороны властей были исламизированы. Арабы явно покровительствовали несторианам в ущерб православным. Долгожданное рукоположение Антиохийского Патриарха состоялось около 640 года в Константинополе. Им стал Македоний, однако ни он, ни его преемники не решались появляться в завоеванной арабами Сирии, руководя делами Антиохийского патриархата из византийской столицы.

С IXв. предстоятелями Антиохийской Церкви все чаще стали избираться представители коренного населения Сирии, а арабский язык начал повсеместно использоваться в богослужении и делопроизводстве. Власти халифата в этот период открыто вмешивались в избрание патриархов, проводя к церковному главенству своих ставленников (которыми нередко были чиновники, не носившие ранее духовного сана).

Ослабление мусульманской империи породило в арабской среде всплеск фанатизма и нетерпимости. Эти тенденции нашли поддержку на высшем государственном уровне. Халиф аль-Мутаваккиль издал ряд указов, серьезно ограничивавших права немусульманского населения и предусматривавших разрушение всех церквей, построенных после арабского завоевания. После подавления восстания в городе Эмесе, поддержанного недовольными репрессивной государственной политикой христианами, халиф повелел изгнать всех православных из города и разрушить принадлежащие им храмы. Эти гонения привели к резкому сокращению христианского населения: часть «мелькитов» бежала в Византию, другая приняла ислам. Нападения на христиан и волнения на религиозной почве продолжались вплоть до середины X столетия.

Император Никифор Фока Император Никифор Фока
В 969 году византийский император Никифор Фока освободил Сирию, после чего обычной стала практика избрания Антиохийского патриарха в Константинополе при участии императора. Это, однако, не препятствовало предстоятелю Антиохийской Церкви проводить достаточно независимую от византийских церковных и политических властей политику. Короткий период ромейского владычества (970-1084) был отмечен обьявлением политики веротерпимости и административной церковной реформой. Среди антиохийских патриархов в этот период встречались не только греки и армяне, но и арабоязычные сиро-палестинцы.

Этапным стало патриаршество Петра III (1062-1057), отличившегося попытками примирить Восточную и Западную Церковь и избежать между ними раскола. Он не захотел отлучать папу римского, надеясь на будущее покаяние Римской Церкви. Что, однако, не помешало ему в письменной форме выступить с осуждением латинских заблуждений, где, в частности, назвал интерполяцию Filioque в Символ Веры «худшим из зол».

Завоевав Антиохию (1098) крестоносцы враждебно отнеслись к сирийским христианам, не допустив их в правящее сословие и не ослабив на них государственного давления. В 1100 году на место изгнанного православного патриарха Иоанна Оксита был поставлен латинский прелат. Так был основан антиканоничный Латинский патриархат.

    

Православный патриарх вынуждено покинул свою паству, более чем на пятьдесят лет оставив антиохийских христиан без предстоятеля. В последующие годы борьба между латинским и православным патриархатом получила продолжение. Латинские патриархи замещали кафедры православных епископов католиками, продолжалось и параллельное преемственное существование православной иерархии. Сложные взаимоотношения между византийскими, местными и западными церковными и светскими властями способствовали перерастанию жизни антиохийских христиан в сложный клубок интриг и противоречий.

В 1155 году Мануил Комнин добился поставления рукоположенного в Константинополе православного патриарха Афанасия I Манасси (1161-1170). Однако после его гибели в результате землетрясения трудности с доступом православных патриархов на кафедру продолжились. Многие из предстоятелей Антиохийской Церкви назначались и проживали в Константинополе. Они поставляли митрополитов на вакантные кафедры, но сами никогда не ступали на территорию своего патриархата, оставаясь вдали от своей паствы.

С 1268 по 1517 годы Сирия находилась под владычеством мамлюков. В ходе штурма Антиохии большинство жителей города было убито, ранено или продано в рабство. Главный город Сирии потерял былое могущество и превратился в небольшое малозначимое селение. Антиохийские православные патриархи также покинули город и после многолетних скитаний обосновались в Дамаске – новом административном и культурном центре региона.

Латинский клир был изгнан из страны, однако это никак не сказалось на жизни православной общины, которая по-прежнему оставалась непростой. Многие христианские храмы и учреждения были в этот период разрушены или конфискованы. Значительная часть чиновников-немусульман уволена со своих постов. Религиозная политика мамлюков отличалась значительно большим уровнем нетерпимости, чем это было свойственно прежним правящим мусульманским династиям. Особенно жестокими были гонения в правление мамлюкского султана Али ибн Шаабана (1362-1376). Было разрушено несколько монастырей и предан смерти патриарх Михаил I (1375).

Из последующих событий достойно упоминания случившееся в правление патриарха Михаила II (1395-1412) покорение Дамаска и Халеба Тимуром, принесшее городу большие материальные разрушения.

Флорентийская Уния не была принята Антиохийским патриархом Дорофеем (представителем которого на Фераро-Флорентийском соборе и был знаменитый Марк Эфесский).

    

  

Источник: Святая Гора

3 октября 2013 г.

Рейтинг: 6 Голосов: 4 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Елена Гороховик 4 сентября 2015, 21:55
Господи помилуй
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Афанасий Зоитакис

Новые материалы

Выбор читателей

×