Москва, 22 октября 2013 г.
Вступительную лекцию прочитал ректор Общецерковной аспирантуры, председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион. Лекция была посвящена внешним церковным связям Русской Православной Церкви.
Владыка Иларион кратко напомнил историю одного из старейших Синодальных учреждений, рассказал о тех, кто в разное время возглавлял работу ОВЦС, отметив, в частности, что в течение почти двух десятилетий председателем Отдела был митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Патриарх Московский и всея Руси. Он занял этот пост в переломный период отечественной истории. «То было время, когда уже происходил распад Советского Союза, когда ослабла атеистическая идеология, когда очень сильно ослабела государственная власть и практически по всей территории Советского Союза начались межнациональные конфликты. Церковь должна была очень быстро отреагировать на изменившуюся ситуацию», − напомнил владыка Иларион, подчеркнув очень важную миротворческую и общественную роль Русской Православной Церкви как в ситуациях межнациональных конфликтов, так и в условиях гражданских противостояний.
Председатель ОВЦС констатировал, что последние 25 лет в жизни Русской Православной Церкви можно охарактеризовать как время полномасштабного возрождения церковной жизни. За этот период силами прихожан при поддержке благотворителей и содействии государственной власти было открыто 25 тысяч храмов и 800 монастырей. Этот факт приобретает еще большее значение в сравнении с развивающейся секуляризацией европейского общества.
«Особые условия, в которых находится наша Церковь, обязывают и заставляют активизировать зарубежную деятельность», − продолжил митрополит Иларион.
Председатель ОВЦС рассказал о взаимоотношениях между Поместными Православными Церквами, о подготовке к Всеправославному Собору, начавшейся более 50 лет назад. В 1961 году прошло Всеправославное совещание, на котором было озвучено более ста тем, интересующих Православные Церкви. На последующих встречах каталог тем был сокращен, и Православные Церкви согласились о том, что обсуждение будет проходить по десяти основным вопросам − они были сформулированы в 1976 году первом Всеправославном предсоборном совещании в Шамбези. В их числе − такие темы, как православная диаспора, автокефалия и способы ее провозглашения, автономия и способ ее провозглашения, диптихи, календарный вопрос, препятствия к браку, приведение в соответствие церковных постановлений о посте, отношение Православных Церквей к остальному христианскому миру, Православие и экуменическое движение, вклад Поместных Православных Церквей в торжество христианских идей мира, свободы, братства и любви между народами и устранения расовой дискриминации.
Была отмечена необходимость тщательно подготовить Собор не только с содержательной, но и с процедурной стороны, чтобы на нем были учтены позиции каждой из Поместных Церквей. Для этого при принятии решений необходимо строго следовать принципу консенсуса.
Коснувшись темы межхристианских отношений, владыка Иларион упомянул о том, что важным вопросом во взаимоотношениях с католиками, помимо богословского диалога, является сотрудничество в вопросах социального служения и сохранения нравственных основ жизни людей. «Здесь у нас очень широкое поле для взаимодействия, потому что в современном секулярном мире и православные, и католики сталкиваются с одними и теми же вызовами, − констатировал он. − Это, прежде всего, вызов секулярной идеологии, которая вообще не признает абсолютных нравственных ценностей, в связи с чем сейчас на Западе пропагандируется гомосексуализм, вводятся законы об однополых союзах, однополым парам предоставляется право усыновлять детей и т.д. По отношению ко всем этим вопросам у нас и католиков подход практически одинаковый. И мы сегодня, не имея согласия с Католической Церковью по целому ряду богословских и экклезиологических вопросов, можем трудиться вместе для защиты традиционных нравственных ценностей, и это направление сотрудничества мы активно развиваем».
Обратившись к теме отношений с протестантскими деноминациями, председатель Отдела внешних церковных связей указал на то, что сейчас, почти накануне 500-летия Реформации, протестантский мир представляет собой очень пеструю картину разных христианских сообществ, из которых одни сохраняют определенную близость к католичеству, другие ушли от него очень далеко. Есть протестантские общины, которые придерживаются традиционных моральных ценностей (как, например, российские баптисты), тогда как в странах Запада и Севера Европы, в Северной Америке в протестантских общинах преобладает либеральный дух, то есть стремление подстроиться под современные стандарты (хотя и в Америке есть сильное консервативное крыло − баптисты). «Либерализм в 70-80-е годы под влиянием феминистского движения привел к тому, что в протестантских общинах начали вводить женское священство, а сейчас вводится уже женский епископат. Если же говорить о нравственном учении, то нужно отметить, что в ряде общин оно сейчас модифицируется в угоду современным секулярным стандартам. Уже есть такие, где вводятся ритуалы благословения однополых союзов, − рассказал владыка Иларион. − Мы с такими общинами разрываем всякие контакты, потому что считаем, что есть черта, которую преступать нельзя».
Глава ОВЦС сформулировал принципы, на которых строятся контакты с протестантскими общинами в сложившейся ситуации: «Мы фактически отказались от богословского диалога (хотя с некоторыми общинами ведется диалог с целью удержать их от роковых шагов), однако взаимодействуем по международной и социальной проблематике. В частности, в последние годы перед всем христианским сообществом очень остро стоит проблема гонений на христиан в государствах Ближнего Востока и Северной Африки, в ряде других стран. На мой взгляд, это сегодня проблема номер один. Речь идет о том, сохранится ли христианство в регионе, где оно зародилось и существовало на протяжении двух тысячелетий».
Митрополит Волоколамский Иларион напомнил, что в Ираке, где десять лет назад при Саддаме Хусейне проживало полтора миллиона христиан, сейчас их осталось 250−150 тысяч, т.е. одна десятая часть, и христианское население постоянно уменьшается. «Мы видим, что происходит в Египте, где мусульмане нападают на коптские храмы и где происходит массовый исход христианского населения, − продолжил иерарх. − Практически не осталось христиан в Ливии, Афганистане, Пакистане, в целом ряде других стран. Сегодня под вопросом дальнейшее существование христиан в Сирии, потому что если там придут к власти люди, которые отрезают головы верующим во Христа, громят христианские храмы и оскверняют святыни, то они не позволят христианам существовать в этой древней земле. По сути дела, речь идет о судьбе целой Поместной Церкви − Антиохийской. Этот вопрос очень серьезный, который требует солидарных усилий, в том числе усилий христианских Церквей. И я должен сказать, что наш диалог приносит определенные плоды».
Было отмечено, что такой диалог с протестантскими общинами ведется как на двусторонней основе, так и на площадке межхристианских организаций.
Слушателями первой лекции стали:
- eпископ Алатырский и Порецкий Феодор;
- епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий;
- епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий;
- епископ Барышский и Инзенский Филарет;
- епископ Бежецкий и Весьегонский Филарет;
- епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон;
- епископ Губкинский и Грайворонский Софроний;
- епископ Железногорский и Льговский Вениамин;
- епископ Зарайский Константин, ректор Коломенской духовной семинарии;
- епископ Калачинский и Муромцевский Петр;
- епископ Кинельский и Безенчукский Софроний;
- епископ Кинешемский и Палехский Иларион;
- епископ Котласский и Вельский Василий;
- епископ Кузнецкий и Никольский Серафим;
- епископ Магнитогорский и Верхнеуральский Иннокентий;
- епископ Мариинский и Юргинский Иннокентий;
- епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам;
- епископ Ржевский и Торопецкий Адриан;
- епископ Тарский и Тюкалинский Савватий;
- епископ Тувинский и Кызыльский Феофан;
- епископ Уваровский и Кирсановский Игнатий;
- епископ Уржумский и Омутнинский Даниил;
- епископ Шуйский и Тейковский Никон;
- епископ Элистинский и Калмыцкий Зиновий;
- епископ Яранский и Лузский Паисий.
На лекции, прошедшей в Отделе внешних церковных связей, присутствовали также секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры А.И. Мраморнов, сотрудники ОЦАД.
В рамках программы курсов будут рассмотрены темы церковно-государственных отношений, внутреннего устройства Церкви, а также актуальные общественные и научно-богословские вопросы. Слушатели курсов будут сослужить за Божественной литургией Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Состоится также беседа с Предстоятелем Церкви.
Кроме того, новопоставленные архиереи примут участие в открытии международной конференции «Научно-богословское осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий», которая пройдет 24-26 октября 2013 года.
Второе занятие в рамках курсов провел проректор Общецерковной аспирантуры протоиерей Владимир Шмалий, посвятивший свое выступление актуальным вопросам богословской науки.